Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Особое внимание уделяется адаптации школьников, так как она представляет собой динамичный процесс, способствующий возрастному развитию ученика.
Адаптация пятого класса в средней школе является многофакторным и сложным процессом. В отличие от многих других стран, в России дети учатся в одном коллективе на протяжении 9 лет. Это означает, что социализация детей происходит в закрытой системе, где основной акцент делается на взаимодействии со сверстниками.
Изучая особенности младшего подростка, можно отметить, что в этот короткий период происходит важный шаг в его развитии: через внутренние и внешние конфликты он приобретает ощущение взрослости.
Именно в пятом классе ученик впервые сталкивается с множеством различных требований. Если он научится учитывать и соотносить эти требования, преодолевая трудности, то он приобретет необходимые навыки для взрослой жизни. Изменение окружающей среды, условий, сферы общения и ритма жизни, а также повышение требований к самостоятельности и ответственности, а также интенсивные умственные нагрузки создают хроническое эмоциональное напряжение и тревожное состояние. Это может привести к снижению социально-психологической адаптации, негативно сказываясь на личностном развитии и психическом здоровье ученика. Такое состояние может привести к дезадаптации.
Один из ключевых факторов успешной адаптации к условиям основного общего образования зависит от поддержки родителей и семьи в целом.
Первые шаги пятиклассников в средней школе сопровождаются сильными эмоциями и тревожностью. Множество новых предметов, новые учителя, внедрение кабинетной системы и повышенные требования становятся вызовом для большинства учеников. В этот период перехода успеваемость падает, появляются проблемы с поведением.
Вопрос адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе волновал исследователей, таких как Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, Д.А. Журавлев, Л.П. Пономаренко, а также других отечественных психологов.
Изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся к новой средней школе сегодня актуально, так как необходимо помочь учащимся освоить новые социальные роли, принять новый социальный статус и создать благоприятную атмосферу в коллективе и в учебной среде. Сопровождение обучающихся стало специальной технологией, объединяющей разнообразные методы коррекции и развития и предоставляющей поддержку и помощь в их развитии, обучении, воспитании и социализации.
Теория сопровождения разработана в педагогике и психологии многими учеными, такими как М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, И.Г. Каблуковой и другими исследователями.
Проблема адаптации в школе, как отмечает М.Н. Дудина, чаще связывается с обучением первоклассников, в то время как переход в среднюю школу получает меньше внимания. Именно этим обусловлена значимость проведения исследований по успешной адаптации учащихся.
Цель исследования – выявление особенностей адаптации пятиклассников из проблемных семей при переходе в среднюю школу.
Объект исследования: адаптация к школе как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности адаптации пятиклассников из проблемных семей при переходе в среднюю школу.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети, воспитывающиеся в проблемных семьях, отличаются более низким уровнем адаптации к школьному обучению, несформированной внутренней позиции школьника, неадекватной самооценкой и повышенной тревожностью.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач.
1. Провести теоретический анализ понятия психологической адаптации личности в психологии, ее особенности у обучающихся в период адаптации к обучению в средней школе; понятия проблемной семьи в психолого-педагогической литературе.
2. Провести эмпирическое исследование психологической адаптации обучающихся к условиям обучения в средней школе.
3. Разработать рекомендации педагогам по сопровождению пятиклассников из проблемных семей.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов:
– субъектно-деятельностный подход к изучению социально - психологических явлений (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов и др.);
– системный подход к исследованию социально - психологической адаптации (А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2002 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 206 с.
2.Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2007. – 266 с.
3.Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника / С.М. Арсланова: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2008. - 21 с.
4.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — Москва: Совершенство, 2010. — 229 с.
5.Березин В.Г. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Спб.: Наука, 2008. 270 с.
6.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
7.Буторин, Г. Г. Психические состояния депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.04 / Том. гос. ун-т. - Томск, 2004. - 43 с.
8.Бучкова А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе /А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 58–65.
9.Быстрова Н. В. Семейное неблагополучие как проблема современного общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-neblagopoluchie-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 23.04.2024).
10.Быстрова Н. В., Хижная А. В., Сундеева М. О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // КНЖ. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-neblagopoluchie-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 18.04.2024).
11.Вьюнов Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Н. И. Вьюнов, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — Москва: Академический Проект, 2020. — 256 с.
12.Докучаева А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ // Экономика и социум. 2017. №1-2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-pervoklassnikov-napravlennoe-na-povyshenie-urovnya-adaptatsii-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 26.04.2024).
13.Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребёнка / Ю.С. Ершова: дис. соиск. уч. ст. канд. псих. наук. -Ярославль, 2007. - 175 с.
14.Журавлев Д.А. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. 2002. № 8. С. 99-105.
15.Зейнелова К. Т., Галиева С. Ю. АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pyatiklassnikov-k-usloviyam-obucheniya-v-srednem-zvene-obscheobrazovatelnoy-shkoly-1 (дата обращения: 23.04.2024).
16.Иванова Г. П., Слухаева М. А. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации // Акмеология. 2018. №4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-i-uchebnoy-motivatsii-mladshih-podrostkov-v-protsesse-shkolnoy-adaptatsii (дата обращения: 26.04.2024).
17.Казакова Е.П. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. СПб.: Питер, 2008. 190 с.
18.Ковшова О.С. Роль семьи в сохранении здоровья и социально-психологической адаптации младших школьников / Ковшова О.С., Печкуров Д.В., Прецкова Г.Ю., Пахомова И.А. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т.12. - №5. - С.435-438.
19.Кондаков И.М. Энциклопедия педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 2011. 160 с.
20.Корытченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2000. - 23 с.
21.Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm.
22.Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста»/ Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2018. – 148 с
23.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 817 с
24.Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 233 с.
25.Михайлуcова, К. А. Пcихолого-педагогичеcкая коррекция cамооценки младших подроcтков / К. А. Михайлуcова // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 47-51. – EDN TRMADN.
26.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: научное издание / Пиаже Ж. – М., 1994. – 680 с.
27.Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. 1997. №2. С.69–73.
28.Подросток и родитель: практическое руководство по взаимодействию / В. А. Рубаков. — М.: Издательство «Академия», 2017. — 153 с.
29.Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И.Л. Федотенко, С.В. Пазухина (Тула, 21 октября 2021 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – 308 с.
30.Сапоровская, М. В. Психология межпоколенных отношений в семье : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.05 / Сапоровская Мария Вячеславовна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова]. - Кострома, 2013. - 54 с.
31.Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 2018. – 208 с.
32.Соколова, К. О. Психолого-педагогические особенности проявления тревожности подростков с различной самооценкой / К. О. Соколова // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 147-151. – EDN TRMALF.
33.Сорокина, И. Р. Профилактика семейного неблагополучия : учеб. пособие / И. Р. Сорокина, Л. А. Дубровина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. – 100 с. – ISBN 978-5-9984-1173-1.
34.Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.
35.Фуряева Т.В., Каблукова И.Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграция. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2007. 304 с.
36.Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35.
37.Цукерман Г. А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. URL: https://hr-portal.ru/article/desyatidvenadcatiletnie-shkolniki-nichya-zemlya-v-vozrastnoy-psihologii?ysclid=lvgl4pan3m681236603 (дата обращения: 26.04.2024)
38.Хохлова, Е. В. Влияние социально-психологических особенностей семейного воспитания на развитие эмоциональных расстройств у детей : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Сам. гос. пед. ун-т. - Самара, 2006. - 24 с.
39.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300- Соц. педагогика / М. В. Шакурова. - 2-е изд., стер. - Москва : ACADEMIA, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 265 с.
40.Шацкая М. Психолого-педагогические основы преемственности на начальном и среднем этапах обучения школьников // Евразийский Союз Ученых. 2020. №1-5 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-preemstvennosti-na-nachalnom-i-srednem-etapah-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 26.04.2024).
41.Шнейдер, Л. Б. Образовательно-воспитательная функция семьи: Задачник-практикум для студентов по школьно-семейному консультированию / Л. Б. Шнейдер. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2023. – 152 с. – ISBN 978-5-4263-1241-8. – DOI 10.31862/9785426312418. – EDN AWIBSG.
42.Яворская С.Ю. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Форум молодых ученых. 2019. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-protsess-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 23.04.2024).