Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В развитии и структурировании общества значительную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, проводимой на всех исторических этапах. Одним из механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и в частности государственный бюджет, являющийся ее важной составляющей. Именно через государственный бюджет осуществляется влияние на формирование и использование денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных. Система бюджетов имеет особое значение для России, так как она отражает принципы федерализма в государственной системе, позволяя определить состав и принципы построения бюджетной системы, а также правовое положение бюджетов на разных уровнях.
Бюджетная политика, как целенаправленная деятельность государства, направлена на определение основных задач и количественных параметров доходов и расходов бюджета, а также управление государственным долгом. Она является важным инструментом экономической политики государства. Государственные финансы оказывают значительное влияние на реальную экономику, поэтому изменение основных макроэкономических показателей может служить критерием успеха фискальной политики. Государственный бюджет, являясь главным финансовым планом, основным инструментом накопления средств, предоставляет политической власти реальную возможность осуществлять полномочия и обладать экономической и политической властью.
Бюджет является производным продуктом экономической политики власти и полностью зависит от выбранного общественного развития, не играя самостоятельной роли. Однако размер финансовых ресурсов, необходимых государству, и имеющиеся резервы определяют налоговую обстановку в стране. Бюджет также определяет конкретные направления расходов, процент расходов по отраслям и территориям, что отражает экономическую политику государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Бюджет является инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, и через него осуществляется социальная политика.
Цель данной курсовой работы - анализ бюджетной политики в Российской Федерации и направления ее развития.
Задачи:
- оценить уровень и динамику исполнения бюджета Нижегородской области;
- оценить уровень долговой нагрузки и соответствие бюджетным положениям;
- произвести оценку обеспеченности населения Нижегородской области бюджетными доходами /расходами;
-рассмотреть, что входит в понятие оценки качества управления региональными финансами;
-провести анализ бюджетной обеспеченности и дотационной зависимости регионов;
-найти в научной литературе и выбрать коэффициенты, которые используются для анализа бюджетных данных.
Объектом исследования является Нижегородская область.
Предметом исследования является сбалансированность бюджетной системы РФ
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Сравнительный анализ особенностей формирования регионального бюджета и его исполнения в Нижегородской области и других регионах
Региональный бюджет является важной частью обеспечения стабильной и балансированной территории. Правительство регионов уделяет особое внимание эффективному выполнению бюджета, поскольку это позволяет достичь социальных и экономических задач и повысить качество жизни людей. В этой статье проанализирована эффективность исполнения регионального бюджета в Нижнем Новгороде. Актуальность этой темы состоит в том, что важна соблюдение баланса доходов и расходов бюджета и периодической оценки ее эффективности, чтобы обеспечить финансовую устойчивость региона.
В современном мире формирование и выполнение регионального бюджета происходит в сложных социальных и экономических условиях. Есть ряд факторов, которые мешают выполнению бюджетов по планам. В числе них – высокая зависимость федеральных бюджетов, процессы миграции, неблагоприятные инвестиционные условия, высокая инфляция и др. Все эти вопросы привели к несостоятельности получения дохода в региональных бюджетах и порождают дисбаланс в расходной части бюджета.
Поэтому важно вести контроль над исполнением бюджетов. Одним из основных шагов в этом решении являются регулярные оценки эффективности бюджетного исполнения. Только сравнивая фактические показатели с плановыми, можно выяснить отклонения и выявить причины, оперативно разрабатывать меры для их устранения. Это будет способствовать адаптации финансового плана региона на новые вызовы времени и более рациональному использованию ресурсов. Важно оценить эффективность исполнения регионального бюджета не только в конкретном регионе, но в целой системе государственного контроля.
Финансирование бюджета Нижнего Новгорода осуществляется региональными подразделениями Минфина, которые отвечают за формирование доходов, а также правильную работу с накопленными средствами 8. В табл.1 представлены плановые и реальное значение основных параметров.
Таблица 1 - Планируемые и фактические основные бюджетные показатели за период с 2020 – 2023 годы.
Показатели, млрд. рублей План Факт
2020 г. 2021 2022 2023 2020 2021 г 2022 2023
Доходы 177,396 208,73 2 225,21 8 257,34 4 179,58 5 211,86 5 245,10 6 281,18 2
Расходы 187,674 231,92 9 250,29 1 308,67 6 179,06 7 224,41 9 241,31 6 301,09 2
Дефицит/ профицит -10,278 -23,197 -25,073 -51,332 0,518 -12,554 3,790 -19,909
Для наглядного представления динамики данных по доходам и расходам бюджетов за весь период исследования был создан график, который представлен на рисунке 1. На данном графике отражается динамика планируемых и фактических итоговых доходов.
Рисунок 1 – Динамика планируемых и исполненных итоговых доходов
Анализируя указанные данные, вы можете сделать следующий вывод: отклонение планируемых и фактических доходов несущественное, и фактический доход всегда превосходит планируемые 6 показатели. Полученные доходы позволяют региону реализовать новые проекты и программы 10. С 2020 по 2023 годы наблюдается устойчивая динамика планируемого и фактического дохода. Максимальный уровень налогового дохода достигается до 2023 года. Это связано с тем, что в 2021 году большинство организации смогли вернуться к предкризисному уровню производства и повысить темпы его роста. Отметим, что в 2022 году наблюдается резкий рост сбора налога, так как государство постепенно снимало ограничения по коронавирусу. Остальное значение характеризуется равномерным ростом из года в году (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика всех составляющих налоговых доходов регионального бюджета Нижегородской области за период 2020- 2023 гг.
Анализируя данные бюджета, следует отметить планомерный рост суммы налогов на прибыль и доходы из года в год. Максимальный уровень этого показателя достигается в 2023 году. Налог на товары на исследуемом временном отрезке также показывает положительную динамику. Активный рост начинается в 2022 году после восстановления многих производственных процессов, нарушенных в 2021 году. Налоги на совокупный доход сократились в 2021 году, однако это объясняется мировым кризисом, вызванным пандемией коронавируса. Фактически же, данный налог превысил планируемые значения благодаря переходу многих бизнес-процессов в онлайн. Налог на имущество за период исследования стабильно вносит свой вклад в планируемые доходные бюджетные показатели. Также в кризисный 2021 год наблюдается наименьший уровень данного налога. Тем не менее, фактически собранные доходы превысили планируемые значения.
Группа неналоговых доходов достигла своего максимального значения в 2023 году, также как и налоговые поступления. Минимальное значение неналоговых доходов за исследуемый период наблюдалось в 2021 году. На рисунке 3 показана динамика всех составляющих неналоговых доходов в бюджете субъекта за исследуемый период.
Рисунок 3 - Динамика всех составляющих неналоговых доходов в бюджет субъекта за период исследования
По данным гистограммы можно заметить, что начиная с 2021 года доходы от использования государственного имущества увеличиваются. Фактически, этот показатель достиг своего максимума в 2022 году, значительно превысив другие представленные показатели.
Одновременно уменьшаются доходы от штрафов, санкций и компенсаций ущерба. Из-за введенных ограничений в 2020 году бюджет получил меньше таких поступлений, чем в предыдущем году. Можно наблюдать тенденцию, что штрафы и санкции со временем уходят на второй план (процесс начинается в 2022 году), уступая место доходам от использования имущества в общей структуре бюджетных поступлений.
Доходы по статье "платежи при пользовании природными ресурсами" остаются на примерно одном уровне на всем протяжении исследуемого периода. То же самое справедливо для доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Однако их доля в общей структуре доходов снижается.
В 2021 году значение безвозмездных поступлений, как планируемых, так и исполненных, достигло своего максимума.
В этом году не все элементы бюджета смогли справиться с последствиями коронавирусной инфекции. Самый низкий уровень планируемых и исполненных безвозмездных поступлений был в 2020 году. В 2022 и 2023 годах продолжается рост безвозмездных траншей в бюджет области.
На рисунке 4 показана динамика всех составляющих безвозмездных поступлений в доходную часть регионального бюджета за всё исследуемый период.
Рисунок 4 – Динамика безвозмездных поступлений (в разрезе статей) в доходную часть бюджета региона за исследуемый период
Планируемые и фактические дотации достигли своего максимума в 2021 году. Как уже упоминалось, это связано с кризисом в этом году [9]. Уровень субсидий увеличивается из года в год, а пик планируемых и исполненных значений приходится на 2023 год. Основной причиной для этого является перенос некоторых субсидированных программ, запланированных на 2023 год, на текущий год. Поступления субвенций имеют тенденцию к уменьшению начиная с 2021 года. Долю других межбюджетных трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений можно наблюдать растущей с каждым годом начиная с 2021 года, превышая долю предыдущих лет.
И доходы, и затраты стремятся ежегодно увеличиваться. Наибольшее увеличение затрат зафиксировали в 2022 г., превысив показатели в 2021 г. на около 58 млрд руб. в плане, а на исполнении - на 59 млрд руб. в предыдущем году. Очевидно, что планируемые значения превосходят фактические, свидетельствуют о желании более эффективного и рационального управления бюджетами.
Общенациональные расходы в течение всего рассмотренного периода характеризуются тенденцией к росту в связи с инфляциями и другим фактором. В 2023 году расходы на оборону, безопасность и оборону резко увеличились в связи с началом специальных военных операций, но они не полностью выполнялись. Расходы национальной экономики ежегодно растут в рамках главной задачи - создание новых трудовых мест. Увеличение расходов на ЖКХ объясняется повышением цен на энергетические ресурсы и необходимости поддерживать и модернизировать инфраструктуру. В 2022 г. расходы на направление «Охрана природы» снизились, но в 2023 г. возобновились. Расходы на образование могут быть связаны с увеличением количества учащихся, а также стремлением власти обеспечить доступные и качественные учебные заведения. Расходы в сфере культуры и кино можно объяснить ростом интересов общества в сфере культуры и кино и государственной политики в этой области. Изменение расходов на медицинское обслуживание может быть связано с увеличением длительности жизни, совершенствованием медицинских технологий и новыми методами терапии. Расходы по социальной политике осуществляются практически полностью, кроме некоторых частей.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
2.Арсланбекова А.З. Проблемы совершенствования бюджетного процесса в российской федерации // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 31-35.
3. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2019. - № 9. - С. 691 - 695.
4.Величко А.В. Проблемы сбалансированности государственного бюджета и экономического роста в российской федерации//Вестник Волгоградского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 159-169
5.Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Наука, 2019. - 332 с.
6.Дорофеев М.Л. Проблемы реализации программно-целевого метода бюджетных расходов в Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. - 2020. - № 1. - С. 13-21
7.Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник – М.: КноРус, 2019. - 400 с.
8.Калинина Л.Е. О бюджетных полномочиях органов представительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2021. - № 1. - С. 68 - 74.
9.Караваева Ю.С. Бюджетная система России – М.: Глобол, 2019. - 165 с.
10.Кремлева В.В. Расходы бюджета РФ в условиях кризиса // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 57-60
11. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2019. - 496 с.
12.Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2021. - № 9. - С. 17 - 21.
13. Лагутин И.Б. Особенности региональных бюджетных отношений и развитие российской модели бюджетного федерализма // Финансовое право. - 2021. - № 8. - С. 15 - 18.
14. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2019. - 352 с.
15. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2020. - 272 с.
16.Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник - М.: Дашков и Ко, 2019. - 336 с.
17.Омирбаев С. М. Государственный бюджет: учебник – М.: Глобол, 2020. - 632 с.
18. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 147 с.
19. Сулакшина, С.С. Бюджет и налоги в экономической политике России: монография. — М.: Научный эксперт, 2020. — 240 с.
20.Федосов В. А. Бюджетная система Российской Федерации; Книга по Требованию, 2019 – 224 c.
21.Шевелев Н. А. Бюджетная система России – М.: Наука, 2019 – 280 с.
22.Шуваева, Е.А. Проблемы формирования доходов бюджета //Альманах мировой науки. – 2021. – № 2-4 (2). – С. 124.
23.Щеголева Н. А., Леонова Т. А. Бюджетная система Российской Федерации – М.: МаркетДС, 2019 – 168 c.
24.Якушин П. И. Бюджетная система Российской Федерации – М.: Наука, 2019. - 344 c.
25.Отчетность по исполнению бюджетов - https://www.budget.gov.ru