Фрагмент для ознакомления
1
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики 4
Индивидуальный план-график прохождения практики
Дневник студента-практиканта
Отметка о прохождении инструктажа по технике безопасности
Информационная справка образовательной организации
Описание актуальной исследовательской проблемы в ОО
Теоретический анализ актуальных исследований по проблеме в
психолого-педагогической литературе……………………………………….
Аннотации по теме теоретического исследования,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Описание диагностического инструментария для эмпирического исследования………….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Список используемой литературы
Характеристика руководителя практики от образовательной организации
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение понятия самооценки традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки.
Самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Формирование адекватной самооценки крайне значимо, поскольку от нее зависит саморегуляция и самоконтроль, что очень важно для школьного обучения. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, саморазвития и самоутверждения личности. Поиск и построение таких технологий должны базироваться на знании психологических закономерностей генезиса самооценки школьников и ее проявлений в различных видах деятельности.
Самооценка вызывает исследовательский интерес на разных этапах развития личности, однако дошкольный возраст предоставляет особые возможности для изучения особенностей развития самооценки в процессе ее зарождения и начального становления. Л.В. Бороздина выявила связь между самооценкой дошкольника и его позицией по отношению к родителям. На этой основе она установила, что на развитие самооценки наиболее благоприятно влияет позиция, когда сын или дочь дают матери возможность проявить свою эмоциональность и сделать отношения с мужем более тесными, а отцу – строить планы на будущее, активизировать их взаимодействие [Бороздина].
В исследовании О.В. Курышевой с коллегами изучены особенности влияния разных типов самооценки старших дошкольников (высокой, средней или низкой) на их межличностные отношения со сверстниками. Установлено, что «Самооценка дошкольников влияет на социометрический статус дошкольника в группе и на то, кого предпочитают или отвергают дошкольники в своей группе» [Курышева, с. 105].
Несколько иной ракурс этой проблемы прояснен в работе М.С. Тодоровой, утверждающей, что «Самооценка в исключительной степени определяет социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста и является регулятором его поведения и действий» [Токарская, с. 97].
Во многих исследованиях затрагиваются вопросы многоплановости источников порождения самооценки детей дошкольного возраста и условий достижения ее адекватности. Исследуя самооценку старших дошкольников, Ю.В. Варданян и А.О. Филиппова отметили, что «самооценка ребенка складывается под влиянием разных обстоятельств его социального взаимодействия в семейном окружении, в сообществе сверстников и в разнообразных контактах со знакомыми детьми другого возраста (старше/младше) и взрослыми» [Варданян, с. 10–11].
Анализ источников подтверждает наличие у большого количества старших дошкольников завышенной или заниженной самооценки. В этих условиях особенно важно обосновать пути создания благоприятных условий для развития ее адекватности и преодоления прямого воздействия на нее со стороны детей и взрослых. В этой связи Т.Д. Марцинковская констатирует, что «в норме адекватность самооценки связана с ее когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления» [Марцинковская].
На основе обзора научных источников установлено, что вопросы самооценки и ее адекватности выдвигаются и решаются в разных контекстах. Тем не менее, запрос образовательной практики системы общего образования, связанный с необходимостью быстрого преодоления издержек, вызванных неадекватностью самооценки значительной части младших школьников, придает исследованию проблемы развития адекватной самооценки старших дошкольников актуальность и значимость.
Если ребёнок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так, например, если в семье у ребёнка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т.д.). При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л.И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребёнка избежать тяжёлых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности к себе [Божович].
По мнению советского психолога С.Л. Рубинштейна, движущий фактор развития самосознания -– в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в эволюции его отношений с другими» [Рубинштейн].
Ориентиры, которые используются ребенком при самооценке, в основном зависят от педагога, ведь по мнению Б.Г. Ананьева, оценочное мнение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы» [Ананьев]. В зависимости от самооценки создается и уровень притязания, то есть уровень достижения, который как считает дошкольник, ему под силу. Можно отметить, что нахождение своего места в структуре связей со взрослым, самооценка ребенка, то есть понимание своих достижений и некоторых свойств, осознание своих переживаний, все это и является первоначальным типом осознания ребенком себя, проявляющееся к окончанию дошкольного возраста и является составной частью этого момента времени.
Из современных разработок несомненно представляет интерес теория О.А. Белобрыкиной, автор выделяет общую самооценку – как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения определенных деятельностей личностью [Белобрыкина].
Также достойна внимания теория Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности [2, с. 99].
Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам [Бернс]. И определяют ее как степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
В рамках ценностной организации личности рассматривает самооценку Т. Шибутани: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [Шибутани, с. 220].
У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе – его успех или неуспех» [Джемс, с. 86].
Низкая самооценка является серьезным препятствием на пути к достижению поставленных целей и дальнейшему развитию личности. Опасность заключается в том, что неуверенные в себе дети часто испытывают страх, чувство вины и собственной неполноценности, вследствие чего они отдаляются от окружающих. В итоге, будучи уже взрослыми, люди ощущают свое физическое и эмоциональное ограничение и стесняются высказывать свое мнение другим.
Окружающие люди неосознанно воспринимают людей исходя из их самооценки. И, соответственно, чем ниже самооценка, тем хуже отношение окружающих.
Чувство низкой самооценки обостряется в подростковом возрасте из-за выдуманных комплексов и недостатков. Если вовремя не объяснить ребенку и не помочь ему оценить правильно свои возможности и данные, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В этот период родители должны быть особенно внимательными, чтобы как можно скорее распознать проблему и помочь ребенку избавиться от внутренних комплексов.
Таким образом, самооценка – это сложное психологическое формирование, отражающее то, как ребенок воспринимает себя через взаимодействие с другими людьми и свою собственную активность, направленную на осознание своих действий и индивидуальных качеств. Эти представления могут быть и точными, и ошибочными.
Самооценка является центральным элементом волевого саморегулирования, определяющим направление и степень активности человека, его отношение к миру, людям и себе самому. Она является важным фактором во всех сферах деятельности и социального поведения человека в обществе.
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста
Особый период жизни человека, находящийся между детством и взрослостью - подростковый возраст. На этой ступени развития перед подростком открывается особый мир, происходит включение, «врастание» в новую систему отношений, актуализируется общение со взрослыми и сверстниками, где подросток пытается занять свое место, выполнять новые для него функции [Райс, с.123-124].
Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых является стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию [Лейн, с.18-23].
Главная особенность подросткового периода связана с резким, качественным изменением, которое затрагивает все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают.
Поведение подростка отличается противоречивостью. С одной стороны, подросток не может примириться со злом и неправдой, при этом еще не совсем четко владеет этими нравственными категориями. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [Казанская, с.11-12].
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражено не только стремление противопоставить себя взрослым, отстоять свою независимость и правоту, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важный фактор психологического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников [Драгунова, с.21].
Одновременно с внешними изменениями в личности подростка возникает новообразование – чувство взрослости как особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к подростку как к взрослому, поэтому он требует равноправия в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желание оградить отдельные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются подростками в этот период. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [Леонтьев, с.121]. В поведении подросток руководствуется чисто внешними сторонами взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но небольшой жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, ведет к открытым конфликтам между ними.
Фрагмент для ознакомления
3
Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. - М., 2009. - 119 с.
Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986.
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. - М., 2009. №2. - 56 с.
Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник московского университета. – 2011. – № 1. – С. 54–65.
Варданян, Ю.В. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как проблема перспективы жизни / Ю.В. Варданян, А.О. Филиппова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения»; под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. – 2017. – С. 7– 11
Ватерс Е. & Срооф Л.А. Социальная Компетентность в Качестве Конструкции Развития. Обзор развития. 1983; 3: 79 – 80
Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/ Т.В.Драгунова // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
Зинатуллина, А. М. Современные проблемы детства и психологическая помощь семье / А. М. Зинатуллина, О. А. Ульянина, Е. И. Любка. – Москва : Издательский Центр РИОР, 2021. – 350 с. – ISBN 978-5-369-02075-3. – DOI 10.29039/02075-3. – EDN NNEFFT.
Игнатов К.А. Эмоциональная сфера современных подростков // Психология. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 11А. С. 40-51. DOI: 10.34670/AR.2023.74.89.007
Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г.Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации/ Е.В.Киржой // Воспитание школьников, 2012. N 6. С. 34-39.
Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю.Кулагина. Москва: Сфера, 1999. 192 с. ISBN 5-89144-062-8.
Айман Кашкуш Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // МНКО. 2018. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-samootsenki-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 30.04.2024).
Лейн, Д. Детская и подростковая психология/Д.Лейн. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.Леонтьев. М.: Академия, 2015. 261 с.
Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л.: Речь, 1983. - 125 с.
Марцинковская, Т.Д. «Образ я» в современном мире: константы и трансформации / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии. – 2009. – № 4 (60). – С. 142–149.
Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды/ Г.Олпорт. М.: Смысл, 2012. 361 с.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов по напр. 050700 «Педагогика» / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. 816 с. ISBN 978-5-496-01067-1.
Робертс и др. Воспринятые семейных договорённостей и договорённостей между сверстниками и самооценка среди городских молодых подростков. Журнал раннего подросткового возраста.2000; 20 (1): 68 – 92.
Рожкова, Е. С. О семейном неблагополучии как социальном явлении / Е. С. Рожкова // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 549-551. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76183/ (дата обращения: 23.11.2022).
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва: АСТ, 2020. - 705 с.
Федорова, Т. Ю. Особенности психологии подростка / Т. Ю. Федорова, Ю. Р. Федорова // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 1, № 4(16). – С. 276-280. – EDN MSHJJK.
Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
Хуторянская, Т. В. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте / Т. В. Хуторянская // Гуманизация образовательного пространства: Культура воспитывающей деятельности: Материалы Международного форума посвященный Году педагога и наставника, Саратов, 19–20 апреля 2023 года. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2023. – С. 324-330. – EDN DQYVTI.
Хухлаева, О.В. Психология подростка/ О.В.Хухлаева. М: Академия, 2008. 160 с.
Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара., 2003
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б.Эльконин. М: Академия, 2013. 462 с.
Posokhova S.Т. Social & Cultural Factors and Psychological Vulnerability of Modern Youth // Issues of Mental Health of Childern and Adolescents. 2017. 17 (2). P. 195-196.
Golovey L.A., Danilova M.V., Danilova Y.Y. Self-conception and Relations with Significant Adults as Life Satisfaction Factors of Adolescents // Social Psychology and Society. 2017. 8 (1). P. 108-125.