Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В запутанном узоре современных международных отношений миграция представляет собой яркую нить, влияющую на социально-экономический и политический ландшафт стран всего мира. Международная организация по миграции (МОМ), влиятельная межправительственная организация, сыграла важную роль в формировании этой динамичной сферы. Данная курсовая работа направлена на то, чтобы раскрыть многогранную роль МОМ на арене современных международных отношений и изучить, как она развивалась для решения растущих сложностей глобальной мобильности людей.
От решения послевоенных перемещений населения до решения сложных миграционных проблем современного взаимосвязанного мира, МОМ неизменно остается в авангарде управления миграцией. Он сыграл ключевую роль в оказании помощи перемещенным лицам, содействии сотрудничеству между государствами-членами и посредничестве в ситуациях, когда миграция пересекается с экономическим развитием, гуманитарным реагированием и вопросами прав человека.
Учитывая широкое взаимодействие с многочисленными заинтересованными сторонами, включая государства, негосударственные субъекты и самих мигрантов, деятельность МОМ глубоко проникла в процессы разработки политики, которые формируют международные миграционные законы и нормы. Целью данной статьи является анализ вклада МОМ, ее стратегий влияния на политический диалог и ее оперативного воздействия в различных географических и политических условиях.
Кроме того, этот анализ прояснит проблемы, с которыми сталкивается МОМ, исследуя свои стратегические маневры в условиях сложной глобальной миграционной динамики, такой как кризисы беженцев, тенденции трудовой миграции и глобальное управление миграцией, и это лишь некоторые из них. Углубляясь в ее многочисленные инициативы и мероприятия, мы прольем свет на то, как МОМ отреагировала на призыв к лидерству в области, характеризующейся интенсивным глобальным контролем и глубокими гуманитарными последствиями.
Миграция является определяющей чертой современной эпохи, формируя и изменяя национальную идентичность, экономику и общество по всему миру. В этой среде Международная организация по миграции (МОМ) становится центральной фигурой, координирующей усилия по управлению миграционными потоками таким образом, чтобы уважать достоинство и права всех людей, одновременно признавая суверенные прерогативы. Целью данной курсовой работы является анализ обширной роли МОМ в сфере современных международных отношений – как она влияет на политику, влияет на жизни миллионов и перемещается по лабиринту транснациональной политики.
Объектом курсовой работы является сама Международная организация по миграции — межправительственная организация, ответственная за предоставление услуг и консультаций по вопросам миграции правительствам и мигрантам.
В этой курсовой работе будет рассмотрена роль и влияние МОМ на современные международные отношения – то, как организация решает сложные миграционные вопросы на международном уровне, включая переселение беженцев, интеграцию мигрантов, гуманитарную помощь и разработку миграционной политики.
Поскольку мир борется с беспрецедентными миграционными волнами и требует эффективного управления, понимание роли МОМ в стратегическом сотрудничестве, пропаганде и наращивании потенциала становится первостепенным.
РАЗДЕЛ 1. Эволюция МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО МИГРАЦИИ
1.1. Предпосылки создания и этапы развития Международной организации по миграции (МОМ)
Международная организация по миграции (МОМ) была создана после Второй мировой войны, в период, отмеченный повсеместным хаосом и перемещением населения по всей Западной Европе. Первоначально известный как Временный межправительственный комитет по передвижению мигрантов из Европы (PICMME), он был основан в 1951 году для решения проблем и оказания помощи в расселении перемещенных лиц, беженцев и экономических мигрантов, пострадавших от разрушений войны .
Организация родилась из острой необходимости решать сложные социальные и экономические проблемы, возникающие в результате массовых перемещений людей, а также обеспечивать скоординированный и гуманный ответ на миграционные кризисы того времени. Его создание было ответом на специфически европейский контекст после Второй мировой войны, когда миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома по всему континенту, что потребовало международного сотрудничества и структурированного подхода для облегчения их передвижения и расселения.
Создав специальный орган для управления этими усилиями, международное сообщество признало важность миграции и ее связь с экономическим, социальным и культурным развитием, а также право на свободу передвижения. Это положило начало созданию ведущей межправительственной организации в области миграции, занимающейся как логистическими, так и человеческими аспектами управления миграцией в послевоенном мире.
В настоящее время организация борется не с последствиями войны, охватившей континенты или земной шар, а с огромным количеством мигрантов из разных стран, переезжающих в поисках лучших экономических перспектив для себя и своих семей. МОМ работает в сотрудничестве с правительствами, другими международными организациями и группами гражданского общества, чтобы обеспечить упорядоченное перемещение беженцев и других лиц, нуждающихся в помощи, связанной с миграцией, во всем мире.
Сегодня регулирующая роль МОМ в большей степени сместилась в сторону повышения качества миграционных процессов (например, найма квалифицированной рабочей силы и обеспечения возможности возвращения квалифицированных работников в свои страны), а не просто их количества.
МОМ быстро расширилась и в настоящее время включает в себя 126 государств-членов. Еще 17 государств, а также многочисленные международные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя. Российская Федерация является наблюдателем в МОМ с 1992 года.
Развитие Международной организации по миграции (МОМ) с момента ее создания проходило различные этапы, адаптируясь к постоянно меняющемуся глобальному контексту миграции. Вот ключевые этапы, которые ознаменовали рост МОМ:
1. Создание после Второй мировой войны (1951 г.):
Первоначально созданная как Временный межправительственный комитет по перемещению мигрантов из Европы (PICMME), основной задачей МОМ было расселение беженцев и перемещенных лиц после Второй мировой войны.
2. Расширение и смена названия (1989):
МОМ расширила свои услуги за пределы Европы и была переименована в Международную организацию по миграции, что отражает ее более широкую географическую направленность на глобальные проблемы миграции.
3. Стратегическое планирование и эволюция:
За прошедшие годы МОМ разработала стратегические планы по решению сложных проблем миграции, таких как права мигрантов, трудовая миграция, взаимосвязь между миграцией и развитием, а также влияние изменения климата на перемещение людей.
4. Сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (2016 г.):
МОМ стала родственной организацией системы Организации Объединенных Наций, что расширило ее возможности работать в рамках ООН по решению глобальных проблем миграции.
5. Процесс разработки Глобального договора о миграции (ГДМ):
МОМ сыграла значительную роль на этапах консультаций, подведения итогов и межправительственных переговоров, которые привели к принятию ГДМ, первой комплексной структуры по международной миграции .
Каждый этап развития МОМ характеризовался расширением ее обязанностей и функционирования, поскольку динамика миграции становилась все более сложной и требовала более комплексных решений. Организация постоянно адаптирует свои стратегии и операции для безопасного, упорядоченного и гуманного управления современными миграционными потоками.
В заключение отметим, что создание и последующая эволюция Международной организации по миграции (МОМ) фундаментально коренятся в адаптивной реакции организации на глобальные события и ее дальновидности в предвидении возникающих миграционных тенденций. Первоначально созданная после Второй мировой войны для управления европейским миграционным кризисом, МОМ превратилась в глобальный агент, активно реагирующий на сложные проблемы миграции. Ее метаморфоза из временного комитета, ориентированного исключительно на Европу, в международную организацию подчеркивает динамичный характер миграции как глобального явления и необходимость наличия адаптируемого и быстро реагирующего органа.
Этапы развития МОМ отражают путь от решения неотложных послевоенных потребностей в перемещении и переселении до решения сложных современных проблем, таких как управление миграцией, пропаганда политики и интеграция миграции со стратегиями устойчивого развития. Переход в родственную организацию ООН знаменует собой критический момент, формализуя роль МОМ в международном сообществе и усиливая ее влияние на управление миграцией.
Активное участие МОМ в процессе разработки Глобального договора о миграции подтверждает ее позицию центральной фигуры в формировании глобального управления миграцией. Непреходящая приверженность организации защите достоинства и безопасности мигрантов продолжает стимулировать ее развитие, обеспечивая, чтобы миграция оставалась средством повышения благосостояния человечества и международного сотрудничества. Многогранная эволюция МОМ свидетельствует о непреходящем и растущем значении в международных отношениях, демонстрируя ее решающую роль в развитии сотрудничества и создании общей основы для решения многогранных проблем миграции в 21 веке.
1.2. Цели, задачи и функции Международной организации по миграции (МОМ)
Международная организация по миграции (МОМ) сыграла решающую роль в формировании управления миграцией в глобальном масштабе, воплощая миссию, основанную на гуманном и упорядоченном перемещении людей через границы . Его основная цель – обеспечить, чтобы миграция происходила в рамках уважения человеческого достоинства, безопасности и в соответствии с международными правовыми стандартами. Работа МОМ охватывает обширную область задач и функций, адаптированных к различным аспектам миграции.
Цели МОМ вытекают из ее видения содействия безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Это включает в себя защиту социального и экономического благополучия мигрантов и сообществ, в которых они живут, улучшение реагирования на миграционные чрезвычайные ситуации и укрепление структур управления для управления сложной динамикой современной миграции. Эти цели находят отклик во всех их стратегических действиях и направляют их совместные усилия с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Рязанцев С.В., Храмова М.Н., Гаджимурадова Г.И. Миграционный кризис: последствия для Европы и уроки для России // Служба занятости. 2017. № 3. C. 46-55.
2. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В. Миграция в Россию: самый низкий уровень за десятилетие // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 1. С. 50-54.
3. Andersson R. Europe's Failed 'Fight' Against Irregular Migration: Ethnographic Notes on a Counterproductive Industry // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2016. Vol. 42, iss. 7. P. 1055-1075. https://doi.org/10.1080/1369183X.2016.1139446.
4. Andersson, R. (2016) Europe's Failed 'Fight' Against Irregular Migration: Ethnographic Notes on a Counterproductive Industry. Journal of Ethnic and Migration Studies. 42 (7), 1055-1075. Available from: doi:10.1080/1369183X.2016.1139446.
5. Andrijasevic R. The International Organization for Migration and the International Government of Borders / R. Andrijasevic, W. Walters // Environment and Planning D: Society and Space. — 2010. — 28(6). — с. 977-999.
6. Ashutosh I. Migration Management for the Benefit of Whom? Interrogating the Work of the International Organization for Migration / I. Ashutosh, A. Mountz // Citizenship Studies. — 2011. — 15(1). — с. 21-38.
7. Brachet J. Policing the Desert: The IOM in Libya Beyond War and Peace / J. Brachet // Antipode. — 2016. — 48(2). — с. 272-292.
8. Bradley M. The International Organization for Migration (IOM): Gaining Power in the Forced Migration Regime // Canada's Journal on Refugees. 2017. Vol. 33, iss. 1. P. 97-106. https://doi.org/10.25071/1920-7336.40452.
9. Bradley M. The International Organization for Migration (IOM): Gaining Power in the Forced Migration / M. Bradley // Refuge. — 2017. — 33(1). — с. 97-106.
10. Bradley, M. (2017) The International Organization for Migration (IOM): Gaining Power in the Forced Migration Regime. Canada's Journal on Refugees. 33 (1), 97-106. Available from: doi:10.25071/1920-7336.40452.
11. Cabot H. The Business of Anthropology and the European Refugee Regime // American Ethnologist. 2019. Vol. 46, iss. 3. P. 261-275. https://doi.org/10.1111/amet.12791.
12. Cabot, H. (2019) The Business of Anthropology and the European Refugee Regime. American Ethnologist. 46 (3), 261-275. Available from: doi:10.1111/amet.12791.
13. Castles S. The Age of Migration. International Population Movements in the Modern World / S. Castles, H. De Haas, M. Miller — New-York: The Guilford Press, 2020. — 443 с.
14. De Haas H., Castles S., Miller M. The Age of Migration. International Population Movements in the Modern World. N. Y. ; L., 2020. 443 p.
15. De Haas, H., Castles, S. & Miller, M. (2020) The Age of Migration. International Population Movements in the Modern World. New York ; London. 443 р.
16. Ely R., Thomas D. Cultural Diversity at Work: The Effects of Diversity Perspectives on Work Group Processes and Outcomes // Administrative Science Quarterly. 2001. Vol. 46, iss. 2. P. 229-273. https://doi.org/10.2307/2667087.
17. Ely, R. & Thomas, D. (2001) Cultural Diversity at Work: The Effects of Diversity Perspectives on Work Group Processes and Outcomes. Administrative Science Quarterly. 46 (2), 229-273. Available from: doi:10.2307/2667087.
18. Florinskaya, Yu. F. & Mkrtchyan, N. V. (2021) Migration to Russia: the Lowest Rate in a Decade. Russian Economic Developments. 28 (1), 50-54. (In Russian)
19. Geiger M. Disciplining the Transnational Mobility of People / M. Geiger, A. Pécoud — London: Palgrave Macmillan, 2013. — 259 с.
20. Geiger, M. & Pecoud, A. (eds.) (2021) The International Organization for Migration: The New 'UN Migration Agency' in Critical Perspective. London. 316 р. Available from: doi:10.1007/978-3-030-32976-1.
21. Grosfoguel R., Oso L., Christou A. Racism, Intersectionality and Migration Studies: Framing Some Theoretical Reflections // Identities. 2015. Vol. 22, iss. 6. P. 635-652. https://doi.org/10.1080/1070289X.2014.950974.
22. Grosfoguel, R., Oso, L. & Christou, A. (2015) Racism, Intersectionality and Migration Studies: Framing Some Theoretical Reflections. Identities. 22 (6), 635-652. Available from: doi:10.1080/1070289X.2014.950974.
23. Hajro A., Caprar D., Zikic J., Stah G. Global Migrants: Understanding the Implications for International Business and Management // Journal of World Business. 2021. Vol. 56, iss. 2. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/jJwb.2021.101192.
24. Hajro, A., Caprar, D., Zikic, J. & Stah, G. (2021) Global Migrants: Understanding the Implications for International Business and Management. Journal of World Business. 56 (2), 1-11. Available from: doi:10.1016/j.jwb.2021.101192.
25. Koch A. The Politics and Discourse of Migrant Return: The Role of UNHCR and IOM in the Governance of Return / A. Koch // Journal of Ethnic and Migration Studies. — 2014. — 40(6). — с. 905-923.
26. Lavenex S. Multilevelling EU External Governance: the Role of International Organizations in the Diffusion of EU Migration Policies / S. Lavenex // Journal of Ethnic and Migration Studies. — 2016. — 42(4). — с. 554-570.
27. Martin S. (2014) International Migration: Evolving Trends from the Early Twentieth Century to the Present. Cambridge. 317 р. Available from: doi:10.1017/cbo9781139170079.
28. Martin S. International Migration: Evolving Trends from the Early Twentieth Century to the Present. Cambridge, 2014. 317 р. https://doi.org/10.1017/cbo9781139170079.
29. Martin S. International Migration: Evolving Trends from the Early Twentieth Century to the Present / S. Martin — Cambridge: Cambridge University Press, 2014. — 317 с.
30. Mukomel, V. I. & Grigoryeva, K. S. (eds.) (2022) Adaptatsiya i integratsiya migrantov v Rossii: vyzovy, realii, indikatory [Adaptation and Integration of Migrants in Russia: Challenges, Realities, Indicators]. Moscow. 397 р. (In Russian)
31. Ryazantsev, S. V., Khramova, M. N. & Gadzhimuradova, G. I. (2017) Migratsionnyi krizis: posledstviya dlya Evropy i uroki dlya Rossii [The Migration Crisis: Implications for Europe and Lessons for Russia]. Sluzhba zanyatosti. (3), 46-55. (In Russian)
32. The International Organization for Migration: The New 'UN Migration Agency' in Critical Perspective / eds.: M. Geiger, A. Pecoud. London, 2020. 316 р. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32976-1.
33. Vertovec S. Towards Post-Multiculturalism? Changing Communities, Conditions and Contexts of Diversity // International Social Science Journal. 2010. Vol. 61, iss. 199. P. 83-95. https://doi.org/10.1111/j.1468-2451.2010.01749.x.
34. Vertovec, S. (2010) Towards Post-Multiculturalism? Changing Communities, Conditions and Contexts of Diversity. International Social Science Journal. 61 (199), 83-95. Available from: doi:10.1111/j.1468-2451.2010.01749.x.
35. Wunderlich D. Europeanization Through the Grapevine: Communication Gaps and the Role of International Organizations in Implementation Networks of EU External Migration Policy / D. Wunderlich // Journal of European Integration. — 2012. — 34(5). — с. 485-503.