Фрагмент для ознакомления
2
Организация исследования
Цель исследования – выявить связь агрессивного поведения и уровня самооценки.
Гипотезы исследования:
1) существует связь агрессивного поведения и уровня самооценки;
2) у студентов с высоким уровнем самооценки выше уровень агрес-сивного поведения, чем у студентов с низким уровнем самооценки.
В исследовании принимали участие 70 студентов 18 – 24 лет, из них 35 девушек и 35 юношей. Все обследуемые испытуемые учатся на 2-3 кур-се университета.
Для проведения эмпирического исследования использовались следу-ющие психодиагностические методики:
1. Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки.
2. Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева.
3. Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой.
Характеристика методик
1. Опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки используется для выявления уровня агрессии и враждебности взрослых и подростков. Методика включает в себя 75 вопросов, объединенных в следующие шка-лы:
- физическая агрессия – поведение, выражающееся в драках, нанесе-нии телесных повреждений;
- вербальная агрессия – агрессия, выражающаяся в словесной форме: крики, сплетни, злословие и т.д.;
- косвенная агрессия – поведение, ненаправленное или направленное не на обидчика, а на других людей (животных или предметы);
- негативизм – поведение, пронизанное духом противоречия, демон-стрирующее отвержение норм и правил поведения в данном обществе;
- раздражительность;
- подозрительность – недоверие по отношению к людям, убеждение в том, что другие приносят вред;
- обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
- чувство вины (аутоагрессия).
По шкалам вычисляются: индекс агрессии и индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
2. Опросник «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева предназначен для выявления склонности респондента к определенному ти-пу агрессивного поведения. Опросник состоит из 40 утверждений. Испыту-емому необходимо отметить согласие или несогласие с каждым утвержде-нием.
Опросник имеет 4 шкалы, в каждой по 10 пунктов:
- склонность к прямой вербальной агрессии;
- склонность к косвенной вербальной агрессии;
- склонность к косвенной физической агрессии;
- склонность к прямой физической агрессии.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Уровень несдержанности определяется суммированием баллов по шкалам «склонность к прямой вербальной агрессии», «склонность к кос-венной, физической агрессии»; «склонность к прямой физической агрес-сии».
Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.
3. Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой направ-лена на диагностику уровня самооценки личности.
Методика состоит из 20 утверждений, на каждое из которых испыту-емым необходимо выбрать один ответ из трех ("да", "нет", "я не знаю").
Обработка осуществляется путем подсчета количества согласий на положения под нечетными номерами, затем количества согласий на поло-жения под четными номерами. Второй результат вычитается из первого результата.
Высота самооценки испытуемого определяется на основе следующе-го:
- от -10 до -4 баллов – указывает на низкую самооценку;
- от -3 до + 3 баллов – говорят об адекватной самооценке;
- от +4 до +10 баллов – говорят о высокой самооценке.
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы SРSS 26.0. Вычислялись:
1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, от-ражающее наиболее ожидаемое значение из ряда.
2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распреде-ления, являющийся стандартизированным средним арифметическим от-клонений каждого значения из ряда от среднего.
3. Частотный анализ. Частота – это количество объектов в выборке, имеющих данное значение признака. Частотный анализ позволяет увидеть процентное соотношение данных групп респондентов.
4. Критерий Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности распределений.
5. Сравнительный анализ данных проводился с помощью U-критерия Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий меж-ду двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно из-меренного.
6. Для выявления взаимосвязи агрессивности и самооценки исполь-зовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена – непараметриче-ский метод, использующийся с целью статистического изучения связи меж-ду явлениями.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе исследования была сформирована выборка, были определены методики психодиагностики.