Фрагмент для ознакомления
2
Одновременно эмоциональная поддержка, проявляющаяся в последовательном и сопереживающем общении, служит краеугольным камнем эмоциональной безопасности и стабильности подростков, формируя репертуар навыков совладания, необходимых для преодоления психологических стрессов и социальных проблем. Эта поддерживающая среда, богатая утверждениями и поощрениями, не только укрепляет подростков против неблагоприятных психологических последствий, но и наделяет их стойкостью, позволяющей преодолевать сложности социальной интеграции и формирования идентичности.
Отметим, роль семейной поддержки распространяется на сферу социального воспитания, где подростки учатся договариваться, сотрудничать и сопереживать в микрокосме семейной жизни; эти навыки, крайне необходимые для эффективного участия в жизни общества, прививаются через моделируемое поведение и явные семейные нормы, которые диктуют соответствующее социальное поведение и межличностное взаимодействие. Таким образом, семья выступает не только как образовательное учреждение, но и как «социальная лаборатория», где молодые люди экспериментируют с общественными нормами и ценностями и усваивают их.
Фактически, синергия семейного воспитания и поддержки не только катализирует развитие когнитивных компетенций и эмоциональной устойчивости у подростков, но и вооружает их необходимыми навыками для социальной активности и личностного роста. Эта двойная роль семьи подчеркивает ее значение как центрального института в архитектуре развития подросткового возраста, подчеркивая глубокое влияние образовательных и поддерживающих практик на целостное развитие молодых людей.
1.3. Социальные связи подростков: теоретические подходы
Социальные связи подростков, определяемые как связи и взаимодействия, которые происходят между людьми в их группах сверстников, семьях и социальных сетях, существенно влияют на их психологическое развитие и социальную интеграцию. Эти связи – от случайных знакомств до глубоких интимных отношений – делятся на три типа: инструментальные, когда взаимодействие служит конкретным практическим целям; аффективные, основанные на эмоциональной привязанности и взаимной поддержке; и аффилиативные, сфокусированные на общих интересах и деятельности. Было доказано, что сила и качество этих связей влияют на психическое здоровье подростков, чувство принадлежности и социальную идентичность.
Инструментальные связи часто возникают в образовательной среде, когда подростки сотрудничают над учебными проектами или занимаются спортом и другими организованными видами деятельности, в то время как аффективные связи чаще формируются в семье и близких дружеских отношениях, обеспечивая эмоциональную поддержку и безопасность. Аффилиативные связи, поддерживаемые общими интересами, как, например, в клубах или онлайн-сообществах, помогают подросткам расширять круг общения, приобретать новые навыки и хобби, способствуя их социальной разносторонности [4].
Теоретические подходы к изучению социальных связей подростков включают в себя элементы психологии развития, социологии и антропологии, фокусируясь на том, как эти связи помогают индивидам вести переговоры о своем социальном мире. Например, теория социального обучения предполагает, что подростки учатся социальному поведению через наблюдение и подражание сверстникам, а теория привязанности утверждает, что ранние отношения с опекунами закладывают основу для будущих социальных взаимодействий.
Экологическая теория систем также подчеркивает многогранную природу социальных связей, подчеркивая, что на развитие каждого подростка влияет целый комплекс взаимодействующих систем, начиная с ближайшей семьи и заканчивая общественными влияниями. Эта точка зрения подчеркивает разнообразие социальных связей и их роли, отражая огромное количество способов, с помощью которых подростки взаимодействуют с окружающим социальным пространством, чтобы справиться с проблемами и использовать возможности в период становления [5].
Теории социальной интеграции – основополагающие для понимания того, как подростки встраиваются в общественные структуры, – в значительной степени опираются на социологические и психологические парадигмы, иллюстрируя динамичное взаимодействие между индивидуальным агентством и социальной структурой. Центральное место в этих теориях занимает концепция социальной интеграции Дюркгейма, согласно которой степень сплоченности или «солидарности» в обществе влияет на благосостояние его членов; это становится особенно актуальным в подростковом возрасте – периоде, отмеченном поиском идентичности и согласованием социальных ролей. Теория сетей (сфокусированная на «узлах» и «связях» в социальных сетях) обеспечивает надежную основу для анализа того, как подростки формируют и поддерживают социальные связи; эти связи имеют решающее значение для эмоциональной поддержки, обмена информацией и развития социальных навыков – все это играет ключевую роль в период подростковых потрясений в развитии.
Теория структурного функционализма изучает, как различные социальные институты (семья, образование, группы сверстников) служат «нишами», способствующими или препятствующими социальной интеграции подростков. Каждый институт играет определенную роль; например, школы играют важнейшую роль в пропаганде нормативного поведения и общественных ценностей через формальные учебные программы и взаимодействие со сверстниками. Трансакционная модель развития развивает эту идею, предполагая, что подростки и их окружение оказывают взаимное влияние; изменения в одном из них могут вызвать изменения в другом, тем самым влияя на интеграцию подростка в общество.
Применимость этих теорий к подростковому возрасту многогранна и глубока. Например, применение теории сетей показывает, что подростки с разнообразными социальными сетями обычно демонстрируют лучшую психологическую устойчивость и высокую академическую успеваемость. Теории социальной интеграции также помогают объяснить различия в поведении подростков в разных культурных контекстах: в обществах с высоким уровнем «коллективизма» процессы социальной интеграции подчеркивают конформизм и взаимозависимость, в то время как в «индивидуалистических» обществах поощряются независимость и самовыражение [7].
Поэтому эти теоретические основы не только освещают пути, по которым подростки ориентируются в своем социальном мире, но и дают представление о том, как можно оптимизировать общественные структуры, чтобы поддержать этот критический период социального и психологического развития. Понимая эти механизмы, педагоги, родители и политики смогут лучше содействовать здоровой социальной интеграции подростков, что в конечном итоге приведет к формированию сплоченных и адаптивных взрослых людей.
Выводы к главе 1
Итак, в заключение главы 1 можно сказать, что сложная динамика семейных структур – авторитарных, либеральных или характеризующихся близостью – в значительной степени формирует психологический аспект и поведенческий репертуар подростков. Эта динамика не только диктует траектории развития молодых людей, но и формирует механизмы их социальной интеграции в социальном контексте. Если копнуть глубже, то многогранное влияние этих семейных рамок на развитие личности подростков неоспоримо; эмоциональное и психологическое питание (или его отсутствие), обеспечиваемое этой динамикой, наделяет подростков разной степенью социальной компетентности и жизнестойкости.
Социальные связи, составляющие основу сетей развития подростка, становятся ключевыми элементами, на которые влияет семейная динамика и которые взаимно влияют на нее. Эти связи, подразделяемые на инструментальные, аффективные и аффилиативные, отражают широту и глубину социальных взаимодействий подростков и играют важную роль в формировании их социальной идентичности и эмоционального благополучия. Рассмотренные теоретические основы – теория сетей, структурный функционализм и трансакционные модели развития – подчеркивают не только сложность процессов социальной интеграции, но и их критическую зависимость от семейного и социального окружения, которое окружает подростка.
Фактически, эта глава закладывает прочный фундамент для понимания того, как семейное окружение выступает в качестве основного агента в процессе социализации, впоследствии влияя на формирование социальных связей и интеграцию подростков в их социальное окружение. В результате тонкого исследования этих тем глава закладывает основу для изучения эмпирических проявлений этой динамики и ее последствий для развития подростков и их социальной интеграции в последующих главах.
Глава 2. Исследование влияния семейной динамики на социальные связи
2.1. Методология исследования
Во второй главе методология исследования, разработанная для изучения влияния семейной динамики на социальные связи подростков, использует смешанный метод, объединяющий количественные опросы с качественными интервью для получения полного набора данных. Выборка состоит из 300 подростков в возрасте от 13 до 18 лет, отобранных случайным образом из трех различных социально-экономических слоев (по 100 человек из каждой категории: низкого, среднего и высокого), что обеспечивает разнообразную репрезентативность, отражающую спектр семейной динамики.
Методы сбора данных состоят из двух частей: во-первых, проводятся опросы для определения общих моделей социального поведения и предполагаемого влияния семейной динамики на это поведение; эти опросы включают вопросы со шкалой (от 1, «совсем не влияют», до 5, «очень влияют»), предназначенные для количественной оценки степени влияния семьи на социальные связи. Во-вторых, полуструктурированные интервью проводятся с подгруппой из 30 участников – по 10 человек из каждой социально-экономической группы, – отобранных на основании их ответов на вопросы анкеты, указывающих на особенно высокую или низкую сплоченность семьи. Эти интервью направлены на углубление в индивидуальный опыт, изучение нюансов, которые опросники могут упустить, и предоставление богатой качественной информации о том, как семейная динамика формирует социальное взаимодействие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акутина С. П., 2009. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников. Ярославский педагогический вестник, № 2, с. 51-54.
2. Аргынбаев Х. А., 1975. Семья и брак у казахов: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Алма-Ата, 130 с.
3. Гревцева Г. Я., 2006. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 44 с.
4. Гревцева Г. Я., 2011. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 346 с.
5. Гревцева Г. Я., 2022. Цифровая социализация личности в образовательной среде. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки, Т. 14, с. 40-49.
6. Грудупс К. Я., Ярочкина Е. В., 2022. Семейное, социальное, религиозное воспитания: общее и различное. Алтынсаринские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 11 февраля 2022 г. Костанай: Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова, Кн. II, с. 72-76.
7. Еникеева И. И., Таболина А. Н., 2023. Социальная политика: теория и технологии социального сопровождения семьи и детей (на примере Республики Башкортостан): монография. Уфа: Первая типография, 240 с.
8. Кирпиченко Ан. А., 2005. Психиатрия и наркология. Мн.: Выш. шк., с. 45-48.
9. Кошкина Е. А., 2002. Распространенность алкоголизма и наркомании среди населения России. Психиатрия и психофармакотерапия, № 3, с. 54-59.
10. Красная М. А., 2015. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 469 с.
11. Кутарев Ф. Л., 2006. Психология девиантного поведения детей и подростков: учебное пособие. Смоленск: СмолГУ, 102 с.
12. Левикова С. И., 2004. Молодежная субкультура: учебное пособие. М.: Гранд: Фаир-пресс, с. 65-68.
13. Пчелкина Т. Р., Сартаева С. А., 2019. Семейные ценности в современной литературе. Вестник КГПИ (Костанай), № 3 (55), с. 19-24.
14. Сидоренко Е. В., 2003. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 350 с.
15. Сухомлинский В. А., 1988. Мудрость родительской любви. Москва: Мол. гвардия, 304 с.