Фрагмент для ознакомления
1
Введение.....................................................................................................3
Основная часть...........................................................................................5
Заключение.................................................................................................16
Список использованной литературы........................................................17
Фрагмент для ознакомления
2
Реформа патриарха Никона началась в 1653 году.
Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, выражавшиеся следующими пунктами :
• крещение тремя перстами вместо двух;
• вместо земных поклонов поясные;
• троекратное пение «аллилуйя» в замен двукратному;
• движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него;
• по-иному стали писать имя Христа – «Иисус» вместо «Исус».
Некоторые изменения также коснулись и правил богослужения, и правил иконописи. Подлежали уничтожению все книги и иконы, которые были написаны по старым образцам.
В 1667 году светский суд в отношении духовных лиц был отменен, а через 10 лет, в 1677 году, упразднили Монастырский приказ. Одновременно с этим происходило поступательное укрепление экономического положения Церкви. Строились новые монастыри, которым приписывались села, передавались сельхозугодья, благодаря чему иноческие общины становились крупными агрохозяйствами. К тому же реформы, начатые Никоном, укрепили церковную иерархию и централизовали церковь как общественный институт.
Результатами реформ стали:
1)раскол (разделение) во второй половине XVII века Церкви на господствующую и старообрядческую. Старообрядцами (староверами) стали называть противников никоновских преобразований, которые отказались признавать внедряемые изменения. Изменение обрядов староверы во главе с протопопом Аввакумом оценили, как предательство Церковью и государственной властью идеалов Святой Руси. Реформы Никона были ими восприняты как измена Богу и вере предков и как начало судных дней над Русью и ее гибель;
2)в результате реформ патриарха Православная Церковь стала частью государственного аппарата;
3)усиление идейных и социальных противоречий XVII века. Церковная реформа и, последовавший за ней, раскол стали крупным социальным и духовным переворотом в общественном сознании, который отразил тенденции к централизации и способствовал развитию общественной мысли.
Наиболее видным сторонником церковного раскола стал протопоп Аввакум, проповедник и талантливый публицист (рисунок 2).
Рисунок 2. Протопоп Аввакум (1620-1682). Икона XVIII в.
В 1682 г. был казнен (сожжен на костре) вместе с другими староверами: Аввакумом, Лазарем и Федором.
К настоящему времени накоплен большой объем источников и оригинальных работ по истории Русской Православной Церкви, который позволяет подвести итоги длительного периода исследований данной темы как одного из элементов историографии церковно-государственных отношений.
В первую очередь такая литература представлена работами, в центре внимания которых история Русской Церкви, содержание церковно-государственных отношений. Их объединяет то, что вводная часть этих трудов содержит историографические обзоры в тех же хронологических рамках, что и сами работы . Особенно подробны обзоры литературы в диссертациях. Эти обзоры, не являясь самостоятельными историографическими исследованиями, носили, главным образом, аннотационный характер.
К научной литературе, непосредственно посвященной истории церковно - государственных отношений и раскола Русской Церкви второй половины XVII в. можно отнести монографии С. А. Зеньковского, М.В. Зызыкина, П.С. Смирнова , исследования Л.Е. Анкундиновой, Н.А. Барсукова, В.С. Шульгина .
Историографическим и библиографическим содержанием отметился ряд статей, посвященных анализу литературы по проблемам церковного раскола. Среди них можно отметить работы таких авторов, как Н.Я. Аристов, В.М. Карлович (он представлял старообрядческую сторону в полемике о расколе), В.З. Белоликов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анкудинова Л.Е. Социально-политическая сущность религиозно-общественного движения в русском государстве третьей четверти XVII в.: Автореф. дис. насоиск. учен. степ, к.и.н. -Л., 1951.
2. Балалыкин Д.А. Русский религиозный раскол в контексте церковно-государственных отношений второй половины XVII в. в отечественной историографии: диссертация доктора исторических наук: 07.00.09. – М., 2007. – 427 с.
3. Барсуков Н.А. Соловецкое восстание (1668-1676 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.и.н. - M, 1960.
4. Борисов М. Ю. «Извещение чюдесе о сложении триех первых перстов…» (М. 1677) в собрании РГБ: история издания и бытования экземпляров // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Т. 46, № 4. С. 49–58.
5. Бубнов Н.Ю. Протопоп Аввакум и патриарх Никон: Жизнь и служение глазами старообрядцев. Российский журнал истории Церкви. – 2022. – № 3(1S). – С. 17-37.
6. Быковская Г.А., Черных В.Д., Злобин А.Н. Проблемы взаимоотношений государства и церкви: историография церковного раскола XVII в. – [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimootnosheniy-gosudarstva-i-tserkvi-istoriografiya-tserkovnogo-raskola-xvii-v (дата обращения: 09.06.2024).
7. Гаршин П.А., Бондарь С.А. Причины, ход и последствия церковного раскола // Вестник магистратуры. – 2022. – № 11-5 (134). – С. 26–28.
8. Гурьянова Н.С, Крамми P.O. Историческая схема в сочинениях писателей Выговской литературной школы // Старообрядчество в России (XVI1-XV1II вв.). - М., 1994.
9. Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения) / Ленингр. гос. ун-т им. Жданова; Отв. ред. В. П. Адрианова-Перетц. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 168 с. - [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-rossii-v-kontse-1917-1920-gg (дата обращения: 05.06.2024).
10. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. - Мюнхен, 1970. - 528 с.
11. Зызыкин М.В. Патриарх Никон: Его государственные и канонические идеи. В 3 ч. - М,: Ладомир, 1995. - 327 с, 384 е., 372 с. (репринтное издание. - Варшава, 1931-1938)
12. Лобачев СВ. Патриарх Никон и взаимоотношения государства и церкви в середине XVI3 века. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. ист. паук. -СПб., 1998.
13. Лобачев С.В. Патриарх Никон. — Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ». 2003. — 416 с.
14. Малышев В.И. Русские писатели о «Житии» протопопа Аввакума // ТОДРЛ. - М.-Л., 1951. Т. 8;
15. Молзинский В.В. Старообрядческое движение второй половины XVH века в научно-исторической литературе. - СПб., 1997. - С. 216-222.
16. Приходько B.C. Д.Н. Мамин-Сибиряк о старообрядцах и протопопе Аввакуме // Русская литература. - Л., 1982. № 2. - С. 111-119.
17. Плюханова М.Б. Композиция «Пустозерского сборника» как выражение исторической концепции Аввакума // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений. - Новосибирск, 1992.
18. Румянцева B.C. «Житие протопопа Аввакума» как историческое исследование. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. ист. наук. - М., 1971.
19. Рындзюнский П.Г. Проблема идейно-политического содержания народных движений в русской демократической публицистике середины XIX века (журнал «Современник» о литературе по истории старообрядчества 1859-1863 гг.) // Вопросы истории сельского хозяйства и революционного движения в России. - М, 1961,- С. 189-203.
20. Смирнов П.C. История русского раскола старообрядчества.- СПб., 1895, 275 с.
21. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.VI. М., 1961. С.190-198.
22. Чадаева О. Потерянный рай протопопа Аввакума: сочинение «Снискание и собрание о Божестве и о твари» как интерпретация библейской истории // Slověne. – 2019. – Vol. 8, № 1. – С. 188–222.
23. Шехворостова Ю.И. Сравнительный анализ богословского и светского подходов к вопросу о церковном расколе XVII века // Омский научный вестник. 2007. №1. С. 180-183.
24. Шмидт В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации: Дис. ... д. филос. н.: В 2 т. – М., 2007.
25. Шпаковский М.В. Учение протопопа Аввакума о природе и устройстве человеческой души // Вестник Московского университета. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. – 2022. – № 2. – С. 3–18.