Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование активной и самостоятельной личности, способной решить возникающие проблемы и умеющий учиться, является приоритетным направлением образования и воспитания, сформулированным в образовательном стандарте начального общего образования. В современном, активно развивающемся мире, наполненном различными возможностями и требованиями со стороны общества, необходимо уметь оперативно и нестандартно решать возникающие жизненные проблемы.
Увеличивающееся количество информации в сети Интернет требует от человека умения быстро перерабатывать её, выбирать самое главное и находить нестандартные решения. Творческий подход – это наиболее продуктивный способ познания мира. Следовательно, творчество является источником прогресса для общества и отдельного человека. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающей самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки.
Воображение является основным процессом для любой формы творческой деятельности ребёнка и его поведения. Развитое воображение является условием эффективного усвоения подростками образовательной программы, а также способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности, формированию умения планировать собственную деятельность и ориентироваться в будущем.
Компьютерные игры имеют потенциал положительно влиять на развитие воображения подростков, поскольку они войти в виртуальные миры с разнообразными сеттингами, персонажами и сюжетами, что требует активного использования воображения для погружения в виртуальные миры и взаимодействия с ними. Многие компьютерные игры предлагают игрокам либо самих создавать персонажей и истории, либо взаимодействовать с уже существующими, что позволяет использовать воображение для создания уникальных историй и развития персонажей.
Однако, важно помнить, что слишком большое количество времени, проводимого в компьютерных играх, может негативно повлиять на развитие других аспектов жизни подростков, таких как учеба, здоровье и социальные навыки.
В настоящее время трудно найти человека, не имеющего компьютер или смартфон, и который не тратит часть своего времени на работу за компьютером или просто общается в Интернете. Часто, с самого юного возраста, дети имеют доступ к компьютеру: они играют в компьютерные игры, смотрят фильмы. Многие современные домашние работы, задаваемые в школе, заставляют обратиться в Интернет за поиском информации. На первый взгляд безопасное времяпрепровождение подростка около компьютера может со временем перерасти в компьютерную и игровую зависимость.
Проблема исследования состоит в том, как связаны между собой воображение подростков и их увлечённость компьютерными играми.
Цель исследования – выявить взаимосвязь воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков.
Объект исследования – развитие воображения.
Предмет исследования – взаимосвязь воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют значимые взаимосвязи воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков.
3. Проанализировать взаимосвязи воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение научной литературы по изучаемым вопросам;
- эмпирические: тестирование, опрос;
- математико-статистические методы;
- интерпретационные методы.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе СОШ №26. В эмпирическом исследовании приняли участие 47 подростков в возрасте 13 – 15 лет, из них 26 девочек и 21 мальчиков.
Теоретические основы исследования составили основные подходы к понятию воображения и его развитию (Л.С. Выготский, Л.С. Коршунова, О.В. Макарьина, Т.В. Тетерятникова, Д.К. Алферовская, В.К. Игнатович, Т. Рибо и др.), исследования увлеченности компьютерными играми и игровой и компьютерной зависимости (А.Е. Войскунский, Д.И. Воронов, А.В. Котляров, Т.М. Резер, П.М Попов, Н.А. Соболев, С.А. Игумнов, К. Янг и др.).
Практическая значимость исследования состоит в выделении связи воображения и увлечённости компьютерными играми у подростков. Это позволяет разработать практические рекомендации по развитию воображения подростков и наметить пути своевременной коррекции и профилактики игровой и компьютерной зависимости у подростков.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И УВЛЕЧЁННОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Характеристика воображения
Воображение понимается как когнитивный процесс, при котором уже существующие в сознании человека представления преобразуются в новые образы и концепции. Это уникальная способность ума строить и управлять различными идеями и образами. Воображение является основополагающим элементом в таких когнитивных процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра и человеческая память [1].
В рамках психологии, воображение рассматривается как одна из форм отражения мыслительной деятельности.
Л.С. Выготский утверждал, что воображение не только отображает существующую реальность, но и её потенциальные направления или вероятные сценарии. Благодаря воображению, человек способен выходить за пределы личного опыта и настоящего времени, то есть находить себя в гипотетической среде. Опыт, как бы «конструктор», разбивается на элементы, которые затем соединяются в новые сочетания. Эта характеристика воображения дает возможность находить разнообразные, в том числе необычные, подходы к решению любых задач, проблем или ситуаций [6].
Воображение, как психологический феномен, находится под влиянием этапов индивидуального развития, что приводит к формированию различных уровней этого процесса. Ключевые отличия между этими уровнями включают в себя намеренность, осмысленность и активное вовлечение индивида в этот процесс. На более низких уровнях воображение проявляется спонтанно, без осознанного участия человека. В то же время, на более высоких уровнях воображение позволяет человеку сознательно и целенаправленно создавать новые образы [7].
Низший уровень воображения именуется «пассивным». Он может быть преднамеренным, когда человек способен намеренно вызывать образы, но без особой цели. В качестве примера можно рассмотреть мечты – желания, реализация которых не требует активных усилий со стороны человека.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамока. – М.: Акад. Проект, 2003. – 490 с.
2.Алферовская Д.К. Сущность понятия "творческое воображение" и его изученность в научной литературе / Д.К. Алферовская, В.К. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Т. 3. – № 5. – С. 25-29.
3.Величко Ю.В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16. – 2014. – №2(3). – С. 631.
4.Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войскунский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4 (33). – С. 33 – 39.
5.Воронов Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления / Д.И. Воронов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 3 (50), Т. 2. – С. 167–171.
6.Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Детство-пресс, 2015 – 93 с.
8.Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2014. – 336с.
9.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 365 с.
10.Котляров А.В. Другие наркотики или HomoAddictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
11.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2018 – 992 с.
12.Кузьменко Т.Р. Когнитивные особенности подростка в условиях развития цифровой образовательной среды / Т.Р. Кузьменко. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения. сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2022. – С. 102-109.
13.Макарьина О.В. Теоретический аспект понятия воображения / О.В. Макарьина. В сборнике: Педагогика, психология, общество: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары, 2020. – С. 195-198.
14.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. –М.: Академия, 2016. – 304 с.
15.Никитина Л.Н. Причины и условия формирования психологической зависимости от компьютерных игр у несовершеннолетних / Л.Н. Никитина, М.И. Смирнова / Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 252-255.
16.Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2017. – 414 с.
17.Петровский В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. – СПб.: Смысл, 2021. – 559с.
18.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб: Питер, 2017. – 812с.
19.Резер Т.М. Проблема определения кибераддикции как зависимости от компьютерных игр / Т.М. Резер, П.М Попов // Психология обучения. – 2020. – № 5. – С. 88-98.
20.Соболев Н.А. Зависимость от компьютерных игр у подростков, проблемы диагностики и коморбидности / Н.А. Соболев, С.А. Игумнов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21. – № 2. – С. 105-112.
21.Соловьева О.М. Психология развития творчества. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.
22.Тельнюк Е.И. Эмоционально-личностные особенности младших подростков, играющих в компьютерные игры // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции. – Москва, 2017. – С. 10 - 13.
23.Теоретические и практические аспекты исследования креативности в психологии / Бутина Х.С., Дрюкова Т.Д., Журтаханова Р.А., Шугаева А.К. В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Составитель И.А. Еремицкая. – 2020. – С. 9-13.
24.Тетерятникова Т.В. Теоретические основы изучения воображения подростков / Т.В. Тетерятникова // Вестник науки. – 2021. – Т. 3. – № 3 (36). – С. 26-33.
25.Фатхутдинова А. А. Феномен геймерства в современном обществе // Вестник ВЭГУ. – 2017. – № 2 (88). С. 139 – 143.
26.Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет зависимости: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Владивосток, 2012. – 23 с.
27.Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. – М.: Эксмо, 2013. – 528с.
28.Шрагина Л.И. Проблема психологии творческого представления в работе Т. Рибо "Творческое воображение" // Вестник Харьковского национального университета. – 2013. – №1065. – С. 76 – 80.
29.Щербакова Н.Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 78 – 88.
30.Young K.S. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological reports. – 1996. – № 79. – P. 899-902.