Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сновидения, как особая форма выражения бессознательного, волновали людей с древнейших времен. Особый интерес представляют символы, которые, создавая свою модель реальности, сообщают сновидцу об истинном состоянии его души и тела не только в настоящем, но и в будущем.
Большинство символов, возникающих в подсознании и посещающих наши сны, уходят корнями в языческую символику народа и часто встречаются в произведениях ЕНТ. Особенность сна литературного героя состоит в том, что читатель, имея возможность сопоставить его содержание с последующими событиями в жизни персонажа, может угадать логику автора и раскрыть смысл символов.
Словесный знак в искусстве. произведение представляет собой, прежде всего, многозначную структуру, которая определяется единством и взаимозависимостью трех смысловых измерений: а) русской языческой символики; б) микро- и макроконтекст произведения; в) функция сна, с одной стороны, выявить душевное состояние сновидицы (Татьяны) или близких ей людей (положив зеркало под подушку, Татьяна гадала о своем женихе, это т. е. Онегин); и во-вторых, предсказывать будущее.
Сны — это сочетание вымысла и реальности, сочетание пережитого и того, что, кажется, никогда не переживалось; именно наше общение со сферой нашего бессознательного играет очень важную роль в жизни человека.
Проблема сна и сновидений всегда интересовала писателей и поэтов. В данной работе предпринята попытка рассмотреть сон и сновидения как средство отражения действительности, иносказаний и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века, а также мировой литературы XX века.
1.Роль сновидений в произведениях отечественных писателей
В исследовании Ю.А. Кумбашева «Мотив снов в русской лирике первой трети XIX века» мечтательно-лирический мотив, сон как поэтический троп, метафора. Исследователь прослеживает модификации мотива сновидения, его динамику в нескольких последовательных лирических системах, раскрывает семантический, жанровый и стилистический потенциал мотива.
В качестве объекта исследования Ю.А. Кумбашева выбрала эпоху 1800-1830-х годов. Русская поэзия того времени рассматривается в достаточно широком контексте: на фоне ряда произведений мировой литературы творчество Г.Р. Державиной, Н.М. Карамзиной, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкин.
Ряд авторов изучали литературные сновидения отдельных произведений русских писателей. Чаще всего исследователи обращаются к работам А.С. Пушкин. Сон Татьяны, занимающий особое место в структуре романа А.С., неоднократно становился объектом изучения литературоведов, лингвистов и культурологов. Пушкин «Евгений Онегин». Среди этих исследований следует отметить работы Ю.М. Лотмана, В.М. Марковича, Ю.Н. Чумакова.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Афанасьев: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 2019.
2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 2021. Вып. IV. С. 210.
3. БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 2019.
4. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 2018.
5. СД: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2021.
6.Лосев: Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 2021.