Фрагмент для ознакомления
2
Специалисты в области физиологии и медицины, отмечают, что на сегодняшний день для обеспечения более эффективного процесса обучения, необходимо поддерживать оптимальный уровень умственной работоспособности студента. Как известно, повышение, а особенно резкое увеличение объема учебных нагрузок, может привести к психоэмоциональному напряжению, что в последствии влияет на снижение и физическому ухудшению состояния здоровья студентов [1].
Психологический аспект в регуляции сердечного ритма у студентов играет большое значение, не меньше, чем сама подготовка. Так как, например волнение, может искажать значение ритма и увеличивать его, соответственно и менять самочувствие в худшую сторону. Поэтому, очень важно изучать свой организм и стараться найти инструменты, для повышения продуктивного и гармоничного состояния в здоровье. Преобразование данных инструментов, ведёт к включению их в нормы своей жизни и поведения. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности. Наше чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если мы учимся реагировать адаптивным способом, мы более успешно и эффективно действуем и повышаем свою функциональную активность и уверенность.
Именно поэтому важным условием для сохранения эффективности деятельности и качества жизни студентов, является борьба с эмоциональным выгоранием и стрессом. Разнообразие стрессогенных ситуаций и факторов, а также индивидуально-психологические особенности личности допускают различные способы преодолевающего поведения студента в стрессовых обстоятельствах его жизнедеятельности, что негативно сказывается на сердечно-сосудистой системе.
Преодолевающее поведение считается успешным, если оно: устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения; дает человеку возможность восстановить то активное состояние, которое студент испытывал до стресса; оберегает студента, от негативных изменений в вариабельности сердечного ритма.
Основными критериями эффективности преодоления эмоционального выгорания являются психическое благополучие, снижение количества отрицательных эмоций, уязвимости к стрессам. Образовательная активность ученика требует от него объединения интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств. В процессе развития она проходит определенные уровни, связанные с качественными изменениями - адаптацией, презентацией, интеграцией.
Хронический стресс умеренной интенсивности может выступать как пусковой механизм многих заболеваний, в том числе и сердечнососудистой системы.
Неравномерный режим работы c ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма.
B процессе любой интеллектуальной или физической работы человеку свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки, величина которых может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках и правильно выстроенном режиме, действующих постоянно, или значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
Ответной реакцией нашей психики и организма на интенсивные, постоянно действующие рабочие стрессоры является синдром выгорания. Феноменом выгорания называют комплект негативных психологических переживаний, сказывающихся на психическом и физическом состоянии человека, на его здоровье, самочувствии и работоспособности. Такие переживания приводят к такому же поведению.
Стоит отметить, что очень значимую роль в повышении эффективности учебного процесса, сохранении физического и ментального здоровья, решающую роль играет физическая активность. На сегодняшний день, отмечено, что адекватная физическая активность, влияет на умственную работоспособность, а также на более сфокусированном внимание и качественной способности к усвоению и обработке информации [2].
Важно, для своевременное лечение заболевания сердца, сосудов, ЦНС, эндокринной системы. Показаны правильное питание, адекватные физические нагрузки, повышение уровня устойчивости к стрессам. Важен достаточный отдых. Раз в год нужно проходить ЭКГ и сдавать анализы крови. В рамках диспансеризации.
Учащение или замедление в ЧСС, делает нашу повседневную жизнь более сложной, соответственно, это направляет человека обращаться к специалисту. Чтобы начать лечение или профилактику, как можно скорее, нужно знать, к какому же специалисту идти. На начальном этапе достаточно консультации терапевта или кардиолога. Затем специалист может перенаправить пациента к своим коллегам, если того требует ситуация.
Организм любого человека, является сложной, но при этом открытой системой. Что это значит? Это может значить, то, что любые изменения в окружающей среде напрямую и сразу переносятся на работу нашего организма, как положительно, так и отрицательно. Такая черта, обосновывается вариабельностью, так как многомерные изменения данных жизнедеятельности в окружающем мире, происходят из-за сопоставления разных факторов.
На функционирование сердечной деятельности, наибольшее влияние оказывает актуальное состояние организма, особенно нервная система. Отдел, отвечающий за наши «нервы» увеличивает ЧСС.
Опираясь на современные исследования, можно уверенно говорить о том, что физические нагрузки низкой и средней интенсивности не оказывают
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников:
1. Антропова М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы
у детей 10–11 лет / М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др. // Физиол. человека. 2000. Т. 26, № 1.
С. 56–61.
2. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровня здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестник АМН
СССР. 1989. № 8. С. 74–78.
3. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы / А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, В.Л. Голубева и др.;
под ред. А.М. Вейна. М., 1991.
4. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. Иваново, 2002.
5. Навроцкий В.К. Гигиена труда. М., 1974.
6. Федоров Б.М. Эмоции и сердечная деятельность. М., 1975.
7. Федорова М.З., Липунова Е.А. Сравнительная оценка изменений частоты сердцебиений в ситуации эмоционального напряжения у детей 7 лет и юношей 17–18 лет // Новые исследования: альманах. М., 2005. № 1. С. 96–99.
8. Флейшман Л.Н. Медленные колебания гемодинамики. Новосибирск, 1999.
9. Akselrod S.D. Spectral analysis of left ventricular area variability as a tool o improve the understanding of cardiac
autonomic control / S.D. Akselrod, R.M. Amitayt, V. Mor-Avi, L. Keselbrener // Physiol. Meas. 2000. № 21(2). P. 319–331.