Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе рассматривается сочетание фантастического и реального в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Актуальность обращения к этой теме обусловлена таинственностью, символичностью тех смыслов и образов, которые представлены в повести «Пиковая дама».
Глава 1.Понятие фантастического и реального в литературе. Жанр фантастической повести
В литературоведении и искусствоведении до сих пор не существует единого определения фантастки. Как справедливо замечали исследователи А.Ф. Бритиков, Вл. Гаков, М.М. Чумаков, Г.И. Гуревич, А. Урбан, Ю.И. Кагарлицкий и др., одной из причин такого положения фантастики является жанровое многообразие. По мнению A.M. Шалганова и Е. Тамарченко, трудность в толковании фантастики заключается в том, что это «мегажанр», в котором существуют все жанры и все направления, начиная от классических (например: психологические романы, социальная проза, воспитательный роман, триллер, детективы, историческая проза и т.д.) и заканчивая специфическими, в которых содержатся дополнительные элементы инвариативности (например: «космическая опера», фэнтези, технофэнтези, киберпанк и т.д.) .
Фантастика как явление культуры, как отмечают А.Ф. Бритиков, В.А. Ревич, Е. Брандис, В. Дмитриев и др., начала свое существование с жанра утопии и выделилась из нее в конце XIX - начале XX вв. Дальнейшее развитие утопия как жанр получила в зарубежных и отечественных произведениях XIX в. Большое значение для пропаганды социалистических идей имели произведения социалистов-утопистов Фурье, Сен-Симона, Оуэна. Утопический характер носили и некоторые тексты Ж. Верна, Г. Уэллса, пьесы Б. Шоу. Среди наиболее значимых отечественных утопий А.Ф. Бритиков и В.А. Ревич называют утопию Н. Олигера «Праздник весны» (1910 г.). Н. Олигер показал отличительные особенности людей современного ему общества и людей будущего .
Так в конце XIX - начале XX вв. из жанра утопии выделилось одно из наиболее сложных и противоречивых направлений современной фантастики - научная фантастика. Сам термин - это перевод с английского «science fiction», т.е. «научная беллетристика». Он появился в 1926 г. в связи с изданием первого специализированного журнала «Удивительные истории» (Amazing stories), редактором которого был американский популяризатор и писатель-фантаст Хьюго Гернсбек. Одна из главных задач научной фантастики на тот момент заключалась в удовлетворении потребностей в знаниях, в побуждении людей к научно-техническому творчеству. Появление научной фантастики, так же, как и в целом всей фантастики, вызвало среди исследователей противоречивые мнения о ее принадлежности к науке, к литературе, о ее специфике, функциях и задачах, о ее роли в развитии мировой фантастики .
Во второй половине XX века в литературе особое распространение получил «авторский мифологизм» - это специальная замкнутая, целостная картина мира, объединенная типом мирочувствия и миропонимания писателя, которая нередко сопровождается воссозданием мифо-синкретических структур мышления». Это явление в зарубежном литературоведении получило название «фэнтези». Данное направление развивается причудливо, поэтому весьма трудно заключить его в жесткие рамки определения .
Глава 2.Анализ сочетания фантастического и реального в повести «Пиковая дама»
Пушкин воспроизводит в «Пиковой даме» полный набор мистических образов и мотивов, повторяемых неизменно в многочисленных повестях писателей-романтиков - А. Погорельского, М.Н. Загоскина, В.Ф. Одоевского, А.А. Марлинского, Н.П. Мельгунова и других: связь карточной игры со сверхъестественными силами, магические карты; тайна, передаваемая из поколения в поколение; роковое предчувствие; привидения. Но эти мистические элементы функционируют многообразно - и как материал для создания занимательного чтения, отвечающего вкусам массового читателя; и как картина сознания современного героя, который не имеет истинной веры и живет предрассудками; и как способ создать повествование глубокой социальной и философской наполненности.
Элементы фантастического в повести «Пиковая дама»:
Появление призрака графини Анны Федотовны Томской после смерти старухи.
Мистические явления, связанные с историей трёх заветных карт, которые графиня назвала Германну перед смертью.
Фантастическое совпадение, когда Германн ставит крупную сумму на тройку и выигрывает, а затем ставит на семёрку и снова выигрывает.
Вместо туза в решающей игре Германн открывает пиковую даму, что становится причиной его проигрыша.
Что касается категории реального, то она репрезентована в том психологизме, который наполняет повествование «Пиковой дамы», лежит в основе реалистичных образов героев, в первую очередь, Германа.
В литературоведении со всей очевидностью установлено, что именно психология главного героя оказывается той сферой, через которую в пушкинской повести происходит оценка действительности. Без понимания психологии Германа невозможно прийти к пониманию произведения в целом. Именно поэтому большинство исследователей обращает внимание прежде всего на то, каким предстает Герман в повести, какие особенности его психологии выявляются.
В связи с этим уместно привести позицию В. Виноградова, который отмечал, что система повествования в повести Пушкина гармонирует с изображаемым миром и ориентирована на те формы идеологии, которые заложены в его структуре. Образы персонажей в своем содержании определяются теми культурно-бытовыми и социально-характерологическими категориями, которым подчинена реальная жизнь, дающая материал литературному произведению. Кроме того, сфера изображения действительности представлена также и самим субъектом повествования или образом автора, что усиливает реалистичность .
Особенность позиции повествователя отчасти спровоцировала и то восприятие повести, которое было характерно для современников: повествование строится таким образом, что в центре внимания оказывается прежде всего анекдот о трех картах и графиня, как обладательница тайны. Лишь с середины 3 главы становится ясно, что главный герой - Германн. 1-я глава оканчивается рассказом Томского о графине и ее тайне, 2-я начинается сценой в уборной престарелой Анны Федотовны, словно бы поддерживая иллюзию, что именно графиня прежде всего занимает повествователя, нынешняя ее жизнь, характер, который с наибольшей отчетливостью выявляется через ее отношение к бедной воспитаннице. Так мотивируется значимость образа Лизаветы Ивановны, развернутая ее характеристика. И уже через Лизавету Ивановну и ее отношение к инженерному офицеру Германн входит в повесть как лицо отнюдь не эпизодическое, каким он был в 1-й главе, где на равных упоминались и в одинаковой мере проявляли себя и Сурин, и Германн, и Нарумов. Таким образом, в центре внимания повествователя необычайный случай и Германн в качестве главного действующего лица, в судьбе которого реализуется анекдот. В отношении повествователя к Германну и старинному анекдоту реализуется позиция определенного круга: рассказ сосредоточен как раз на том, чем увлечено русское общество (карточная игра, таинственная роль случая в человеческой судьбе, мистические откровения). Выдерживается подобная позиция повествователя и в отношении к другим персонажам .
Заключение
Вышесказанное позволяет сделать следующие основные выводы.
Категория фантастики в литературном произведении имеет ряд особенностей, которые отличают его от других литературных феноменов:
- Размытие границ реальности: фантастические истории часто предлагают альтернативные реальности или миры, в которых действуют принципиально иные законы бытия.
- Творческое воображение: фантастика дает авторам возможность воплощать свои самые смелые идеи и творческие задумки, создавая уникальные фантазийные миры и героев.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы». – Режим доступа: https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v36/v36-074-.htm
2. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Ленинград : Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1971. - 464 с.
3. Зимина М.А. Дискурс безумия в исторической динамике русской литературы от романтизма к реализму : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Барнаул, 2007. – 191 с.
4. Ишинбаева, Г.Г. О «необычайном» в литературе: от классификации к синтезу. Жанровая классификация фантастической прозы / Г.Г. Ишанбаева. // Вестник Московского ун-та. Сер.9, Филология. - М. -2001.-№3.-С. 192-196.
5. Коробейникова Ю.С. О фантастике и фантастической литературе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fantastike-i-fantasticheskoy-literature?ysclid=lpp75wu5d8184445329
6. Косарева, А.Б. Фантастическое как объект комплексных междисциплинарных гуманитарных исследований. Наука и фантастика: возможные пути взаимодействия /А.Б. Косарева. //Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. - СПб.: СПБ философское общество, 2001. - С.296-300.
7. Котляр Ю. Фантастика и характеры. // Октябрь. - 1973. - №10. - С. 210-211.
8. Можегов, В. Фантастический мир /В. Можегов. //Литературная газета. - 2005. -№ 25.-С.7.
9. Муравьева О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: материалы и исследования. Т. VIII. Л., 1978.
10. Пузий В. Фантастика: Между притягательной силой жанра и неодолимой харизмой метода, или Спасение утопающих // Реальность фантастики. - 2004. - №5. - С. 169-177.
11. Пушкин А.С. Пиковая дама. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/480/p.1/index.html?ysclid=lvewzgr6li663650859
12. Фортунатов Н.М. История русской литературы XIX века : учеб. для бакалавров : [рек...] / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2013. - 671 с. - (Бакалавр : базовый курс).
13. Чумаков В. Фантастика и ее виды // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Филология. - М., 1974. - Вып. 2. - С. 68-74.
14. Шафиков С.Г. Философская фантастика Станислава Лема: монография. – М. : ФЛИНТА, 2020.