Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологических установок личности в юношеском возрасте с разным уровнем социальной адаптации
2.1. Организация исследования
Цель эмпирического исследования – выявить особенности социально-психологических установок личности в юношеском возрасте с разным уровнем социальной адаптации.
Гипотеза исследования: предполагается, что у юношей с разным уровнем социальной адаптации различаются социально-психологические установки личности.
В исследовании приняли участие 40 студентов в возрасте от 18 до 21 года, из них 31 девушка и 9 юношей. Все испытуемые являются учащими-ся 1-2-го курсов очного отделения в университете.
В исследовании использовались следующие методики.
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого).
2. Опросник социально-психологических установок личности в моти-вационно – потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
3. Методика «Оценка социально-перцептивной установки личности» Т.Д. Дубовицкой.
4. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
3. Методика «Оценка социально-перцептивной установки лич-ности» Т.Д. Дубовицкой позволяет выявить установки по отношению к другим людям.
Методика состоит из 16 пословиц, по-разному характеризующих людей. Испытуемому необходимо выразить свое согласие или не согласие с каждой пословицей по трехбалльной шкале.
Результаты обрабатываются в соответствии с ключом. За совпадение с ключом ставится 2 балла, за несовпадение - 0 баллов, за каждый ответ «трудно сказать» - 1 балл.
Высокие показатели по методике (от 22 до 32 баллов) свидетель-ствуют о готовности доверять, помогать и замечать положительные осо-бенности в других, умении видеть позитивный потенциал людей, эмоцио-нальном принятии, доброжелательности, стремлении сохранять конструк-тивные отношения с окружающими.
Средние показатели (от 11 до 21 баллов) говорят о стремлении ис-пытуемого к близким и доверительным отношениям, сотрудничеству, ис-кренности, старании понять другого человека, стремлении учитывать ин-дивидуально-психологические особенности других людей.
Низкие показатели (от 0 до 10 баллов) свидетельствуют о том, что испытуемому свойственны: подозрительность, ожидание негативного от-ношения к себе, готовность видеть отрицательные проявления в поведении окружающих, навешивание негативных ярлыков, эмоциональное неприя-тие, критика, ирония, злорадство; обвинения в адрес других используются для обоснования и оправдания своих негативных действий.
2.2. Результаты исследования
Результаты по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого) в груп-пе студентов представлены в таблице 1 в Приложении.
Результаты диагностики показали, что в среднем, студенты в доста-точно адаптированы в соответствии с требованиями общества и с соб-ственными потребностями, мотивами и интересами.
Студенты принимают себя и других, но самопринятие выражено больше. Респонденты удовлетворены большинством своих характеристик, имеют потребность в общении, взаимодействии, совместной деятельности.
Молодые люди имеют среднюю степень определённости в своём эмо-циональном отношении к происходящей действительности.
Студенты не имеют склонности к выраженному внутреннему или внешнему локусу контроля. В группе есть испытуемые как с выраженной интернальностью (ответственность за события, происходящие в жизни, принимают на себя), так и выраженной экстернальностью (ответственность за события, происходящие в жизни, перекладывают на других и обстоя-тельства).
Студенты в равной степени стремятся быть доминантными и подчи-ненными по обстоятельствам. В группе есть личности как с выраженной склонностью к подчинению, так и с высокой склонностью к доминирова-нию.
Студенты в меру склонны уходить от проблем. Среди испытуемых есть лица совершенно не склонные к эскапизму и лица с выраженной склонностью к уходу от проблем.
В группе студентов нет лиц с низким уровнем адаптации. 40% сту-дентов имеют средний, нормальный уровень социально-психологической адаптации. Остальные 60% студентов имеют высокий уровень адаптации.
По результатам соотношения видно, что более половины студентов (67,5%) имеют средний уровень социально-перцептивной установки по от-ношению к другим людям. Они стремятся к близким и доверительным от-ношениям, сотрудничеству, искренности, стараются понять другого чело-века, учитывать индивидуально-психологические особенности других лю-дей. Противоречия и споры в основном разрешают конструктивно.
У 17,5% студентов высокий уровень социально-перцептивной уста-новки по отношению к другим людям. Они умеют доверять, помогать дру-гим и замечать положительные особенности в других, умеют видеть пози-тивный потенциал людей, обладают эмоциональным принятием, доброже-лательностью, стремятся всегда сохранять конструктивные отношения с окружающими.
2.3. Анализ результатов
Для проверки гипотезы группа испытуемых была разделена на две:
- 1-я группа – студенты со средним уровнем социальной адаптации – 16 человек;
- 2-я группа – студенты с высоким уровнем социальной адаптации – 24 человека.
Результаты проверки распределений данных диагностики двух групп на нормальность с помощью критерия Колмогорова – Смирнова пред-ставлены в таблице 5.
Результаты статистического сравнения показали, что у студентов с высоким уровнем адаптации значительно больше выражена установка на свободу (р≤0,05), значительно меньше выражена общая негативная уста-новка (р≤0,05), открытая жестокость (р≤0,05) и негативный личный опыт общения (р≤0,05), чем у студентов со средним уровнем адаптации.
Таким образом, студенты с высоким уровнем адаптации в большей сте-пени стремятся к свободе, отстаиванию своей независимости.
Студенты со средним уровнем адаптации более негативно настроены по отношению к окружающим, они чаще проявляют открытое выражение жестокости, не скрывая свои негативные оценки и у них больше негативно-го личного опыта общения с окружающими, чем у студентов с высоким уровнем адаптации.
Результаты корреляционного анализа показателей социальной адап-тации с социально-психологическими установками у студентов со средним уровнем адаптации представлены в таблице 7.
Выводы по исследованию
1. Студенты в достаточно адаптированы в соответствии с требовани-ями общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Они принимают себя и других, имеют среднюю степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности. Сту-денты не имеют склонности к выраженному внутреннему или внешнему локусу контроля, в равной степени стремятся быть доминантными и под-чиненными по обстоятельствам, в меру склонны уходить от проблем.