Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие общественной инфраструктуры является ключевым фактором экономического роста и процветания, так как она обеспечивает условия для производства и доставки товаров и услуг, а также для жизни населения. Поэтому особое внимание заслуживают инструменты устойчивого финансирования, являющиеся определенным видом долгового инструмента, которые направлены на финансирование проектов устойчивого развития.
Быстрое развитие рыночных практик и инструментов, направленных на стимулирование финансирования инвестиций в устойчивое развитие, а также положительный опыт работы с финансовыми инструментами, ориентированными на устойчивое развитие, укрепляет мнение о том, что вопросы устойчивости являются существенными для долгосрочных инвестиционных результатов. Более тщательный учет экологических, социальных и управленческих факторов будет способствовать укреплению и повышению устойчивости инвестиционных рынков, а также внесет вклад в устойчивое развитие общества в соответствии с целями экономической безопасности РФ, что является актуальностью данной темы.
Степень разработанности темы расчётно-практической работы. Анализ различных научных и практических работ позволяет сделать вывод о том, что многие аспекты вышеуказанной проблематики, в той или иной степени, уже рассматривались отечественными и зарубежными специалистами.
Так, научную основу настоящего исследования составляют труды таких специалистов в области устойчивого финансирования, как Яковлев И. А., Кабир Л. С., Львова Н.А., Кузнецова Г.В., FriedeG., Busch T. & Bassen A. и др.
Несомненно, в научных работах вышеперечисленных и других экономистов были заложены определенные теоретические основы и методологические ориентиры исследования проблем совершенствования развития системы устойчивого финансирования. Тем не менее, комплексного анализа данной проблематики в контексте моделирования интеграции ESG – критериев в социально-экономическое развитие на федеральном и уровне субъекта РФ до сих пор не проводилось, что и предопределило тему, объект, предмет и цель исследования.
Объектом исследования является развитие инструментов устойчивого финансирования.
Предметом работы являются экономические отношения, возникающие в процессе разработки направлений развития инструментов устойчивого финансирования.
Цель исследования – на основе современных положений теоретической и методологической части и анализа эффективности развития инструментов устойчивого финансирования выявить перспективные направления развития инструментов устойчивого финансирования.
Для достижения указанной цели в расчетно-практической работе были поставлены следующие задачи:
• Выявить теоретические и методологические основы концепции устойчивого развития.
• Определить перспективные направления развития инструментов устойчивого финансирования
• Предложить пути интеграции инструментов ESG в программу социально-экономического развития региона России
Для решения поставленных в расчетно-практической работе задач использованы следующие методы научного познания: анализа и синтеза, абстрактно-логический, экономико-статистический, экспертных оценок, сравнения и систематизации, экономико-математического моделирования, регрессионного, корреляционного анализа и др.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, монографии, диссертации, научные сборники, учебники, научные статьи и другие публикации периодических изданий, источники статистических данных, словари, а также ресурсы Интернет.
Новизна исследования состоит в разработке и обосновании адаптированных к современным экономическим условиям перспективных путей интеграции инструментов ESG в программу социально-экономического развития региона России на примере Липецкой области.
Практическое значение исследования заключается в том, оценка взаимосвязи социально-экономического развития с использованием инструментов устойчивого финансирования в субъекте РФ могут быть использованы для моделирования путей интеграции инструментов ESG в программу социально-экономического развития региона России.
«Сравнительная оценка устойчивого развития регионов на основе интегрального показателя – ИЦУР (Индекса ЦУР)»
1.1. Оценка взаимосвязи социально-экономического развития и интеграции инструментов устойчивого финансирования
В современных условиях сохранение и развитие глобальной конкурентоспособности российской экономики предполагает масштабную трансформацию и внедрение механизмов устойчивого развития, связанных с развитием инструментов устойчивого развития. Развитие таких механизмов способствует привлечению инвестиций, повышая инвестиционную активность, что влияет на экономическую безопасность РФ.
Российский корпоративный сектор и субъекты РФ должны взять на себя ответственность за реализацию устойчивого развития и успешного перехода к экологически чистым источникам энергии. Это может включать в себя инвестирование в возобновляемые источники энергии, внедрение энергоэффективных технологий, а также принятие мер по сокращению выбросов парниковых газов. Кроме того, необходимо проводить информационную работу, чтобы осведомлять население и бизнес-сектор о необходимости устойчивого развития и ресурсосбережения.
Подготовленный Национальным Рейтинговым Агентством (НРА) ESG – рэнкинг регионов России (Environmental, Social, Governance) является инструментом оценки устойчивости развития и социально-экономической ответственности регионов России. Он основан на трех основных факторах: экологической безопасности, социальной ответственности и эффективного управления. Рейтинг позволяет определить прогрессивные регионы в области устойчивого развития, тем самым привлекая дополнительные инвестиции и стимулируя развитие наиболее динамичных секторов экономики. Таким образом, субъекты Российской Федерации могут использовать ESG-рейтинг как инструмент для повышения своей конкурентоспособности и привлечения инвестиций в экологически и социально ответственные проекты.
ESG – рейтинги помогают инвесторам, компаниям и государствам оценить степень устойчивости компаний и регионов в отношении экологических, социальных и управленческих факторов. Цель таких рейтингов – повышение прозрачности и ответственности в бизнесе и сокращение рисков для инвесторов и для окружающей среды. Учитывая значимость экономической устойчивости, ESG – рейтинги становятся все более популярными в мире, и их значимость только увеличивается.
ESG – рэнкинг составлен для 85 субъектов РФ. Регион занимает место в рэнкинге согласно оценки его ESG – профиля, с использованием 45 показателей, сгруппированных по трем ключевым блокам ESG.
На основе ESG – оценки регионы распределены на 5 групп по уровню устойчивости развития и интеграции ESG – критериев в деятельность субъектов РФ: начальный, развивающийся, умеренный, развитый, продвинутый
Таблица № 1
Оценки по блокам E, S, G и итоговая ESG-оценка по 85 субъектам РФ
Величина E S G ESG
Среднее 0,511 0,476 0,597 0,528
Минимальное значение 0,179 0,147 0,269 0,38
Максимальное значение 0,821 0,794 0,929 0,769
Размах (max-min) 0,643 0,647 0,659 0,388
Стандартное отклонение 0,133 0,138 0,138 0,09
Как упоминалось выше, рейтинг ESG основан на экологических (E), социальных (S) и управленческих (G) факторах. При примерно равных различиях в рейтингах по этим факторам уровень развития фактора управления, как правило, выше, со средним рейтингом 59,7%. Между тем, уровень достижений в социальном факторе отстает, со средним рейтингом 47,6%.
Таблица № 2
ESG-рэнкинг регионов Центрального федерального округа
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
2. О стандартах эмиссии ценных бумаг: положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П. – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
3. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П (ред. от 04.07.2022) "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
4. Постановление Правительства от 21 сентября 2021 года №1587 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации - Режим доступа: http://www.consultant.ru./
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
6. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2030 г. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru
7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru./
Электронные ресурсы:
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru
2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
3. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/
4. ВЭБ прорабатывает механизмы соблюдения принципов устойчивого развития – Режим доступа: https://1prime.ru/banks
5. ВЭБ РФ – Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metodologiya/
6. Группа Всемирного Банка // «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций: [сайт]. – 2018. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/russia-unlocking-opportunities-for-green-investments
7. «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022» – Режим доступа: https://infragreen.ru/news/135290
8. Как «озеленить» регион [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
9. Национальное рейтинговое агентство, аналитический обзор // Рэнкинг устойчивости развития Российской Федерации и интеграции ESG – критериев в деятельность субъектов: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.ra-national.ru
10. Национальные стандарты зеленого финансирования – Режим доступа: https://cbr.ru,
11. Особенности подготовки эмиссии структурированных облигаций [сайт]. – 2023. – Режим доступа: https://bondguide.moex.com/articles/emission-features/
12. Облигации и займы устойчивого развития – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/sustainability-bonds-and-loans/
13. Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (СОПФ) – Режим доступа: https://сопф.дом.рф/
14. Проект «Зелёная экономика» поможет модернизировать сферу ЖКХ Липецкой области – Режим доступа: https://grizv.ru/news/vesti-regiona/proekt-zelyonaya-ekonomika-pomozhet-modernizirovat-sferu-zhkh-lipeckoy-oblasti
15. Росинфра – Режим доступа: https://rosinfra.ru
16. РИА Рейтинг – Режим доступа: https://riarating.ru/
17. Устойчивое развитие и инфраструктура. Обзор трендов в России и мире // ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП, [сайт]. – 2021. – Режим доступа: https://rosinfra.ru
18. Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
19. Эксперт РА – Режим доступа: https://raexpert.ru
Статьи:
1. Панова С.А., «Зеленые» финансовые инструменты в деятельности банков // Финансовые рынки и банки. 2019. № 3. С. 51–54.
2. Потапова Е.А., Каргина Е.В., Анализ российского рынка инструментов финансирования устойчивого развития и факторов, ограничивающих его рост. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022; (1): 25-31.
3. Резванов Р.И., Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
4. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А., «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. 2020;24(2):39-49.
5. Хуторова Н.А., Хуторов А.О., Развитие практики социально ответственного инвестирования в контексте экономической безопасности государства. // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 10 (517). С. 1914-1932.