Фрагмент для ознакомления
2
Именно здесь так актуально становится усиление внимания к запросам потребителей, потому что рынок агрессивный и потребитель стал более продвинутым и требовательным, перешел в онлайн, перестал обращать внимание на традиционную рекламу.
Появилось большое число конкурентов, которые предлагают аналогичный продукт.
Предложение сегодня значительно превышает спрос, и речь идет не о рынке продавца, как раньше, а о рынке покупателя.
В условиях перенасыщенного рынка и бешеной конкуренции возникла необходимость в других подходах и инструментарии маркетинга.
Вывод: инициация разработки стратегии предприятия исходит от концепции маркетинга – это новый подход к управлению продажами на базе запросов потребителей.
Суть обработки запросов потребителей заключается в ориентации на клиента и его потребности, а также в использовании новейших технологий маркетинга для детального изучения аудитории и коммуникации с ней. Другие названия современного маркетинга по векторам работы с запросами потребителей с целью роста конкурентоспособности и продвижения товаров и услуг – инновационный маркетинг или клиент-ориентированный маркетинг [7, с. 109].
Второй этап разработки стратегии предприятия – это планирование.
Планирование стратегии предприятия основано на собранной информации в рамках разработки и продвижения продуктов и базируется на SEO, переходящим в SMM маркетинг.
Это актуально так как все люди используют смартфоны для поиска чего-то в интернете. Это «что-то» и предлагают нам поисковые системы и соц. сети.
Чтобы они чаще предлагали пользователям такой-то сайт – и нужна SEO оптимизация. SEO – это технологии, которые позволяют сделать так, чтобы сайт по определенным фразам находился на нужных позициях и приносил больше трафика. SMM позволит презентовать продукт в выгоднейшем свете.
Оптимизация продвижения стратегии предприятия бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя – все, что касается сайта. Специалист по SEO может полностью контролировать ее сам.
Внешняя оптимизация продвижения стратегии предприятия – параметры, которые влияют на сайт извне. Не на все из них можно влиять напрямую. Но можно изучать и наблюдать тенденции и поведение алгоритмов поисковых систем. Этапы SEO оптимизации одинаковые для любой стратегии предприятия:
Аудит, составление семантического ядра, кластеризация, составление плана и работа по этому плану.
Аудит планирования стратегии предприятия: первое, что нужно сделать – провести технический и SEO-аудит.
Вторая работа – составление семантического ядра. Это список поисковых фраз, по которым будут продвигаться стратегии предприятия.
Восемь лет назад семантическое ядро могло состоять из 30-80 слов. Продвигаться было легче и компании выбирали только самые лучшие запросы для продвижения, можно было продвигать стратегию предприятия точечно.
Сейчас ядро может состоять из несколько десятков тысяч фраз. Только с такой семантикой стратегия предприятия со временем гарантированно начнет получать поисковый трафик.
А поисковый трафик – это самый дешевый и выгодный трафик из всех.
И практически всегда самый конверсионный.
Семантическое ядро можно собрать с помощью специальных программ-сервисов. Например, Key Collector или Yandex Wordstat [14, с. 203].
После того как выделили общий запрос, по которому надо выстраивать конкурентоспособность онлайн, проверяют, какое количество людей уже знают о бренде. Ввести в поисковик название торговой марки.
Проанализировать первые пять сайтов в выдаче.
Проверить в программе SpyWords или SimilarWeb, сколько человек на них заходят в целом, какое количество приходит из поисковиков, а какое — по контекстной рекламе, какие объявления размещают конкуренты.
Программа также покажет данные, по которым можно рассчитать примерные затраты других компаний на продвижение и спрогнозировать бюджет. Когда проанализировали сайты, изучают соцсети.
Посмотреть охват и активность аудитории: для этого используют программы Popsters и FakeLikeInfo.
Затем специалист составляет кластеры запросов. Кластеризация – это распределение всех запросов по группам с общими признаками. Все запросы, по которым страница сайта может попасть в выдачу, кластеризуются SEO. План работ по планированию векторов стратегии предприятия: когда специалист сделал аудит, собрал семантическое ядро и составил кластер запросов, он пишет план работ - список по исправлению ошибок, работ по составлению страниц и логической структуры стратегии предприятия.
SEO продвижение стратегии предприятия также работает с вопросом региональности.
После того как в прошлом году (в 2023) в соцсетях ввели обязательную маркировку рекламы, проблем прибавилось. Любой PR-материал по стратегии предприятия теперь могут идентифицировать как рекламу. По законодательству сейчас необходимо маркировать в интернете баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу, видеоролики, публикации у блогеров.
Поэтому нужно дополнительно согласовывать контент стратегии предприятия с юристами.
Практика пока не сформирована, так что это похоже на гадание на кофейной гуще: вроде реклама, а вроде и нет. По новым правилам маркируется даже взаимный PR стратегии предприятия. Искусственный интеллект для планирования стратегии предприятия продолжает развиваться. Сейчас компании скорее играют с ним, чем постоянно его используют. Это элемент, который позволяет быть в тренде. Искусственный интеллект помогает обрабатывать большие данные, тестировать маркетинговые гипотезы, создавать креативные подачи. На современном российском рынке идентифицированы следующие три проблемы при планировании стратегии предприятия – оценка рисков: волна санкций запустила масштабные изменения в экономике страны. Мнения представителей бизнеса расходятся: кто-то видит впечатляющие перспективы для стратегии предприятия, кто-то готовится к худшему, а кто-то выжидает и замораживает новые проекты.
Склонимся к сдержанной позиции: с одной стороны, санкции нас коснулись, с другой – появились возможности для открытия новых поставщиков и рынков.
Но увеличились логистические затраты. Если продажи просядут, могут возникнуть убытки.
Идентификация и оценка рисков планирования стратегии предприятия по вектору 1.:
Сложности с зарубежными поставщиками.
На фоне санкций много компаний вынужденно прекратили сотрудничество с поставщиками товара из Евросоюза.
Остальные страны – КНР, Тайвань, Индия, Израиль, страны Юго-Восточной Азии – продолжают производить товар по заказам.
Помимо этого, компании ищут новых поставщиков в странах, с которыми возможно сотрудничество, например, со странами Азии и Ираном, а также рассматривают новых производителей из России.
Отечественный бизнес вынужден перестраиваться и искать новых поставщиков в России и за рубежом.
Ряд европейских поставщиков приостановили работу с нашей страной. Поиск новых поставщиков и продуктов – одна из сильнейших компетенций компании.
Особенность сегодняшней ситуации в высокой скорости отработки информации и идей.
Освободившиеся ниши: много иностранных компаний покинуло рынок. Стоит попытаться занять эти места.
Идентификация и оценка рисков стратегии предприятия по вектору 2.:
Проблема стратегии предприятия № 2. Влияние роста курса валют и банковских процентов на бизнес-процессы.
Эта сложность серьезнее, чем поиск поставщиков. Финансовая нагрузка ощутимо увеличилась.
Например, контрагенты из Казахстана и Узбекистана не могут рассчитываться картами Visa и Mastercard.
Идентификация и оценка рисков стратегии предприятия по вектору 3.:
Тотальные трудности с логистикой. Вся логистическая цепочка очень подорожала. Из-за того, что ситуация меняется, нет возможности выстроить какую-то единую стратегию.
Остается рассматривать каждую поставку как индивидуальный разовый проект.
Кроме того, компании переходят на разумное увеличение товарных запасов.
Очевидно, что базовый принцип бережливого производства – вытягивание, или производство сугубо необходимого количества продукта, – еще долго будет нерабочим механизмом.
Методологии идентификации и оценки рисков при планировании стратегии предприятия позволяют спрогнозировать деятельность предприятия на перспективу 3-5 лет и повысить эффективность работы.
Для стратегического планирования идентификацию и оценку рисков на агрессивных рынках используют несколькими стандартными методами.
Вывод по пункту 1.2.:
От инициации стратегии предприятия к планированию и далее реализация – это три основных этапа разработки стратегии предприятия, есть ещё контроль и подведение итогов.
Методы идентификации и оценки рисков планирования стратегии предприятия представляют собой способы, с помощью которых проводится расчет финансовых коэффициентов и общепринятых принципов [10, с. 201]:
1. «Золотое банковское правило». Получение финансов и их использование проводятся строго в установленный срок.
Если необходимы капитальные вложения на перспективу стратегии предприятия, для их финансирования можно использовать долгосрочные заемные финансовые средства.
2. Платежеспособность. Данный принцип предполагает, что стратегическое планирование обеспечивает платежеспособность компании на любом этапе ее деятельности.
3. Оптимизация капитальных вложений. Для капвложений нужно подбирать дешевые источники финансирования. К примеру, финансовый лизинг.
Привлечение к финансированию капвложений банковских кредитов допускается в редких случаях – если есть эффект финансового рычага, то есть рентабельность активов превышает процентную ставку по кредиту.
4. Риски стратегии предприятия должны быть сбалансированы. Самые рисковые инвестиции стратегии предприятия, рассчитанные на длительный срок, можно финансировать из внутренних источников компании.
5. Учет потребностей рынка. Необходимо определить, будет ли спрос на продукцию или услуги, которые предлагает компания, сможет ли фирма оперативно отреагировать на возможные рыночные изменения.
6. Максимальная рентабельность. Стоит прорабатывать именно те направления, которые смогут обеспечить максимальную отдачу.
1.3. Методы планирования стратегии по векторам адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды
К основным методам планирования стратегии адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды относятся: расчетно-аналитический. Нормативный. Балансовый. Метод многовариантности. Экономико-математическое моделирование стратегии.
Рассмотрим главные методы планирования стратегии для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды подробнее.
1. Расчетно-аналитический метод планирования стратегии для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды: принцип расчетно-аналитического метода стратегического анализа заключается в том, что на базе нынешнего финансового показателя рассчитывается его величина в плановом периоде. Данный метод планирования стратегии для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды подходит и для стратегического планирования на предприятии и используется при отсутствии технико-экономических нормативов, когда взаимосвязь между отдельными показателями устанавливается лишь косвенно, на основе изучения динамики за несколько отчетных периодов.
Процесс стратегического анализа и стратегического планирования в организации малого бизнеса проходит в несколько этапов [6, с. 115]:
Изучение данных за предыдущий период. Оценка динамики данных. Оценка перспектив развития. Расчет плановых показателей. Расчет плановой величины того или иного финансового показателя можно произвести по формуле: ФПЛ = ФОТЧ * I, где:
ФПЛ – плановое значение показателя для стратегического анализа.
ФОТЧ – отчетная величина финансового показателя.
I – индекс изменения показателя, рассчитанный на основе оценки динамики предыдущих периодов.
2. Нормативный метод планирования стратегии для идентификации и оценки рисков на агрессивных рынках: при нормативном методе используются заранее оговоренные нормы и нормативы (налоговые ставки, нормы амортизации, тарифные ставки).
На их основе рассчитывается потребность предприятия в финансах и источниках финансов.
Для целей адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды разработана нормативная система, включающая следующие разделы:
- Федеральные нормативы. Это показатели, принятые на территории всей страны.
В эту категорию входят федеральные налоги, нормы амортизации основных средств, тарифы на социальное страхование и прочие показатели, влияющие на работу организации;
- Нормативы субъектов Федерации. Аналогичные показатели (налоговые и тарифные ставки и т.д.), которые взимаются субъектами Федерации;
- Местные нормативы. Налоги, отчисляемые в бюджет города;
- Нормативы отрасли, которые действительны в рамках конкретной отрасли или группы. К примеру, есть нормативы общие для малых предприятий или открытых акционерных обществ;
- Нормативы компании. Разрабатываются самим предприятием и используются для контроля за работой компании.
С помощью внутренних нормативов можно регулировать производственную и финансовую деятельность предприятия, дебиторскую и кредиторскую задолженность, товарные, материальные и сырьевые запасы и т.д. На основании нормативов и базовых показателей рассчитываются финансовые показатели.
3. Балансовый метод планирования стратегии для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды. Здесь составляются балансы, анализируются значения.
После этого размер финансовых ресурсов, которые на данный момент имеются в наличии на предприятии, увязываются с фактической потребностью.
Балансовый метод для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды позволяет сбалансировать финансирование всех производственных расходов и наиболее рациональным образом распределить источники денег.
Балансовый метод для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды незаменим, если требуется спланировать распределение чистой прибыли и иных финансовых поступлений, спрогнозировать потребность поступления денег в финансовые фонды.
Балансовую увязку стратегического планирования по финансовым ресурсам можно вычислить по формуле:
Он + П = Р + Ок, где:
Он – остаток денег на начало отчетного периода.
П – приход денежных средств.
Р – расход финансовых ресурсов.
Ок – остаток денег на конец отчетного периода.
4. Метод многовариантности стратегического анализа, называемый также методом оптимизации финансовых плановых решений.
Заключается такое планирования стратегии в создании нескольких вариантов расчетов финансовых показателей и выбора оптимального.
При разработке вариантов адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды используют различные критерии выбора:
- Минимум приведенных затрат;
- Максимум приведенной прибыли;
- Минимум текущих затрат;
- Минимальное количество времени на оборот капитала;
- Максимальный доход на каждый вложенный рубль и т.д.
Приведенные затраты рассчитываются по формуле:
ЗПРИВ = ЗТ + ЗЕ * КНК, где:
ЗПРИВ – приведенные затраты.
ЗТ – текущие затраты, учитываемые в себестоимости продукции.
ЗЕ – единовременные капитальные вложения.
КНК – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений.
КНК – это минимально допустимая норма эффективности вложений.
Ниже этого показателя вложения нецелесообразны.
На данный момент размер коэффициента для отраслей народного хозяйства составляет 0,15.
Приведенная прибыль рассчитывается по формуле:
ПП = ПТ – ЗЕ * КНК, где:
ПП – приведенная прибыль.
ПТ – текущая прибыль.
ЗЕ – единовременные затраты (вложения).
КНК – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений.
5. Экономико-математическое моделирование планирования стратегии для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды.
С помощью метода экономико-математического моделирования планирования стратегии адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды можно рассчитать числовое выражение:
Взаимосвязей между отдельными финансовыми коэффициентами и показателями и факторами, от которых они зависят.
Данные взаимосвязи можно выразить в экономико-математической модели стратегического анализа.
Чтобы построить данную модель стратегического анализа, необходимо пройти несколько шагов: изучить динамику выбранного показателя за некоторый период времени.
Выявить факторы, которые влияют на направление динамики и проанализировать степень зависимости показателя от этих факторов [2, с. 117].
Рассчитать модель функциональной зависимости выбранного финансового показателя от главных факторов, которые на него влияют.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия = The New Corporate Strategy. — Питер, 2021. — 416 с.
2. Анцупов Ф.Я. Стратегическое управление: монография. - 4-е изд. И перераб. – Москва: Проспект, 2020. – 344 с.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2019. - 288 c.
4. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 214 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – Москва: Проспект, 2021. – 320 с.
6. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: Колос, 2020. – 246 с.
7. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 415 с.
8. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2017. - 132 с.
9. Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2020. – 477 с.
10. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 452 с.
11. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2022. – 640 с.
12. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – Москва: Гардарики, 2018. – 334 с.
13. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2019. – 499 с.
14. Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2018. – 180 с.
15. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство часть 2, 2018. – 360 с.
16. Максимцов М. М. Современный менеджмент: учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
17. Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2019. - 412 с.
18. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
19. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / [Е.И. Всяких и др.] - Москва: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2019. – 320 c.
20. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2019. -506 с.