Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация. В современном мире, когда происходит процесс профессионального совершенствования будущих сотрудников органов внутренних дел, они должны обладать не только профессиональными навыками, но и следующие показатели нравственной культуры, такие как: гражданственность, патриотизм, профессионализм. Культура будущих сотрудников ОВД должна быть подкреплена высоким уровнем нравственности и ценностными ориентациями. Содержание нравственной культуры будущих сотрудников ОВД представлено в настоящем проекте как целостная характеристика личности, включающая в себя ряд компонентов: гражданскую компетентность; гражданское поведение; гражданскую активность; отношение к гражданскому обществу и своей роли в нем.
Практическая часть проекта. В зависимости от уровня сформированности когнитивных, эмоциональных и активных норм гражданственности, необходимость разрешения противоречия между современными требованиями социального заказа на формирование гражданского статуса будущих сотрудников ОВД и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения его реализации в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел.
Современное российское общество в целом нуждается в активной и мыслящей личности будущих сотрудников ОВД, решающих задачи правового регулирования общественных отношений и их защиты в своей повседневной деятельности. За будущее своей страны, разделяя при этом ответственность за развитие государства и события в нем, за то, что происходит [5, c.40].
Формами выражения правовой активности сотрудников органов внутренних дел являются: правотворчество, правовое воспитание и, особенно, правоприменение в правоохранительной сфере. Причем проявление правовой активности во многом предопределяется содержанием российского законодательства, которое отдает решение многих правовых вопросов на усмотрение субъектов правоприменения.
Определение общественного мнения как социальной познавательной деятельности социальной общности, находящей свое выражение в коллективно выработанных и распространенных суждениях, чувствах и поведенческих установках по поводу социально значимых вопросов и явлений, создает теоретическую основу для понимания природы общественного мнения о праве и его интерпретации как категории юридической социологии.
Общественное мнение представляет собой совокупность ценностных суждений о праве и практике его применения, характерных для различных классов и групп, и функционирует как один из механизмов социального нормативного контроля и коррекции юридически значимого поведения.
Известно, что общественное мнение возникает при наличии общественного интереса к тому или иному явлению правовой действительности и, как правило, к актуальным, злободневным и спорным вопросам. Общественный интерес и озабоченность тем или иным событием ставит правоохранительные органы перед необходимостью активизировать свою деятельность в "горячих точках" повышенного общественного интереса, чтобы как можно быстрее отреагировать на общественное мнение. Таким образом, суждение общественного мнения в полной мере отражает определенные недостатки общественной практики, указывая на острую необходимость устранения негативных явлений объективной действительности, совершенствования законодательства и практики его применения, повышения качества и эффективности работы правоохранительных органов. Общественное мнение о праве формируется в связи с фактами правовой жизни общества, и эти факты оцениваются всеми формами общественного сознания. Поэтому можно сделать вывод, что феномен общественного мнения о праве является вторичным, отклоняющимся от феномена общественного мнения в целом. Первое возникает из фактов правовой жизни общества (правовые нормы, проступки и преступления, правоохранительная деятельность и т. д.).
Наряду с такими характеристиками, как распространенность и интенсивность общественного мнения, существуют и другие, более специфические особенности общественного мнения о праве.
Во-первых, следует учитывать, что оценка фактов правовой действительности является производной от всего общественного сознания, поскольку происходит через призму всех форм общественного сознания (морального, экономического, политического, правового и т.д.). Как справедливо отмечается в литературе, общественное мнение о праве - это прежде всего особое состояние сознания широких слоев населения. Оно имеет массовый и относительно устойчивый характер, не ограничивается конкретной "предметной" формой сознания, включает в себя нравственные, политические, правовые и иные элементы восприятия действительности не только на идеологическом, но и на социально-психологическом уровне. Более того, в структуре общественного мнения о праве очень часто преобладают морально-политические оценки права, актов правосудия и т.д.
Такая развернутая характеристика правосознания, о которой говорилось ранее, объясняется следующими обстоятельствами: в основе общественного сознания о праве часто лежит морально-политическая оценка права, закона правосудия и т.д. Хотя в формировании общественного мнения о праве могут участвовать элементы всех форм общественного сознания (морального, политического и т. д.), это не означает, что все они играют одинаковую роль. Ведущей формой такого общественного сознания оказывается не моральное и не политическое, а правовое сознание.
Актуальность проблемы правовой активности сотрудников, участвующих в правоохранительном процессе, обусловлена тем, что ее уровень во многом определяет уровень профессионально-правовой деятельности сотрудников органов внутренних дел и других субъектов правоохранительной деятельности. Вопрос о правовой активности сотрудников рассматривается, прежде всего, на примере уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что участие граждан в данной сфере имеет первостепенное значение и не исключает возможности его проявления в сфере административного судопроизводства. Как известно, деятельность, регулируемая законодательством РФ, осуществляется должностными лицами и государственными органами при непосредственном участии широкого круга граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
2. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. N 900 "Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // https://base.garant.ru/400791288
Используемая литература
3. Дисциплинарная ответственность: правовые механизмы обеспечения эффективности в системе государственной службы: монография / М.Б. Добробаба, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Москва: Норма, 2023. – 352 с.
4. Гранат Н.Л. Профессиональная культура в правоприменительной деятельности органов внутренних дел / Н.Л. Гранат, Р.Х. Макуев. М., 1994.
5. Кожевников В.В. Профессиональная правовая культура в правоприменительном процессе органов внутренних дел. Омск, 1994.
6. Кожевников В.В. Социально-правовая активность сотрудников органов внутренних дел. Омск, 1996.
7. Кожевников В.В. Правовой нигилизм следователя / В.В. Кожевников, П.Г. Марфицин // Проблемы противодействия преступности в современных условиях. Омск, 1999.
8. Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического развития России до 2030 года: монография / отв. ред. В.Б. Ястребов. – Москва: Проспект, 2021. 308 с.
9. Современное юридическое образование: традиции и инновации Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) . Москва : ИНФРА-М, 2023. 400 с.
10. Эстамирова Л.П., Палагин Д.Н. Меры обеспечения собственной безопасности полиции: понятие, виды, сущность и содержание // Административное право и процесс. 2023. № 4. С. 34.