Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках данного исследования предпринимается попытка прояснить сложную взаимосвязь между психологией и социальной критикой, обозначив многогранную научную проблему, являющуюся центральной для обеих дисциплин: как психологические процессы влияют на механизмы социальной критики и подвергаются их воздействию. Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью общества в понимании психологических основ социальной критики, особенно в эпоху быстрых социальных изменений и интенсивного общественного обсуждения вопросов социальной справедливости. Область исследований охватывает широкий спектр, рассматривая психологические теории, связанные с восприятием, идентичностью и защитными механизмами, а также последствия этих теорий для социальной критики в различных общественных контекстах.
Центральное место в этом исследовании занимает психологическое восприятие социальной несправедливости; оно включает изучение устоявшихся теорий («Теория справедливости», «Процессы социального сравнения») и эмоциональных реакций, вызываемых восприятием несправедливости, таких как гнев, разочарование или отставка. Исследуется роль идентичности в формировании социальной критики с акцентом на то, как индивидуальная и групповая идентичность (формируемая через «социальную категоризацию» и «солерантность идентичности») влияет на восприятие социальных аномалий. Кроме того, анализ механизмов психологической защиты показывает, как индивиды защищаются от психологического стресса, вызванного социальной критикой, используя различные стратегии - от отрицания до сублимации; эти механизмы часто перестраивают выражение социального недовольства в более социально приемлемые или конструктивные формы.
Принятая методология позволяет объединить теоретические основы с эмпирическими наблюдениями, используя как качественный, так и количественный анализ для изучения нюансов психологического воздействия социальной критики. Этот синтез не только обеспечивает комплексное понимание динамики, но и открывает новые возможности для практического применения в психотерапевтической практике и стратегиях разрешения конфликтов.
Препарируя психологические аспекты социальной критики, данное исследование не только вносит вклад в академический дискурс, но и предлагает прагматические идеи для психологов, социологов и политиков, занимающихся смягчением социальных конфликтов и формированием более справедливого общества.
Объект исследования - социальная критика, рассматриваемая через призму психологии, - представляет собой благодатную почву для изучения сложных процессов, посредством которых индивиды и группы интерпретируют, интернализируют и выражают общественное недовольство; предмет исследования, соответственно, углубляется в психологические механизмы (перцептивные, когнитивные и эмоциональные), лежащие в основе этих процессов, что позволяет выявить двойное влияние психологических принципов на социальную критику и наоборот. Цель исследования, заключающаяся в систематическом анализе и осмыслении этих взаимозависимостей, обусловлена задачами, которые направлены на: прояснить теоретические основы психологии социальной критики, используя ретроспективный и перспективный анализ для определения исторической эволюции и будущих траекторий развития этих теорий; изучить с помощью эмпирических методик практические проявления психологических теорий в сфере психотерапии и общественных вмешательств, где социальная критика служит как инструментом, так и ответом на вызовы общества; и внедрить инновации, синтезируя традиционные психологические подходы с новыми социальными теориями, создавая т.о. тонкую структуру, способную эффективно решать сложную динамику современных социальных проблем. Эти цели преследуются для того, чтобы пополнить академический корпус надежными междисциплинарными знаниями и одновременно предложить практические стратегии для профессионалов, работающих на стыке психологии и социальных реформ.
Научная новизна исследования заключается в его интегративном подходе: сопоставление психологических методологий с социально-критическим анализом для раскрытия ранее непонятных аспектов социальной критики, тем самым формируя авангард в академическом исследовании социально-психологических феноменов; это исследование представляет новые концептуальные рамки, которые тщательно изучают психологические основы социальной критики через такие линзы, как оценка нейропсихологического воздействия и анализ кросс-культурных различий, инструменты, редко применяемые в традиционной социологической критике. Предполагая, что психологический ответ на социальную несправедливость - это не просто пассивная эмоциональная реакция, а сложная, динамичная когнитивная обработка, на которую влияют культурные, исторические и индивидуальные факторы, данное исследование утверждает, что вариации в восприятии социальной несправедливости в значительной степени модулируются психологической устойчивостью и конструктами идентичности индивидов и коллективов, предполагая, что вмешательства, направленные на устранение социальной несправедливости, могут быть оптимизированы за счет более глубокого понимания этих психологических переменных. Используя такие инновационные сопоставления и гипотетические взаимодействия, исследование стремится продвинуть вперед дискурс о психологических
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2005. – 528 с.
2.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1991. – 576 с.
3.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
4.Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. – М.: Владимир Даль, 2002. – 425 с.
5.Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – 107 с.
6.Ярская-Смирнова Е.Р., Ярская В.Н. Социальная сплоченность: Направления теоретической дискуссии и перспективы социальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии. – М., 2014. – № 4. – С. 41-61.
7.Brownstein, M., Kelly, D., & Madva, A. Taking social psychology out of context. Behavioral and Brain Sciences, 45. https://doi.org/10.1017/S0140525X21000704, 2022.
8.Dirth, T., & Branscombe, N. The Social Identity Approach to Disability: Bridging Disability Studies and Psychological Science. Psychological Bulletin, 144, pp. 1300-1324. https://doi.org/10.1037/bul0000156, 2018.
9.El-Hay, M. Social Psychology. Definitions. https://doi.org/10.1007/978-1-4615-7694-5_10, 2019.
10.Grachev, A., Zhuravlev, A., Kitova, D., Sosnin, V., Poznyakov, V., Emelyanova, T., Haschenko, V., Kovaleva, Y., Smirnov, A., & Rusalinova, A. Social psychology. https://doi.org/10.12737/1121567, 2023.
11.Haslanger, S. Political Epistemology and Social Critique. https://doi.org/10.1093/OSO/9780192897480.003.0002, 2021.
12.Hodgetts, D., Drew, N., Sonn, C., Stolte, O., Nikora, L., & Curtis, C. Social Psychology and Everyday Life. https://doi.org/10.1007/978-1-137-01420-7, 2020.
13.Houston, S. Critique and Critical Social Work: a meta-theoretical perspective. Critical and Radical Social Work. https://doi.org/10.1332/20498608y2023d000000008, 2023.
14.Power, S., & Velez, G. Field social psychology. The American Psychologist. https://doi.org/10.1037/amp0000931, 2021.
15.Power, S., & Velez, G. The MOVE Framework: Meanings, Observations, Viewpoints, and Experiences in processes of Social Change. Review of General Psychology, 24, pp. 321-334. https://doi.org/10.1177/1089268020915841, 2020.
16.Renault, E. Critical Theory, Social Critique and Knowledge. Critical Horizons, 21, pp. 189-204. https://doi.org/10.1080/14409917.2020.1790750, 2020.
17.Sharafutdinova, G. On double miss in Russian studies: can social and political psychology help? Post-Soviet Affairs, 39, pp. 86-91. https://doi.org/10.1080/1060586X.2022.2152261, 2022.
18.Sullivan, D. Social Psychological Theory as History: Outlining the Critical-Historical Approach to Theory. Personality and Social Psychology Review, 24, pp. 78-99. https://doi.org/10.1177/1088868319883174, 2020.
19.Venzke, I. Cognitive Biases and International Law: What’s the Point of Critique? International Law's Invisible Frames. https://doi.org/10.1093/oso/9780192847539.003.0004, 2021.
20.Wilson, T. What is social psychology? The construal principle. Psychological Review. https://doi.org/10.1037/rev0000373, 2022.
21.Yasegnal, A. Tuffin K. Understanding Critical Social Psychology. Community Health Equity Research & Policy, 42, pp. 343-345. https://doi.org/10.1177/0272684X211004704, 2021.
22.Zyl, L., Gaffaney, J., Vaart, L., Dik, B., & Donaldson, S. The critiques and criticisms of positive psychology: A systematic review. The Journal of Positive Psychology. https://doi.org/10.1080/17439760.2023.2178956, 2023.