Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью учебной практики является получение и закрепление пер-вичных навыков научно-исследовательской работы обучающимися.
В соответствии с целью выделяются следующие основные задачи:
Отчет о выполнении заданий практики
План научного исследования
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследо-вания.
2. Организация эмпирического исследования.
3. Проведение психодиагностики.
4. Обработка результатов исследования.
5. Формулировка выводов.
Теоретический обзор научной литературы по исследуемой проблеме
Термин "жизнестойкость" широко используется в организационной психологии, психологии стресса, философии и герменевтике, занимает особое место в экзистенциальной психологии как предрасположенность, которая помогает уменьшить и легче переносить онтологическую тревогу, связанную с выбором будущего.
С. Мадди рассматривает жизнестойкость как убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и предотвращать негативные последствия стресса, являясь более важным предиктором совладания, чем оптимизм и религиозность [7].
В конструкции жизнестойкости выделяются три ключевых компонен-та (установки):
1. Целеустремленность – убежденность в том, что активное участие, вовлеченность в реальность дает максимальный шанс найти что-то стоящее и интересное для личности. Человек с развитой вовлеченностью получает силы и мотивацию действовать, а также удовольствие от собственной дея-тельности, осознает себя, чувствует свою значимость, ценность.
2. Контроль - это вера в то, что только борьба как выбор собствен-ной стратегии деятельности может повлиять на реальный результат, по-следствия, хотя гарантии успеха нет, а возможности собственного влияния ограничены. Человек с высокоразвитым компонентом контроля чувствует, что он сам выбирает свою деятельность, свой собственный путь.
3. Принятие риска (вызова) - это убежденность в том, что все проис-ходящее необходимо для развития, потому что это дает опыт. В то же время негативный опыт так же ценен, как и позитивный. Противоположно-стью принятию риска является неопределенность, отказ от новых возмож-ностей в пользу безопасности [8].
Чем более выражены эти компоненты, тем ниже внутреннее напряже-ние в стрессовых ситуациях. Это происходит благодаря механизму стой-кого преодоления стрессов и восприятия их как менее значимых. Все три компонента дополняют друг друга и вместе помогают уменьшить экзи-стенциальную тревогу и легче переносить ее. Развитие этих компонентов является основой для позитивного отношения, улучшения качества жизни, понимания препятствий как источников дополнительного роста и разви-тия. Эти три компонента демонстрируют дискриминантную валидность [15].
Существует также связь между жизнестойкостью, стрессом и пробле-мами со здоровьем в зависимости от пола (мужчины подвергаются боль-шему риску) и возраста. Жизнестойкость коррелирует с высоким уровнем здоровья из-за ее влияния на обмен веществ и выработку холестерина [14].
Жизнестойкость может влиять на ресурсы совладания через чувство самоэффективности, компетентности и высокую когнитивную оценку. Это также коррелирует с опытом преодоления трудностей и сохранения ло-яльности к себе, самоуважением, такими факторами раннего прошлого, как семейные стандарты и самовосприятие, высокая толерантность к фрустрациям, социальный интерес [14].
Методики исследования
1. Опросник жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтье-ва и Е.И. Рассказовой представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом С. Мадди. Опросник состоит из 45 утверждений, с каждым из которых испытуемый должен вы-разить степень согласия.
Тест жизнестойкости включает как общий показатель, так и три пока-зателя по отдельным компонентам (субшкалам):
- вовлеченность – активная жизненная позиция личности, уверен-ность в том, что только деятельный человек может найти стоящее и инте-ресное;
- контроль – это уверенность в том, что, только борясь и преодоле-вая трудности, можно изменить происходящее и быть хозяином своей судьбы;
- принятие риска – готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться. Из всего, что случается, как положитель-ного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания.
Характеристика выборки
В исследовании приняли участие 20 педагогов из средней общеобра-зовательной школы №10, из них 14 женщин и 6 мужчин, возраст испытуе-мых 24 – 35 лет.
Результаты исследования
Результаты диагностики педагогов по опроснику жизнестойкости С. Мадди представлены в таблице 1 в Приложении.
По результатам опросника можно сказать, что у педагогов средний уровень жизнестойкости, вовлеченности, контроля и принятия риска.
По результатам соотношения видно, что у большинства педагогов (по 45%) средний или низкий уровень вовлеченности. При среднем уровне вовлеченности педагоги могут получать удовольствие от собственной дея-тельности, но не всегда. При низком уровне вовлеченности педагогам ха-рактерно чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
У 10% педагогов высокий уровень вовлеченности, эти респонденты отличаются убежденностью в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для себя.
У большинства педагогов (60%) средний уровень контроля, они ино-гда ощущают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь, иногда - нет. У 30% респондентов низкий уровень контроля, им характер-но ощущение собственной беспомощности.
У 10% педагогов выявлен высокий уровень контроля, они убеждены в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
У 50% педагогов средний уровень принятия риска, они иногда уве-рены, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, иногда - не уверены. У 25% испытуемых высокий уровень принятия риска, они рас-сматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стрем-ление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.
Выводы
1. Большинству педагогов часто характерно чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Они иногда ощущают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь, иногда – нет, иногда уверены, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, иногда - не увере-ны. У большинства педагогов низкий уровень жизнестойкости, им харак-терно высокое внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности в совладании с ними.
Тезисы
Жизнестойкость – убеждения человека, которые позволяют ему оста-ваться активным и предотвращать негативные последствия стресса, явля-ясь более важным предиктором совладания, чем оптимизм и религиоз-ность. Жизнестойкость личности показывает, насколько человек использу-ет индивидуальные физические (работоспособность), психологические (ин-теллект, эмоциональная и волевая саморегуляция), личностные (самооцен-ка, система смыслов, установок и мотивов), материальные и социальные (семья, друзья, статус и др.) ресурсы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы пе-реживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситу-ации: дисс… канд. псих наук. – СПб, 2017. – 245 с.
2. Алифиренко О.В. Влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов / О.В. Алифиренко, Г.Н. Уварова // Пси-хология и педагогика: методика и проблемы практического примене-ния. – 2016. – №54. – С. 44–52.
3. Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной дея-тельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, С.М. Башилова, А.В. Ан-тоновский // Вестник ТвГУ. – 2016. – № 4. – С. 15-20.
4. Корабельников А.А. Психологические аспекты профессионального развития и профессионального образования взрослых людей / А.А. Корабельников, Е.Ю. Бекасова, С.П. Филиппов, Л.М. Петухова // Научное мнение. – 2021. – № 4. – С. 77-82.
5. Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза // Вестник БГУ. – 2012. – №1 (2). – С. 150–154.
6. Крюкова Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контек-стуализация исследований совладающего поведения: Монография / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. – 236с.
7. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Пси-хологический журнал. – 2005. – Т. 26, №6. – С. 87–101.
8. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.
9. Ненашева М.В. Феномен жизнестойкости в контексте глобальных вы-зовов современности // Вестник Северного (Арктического) федераль-ного университета. – 2022. – Т. 22. – №5. – С. 69-77.
10. Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.
11. Рассказова Е.И. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание / Е.И. Рассказова, Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – №2 (108). – С. 90-108.
12. Чухрова М.Г. Анализ жизнестойкости в контексте агрессивности личности / М.Г. Чухрова, О.Е. Митрофанова, Т.А. Филь, С.В. Про-нин, А.А. Александрова // МНКО. – 2018. – №5 (72). – С. 359–362.
13. Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Тех-нологии управления стрессом, проверенные в корпоративных вой-нах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.
14. Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических кон-цепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 1. Том 33. – С. 50 – 61.
15. Eschleman K.J., Bowling N.A., Alarcon G.M. A meta-analytic examina-tion of hardiness. International Journal of Stress Management. – 2010. – №17 (4). – Р. 277 – 307.