Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
1. Дизартрия: общее представление 6
2. Симптоматика и классификация дизартрии 10
3. Диагностика дизартрии 14
4. Коррекционная работа при дизартрии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Дизартрия представляет собой группу речевых расстройств, связанных с нарушениями моторного контроля мышц, участвующих в артикуляции, фонации и дыхании. Актуальность исследования данной темы обусловлена высокой распространенностью дизартрии среди детей и взрослых, а также значительным влиянием этого расстройства на качество жизни и социальную адаптацию пациентов. В последние годы наблюдается рост числа диагностируемых случаев дизартрии, что связано с улучшением методов диагностики и повышением осведомленности специалистов о данной проблеме. Однако, несмотря на значительные успехи в области медицинской диагностики и лечения, вопросы эффективной коррекционной работы при дизартрии остаются актуальными. Недостаток единых подходов и методик лечения, а также отсутствие достаточного количества исследований в данной области усложняют работу специалистов [18].
Кроме того, дизартрия может быть проявлением различных неврологических заболеваний, таких как инсульт, церебральный паралич, черепно-мозговые травмы и дегенеративные заболевания центральной нервной системы. Это требует комплексного подхода к диагностике и лечению, включающего участие различных специалистов: неврологов, логопедов, физиотерапевтов и психологов. Изучение симптоматики, классификации, диагностики и методов коррекционной работы при дизартрии является важным этапом на пути к улучшению качества медицинской и логопедической помощи [7; 15]. Современные научные исследования и разработки в области коррекционной работы могут значительно улучшить прогноз и качество жизни пациентов с дизартрией, что подчеркивает необходимость и актуальность данного исследования.
Целью настоящей научно-исследовательской работы является всестороннее изучение дизартрии, включая её симптоматику, классификацию, диагностику и методы коррекционной работы, с целью разработки эффективных рекомендаций по улучшению диагностики и коррекционного вмешательства для пациентов с данным расстройством.
Задачи
1.Изучение и систематизация знаний о симптоматике и классификации дизартрии.
2.Анализ современных методов диагностики дизартрии.
3.Исследование и разработка рекомендаций по коррекционной работе при дизартрии.
Объектом исследования является дизартрия как патологическое состояние, влияющее на речевую функцию у детей и взрослых.
Предметом исследования являются симптоматика, классификация, методы диагностики и коррекционной работы при дизартрии, а также их влияние на качество жизни и социальную адаптацию пациентов.
Методы исследования
1.Теоретический анализ:
Исследование и систематизация научной литературы по теме дизартрии.
Анализ существующих классификаций и определений дизартрии.
Обзор современных методов диагностики и коррекционной работы, представленных в научных статьях, монографиях и учебных пособиях.
2.Методы обобщения и интерпретации данных:
Сравнительный анализ различных методов коррекции и их эффективности.
Обобщение полученных данных для разработки практических рекомендаций по улучшению диагностики и коррекционной работы при дизартрии.
Структура работы включает введение, основную часть и заключение. Во введении представлены актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, а также методы исследования. Основная часть состоит из четырех параграфов: общее представление о дизартрии, симптоматика и классификация, диагностика, коррекционная работа. Заключение подводит итоги исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дизартрии: Учебно-методическое пособие. — М.: Прометей, 2020. — 122 с.
2.Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников // Специальное образование. 2020. №2 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-metodik-logopedicheskoy-raboty-po-preodoleniyu-rechevogo-defekta-pri-stertoy-dizartrii-u-doshkolnikov (дата обращения: 09.06.2024).
3.Баряева Людмила Борисовна, Лопатина Людмила Владимировна, Филатова Ирина Александровна Роль двигательного анализатора в развитии ребенка со стертой дизартрией // Специальное образование. 2021. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dvigatelnogo-analizatora-v-razvitii-rebenka-so-stertoy-dizartriey (дата обращения: 09.06.2024).
4.Бердникович Елена Семеновна Восстановление коммуникативной функции как неотъемлемая часть ресоциализации личности // Социально-гуманитарные знания. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-kommunikativnoy-funktsii-kak-neotemlemaya-chast-resotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 09.06.2024).
5.Гарёва Татьяна Александровна Комплексная методика изучения дизартрий у детей с детскими церебральными параличами // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-metodika-izucheniya-dizartriy-u-detey-s-detskimi-tserebralnymi-paralichami (дата обращения: 09.06.2024).
6.Градова Г. Н. Дизартрия: От теории к практике: Учебное пособие. — Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2016. — 104 с.
7.Задумова Наталья Павловна, Мазакина Наталья Алексеевна Механизмы нарушений звукопроизношения у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-narusheniy-zvukoproiznosheniya-u-detey-7-8-let-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 09.06.2024).
8.Иванова Г.Е., Булатова М.А., Поляев Б.Б., Трофимова А.К. Применение международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в реабилитационном процессе // Вестник восстановительной медицины. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mezhdunarodnoy-klassifikatsii-funktsionirovaniya-ogranicheniy-zhiznedeyatelnosti-i-zdorovya-v-reabilitatsionnom (дата обращения: 09.06.2024).
9.Карпова Наталия Львовна, Кузнецова Екатерина Николаевна, Поприк Юлия Богдановна Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей // Комплексные исследования детства. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-roditeley-v-korrektsii-rechevyh-narusheniy-u-detey (дата обращения: 09.06.2024).
10.Клевцова Светлана Вячеславовна Проблемы дифференциальной диагностики грубых нарушений речи у детей с алалией // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2023. №210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-differentsialnoy-diagnostiki-grubyh-narusheniy-rechi-u-detey-s-alaliey (дата обращения: 09.06.2024).
11.Крамарева И.Е., Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в образовательном пространстве ВУЗа // Управление образованием: теория и практика. 2022. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-logopedov-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza (дата обращения: 09.06.2024).
12.Макина Л.Х., Сат З.К. Теоретический анализ проблем дисграфия и ее разновидностей учащихся начальных классов // Глобус. 2020. №2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-problem-disgrafiya-i-ee-raznovidnostey-uchaschihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 09.06.2024).
13.Малкова Елена Евгеньевна, Машнина Елена Михайловна Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов // Педиатр. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-kriteriev-narusheniya-rechi-u-sovremennyh-doshkolnikov-v-aspekte-mezhdistsiplinarnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 09.06.2024).
14.Мелешко Вера Григорьевна Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными формами нарушений развития в системе специального образования // КПО. 2020. №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-mediko-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-tyazhelymi-i-mnozhestvennymi-formami-narusheniy-razvitiya-v-sisteme (дата обращения: 09.06.2024).
15.Мирзархимова Г. Виды нарушений речи // SAI. 2022. №B6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-narusheniy-rechi (дата обращения: 09.06.2024).
16.Морковина Анастасия Денисовна, Шевченко Андрей Олегович, Строганова Вера Васильевна, Вартанов Александр Валентинович Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения // Национальный психологический журнал. 2023. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-psihofiziologicheskih-mehanizmov-i-podhodov-v-korrektsii-zvukoproiznosheniya (дата обращения: 09.06.2024).
17.Польшина Мария Александровна Формирование зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста при системном недоразвитии речи // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zritelno-motornoy-koordinatsii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pri-sistemnom-nedorazvitii-rechi (дата обращения: 09.06.2024).
18.Саблева А. С. Нейропсихологические механизмы расстройств чтения и письма у младших школьников // Русский журнал детской неврологии. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskie-mehanizmy-rasstroystv-chteniya-i-pisma-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.06.2024).
19.Собина Екатерина Сергеевна Медико-биологические основы формирования профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов (на примере изучения дисциплины "невропатология") // Наука и школа. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-biologicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-logopedov-na-primere-izucheniya (дата обращения: 09.06.2024).
20.Суркова К.Л., Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Строгова С.А., Зверева М.В. Комплексная оценка речевого развития детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-otsenka-rechevogo-razvitiya-detey-zachatyh-s-pomoschyu-ekstrakorporalnogo-oplodotvoreniya (дата обращения: 09.06.2024).
21.Тельнюк Ирина Владимировна, Авдащенкова Татьяна Сергеевна, Панюшкина Оксана Николаевна, Фомина Татьяна Геннадьевна Клинико-психологические и педагогические подходы к диагностике и коррекции стёртой дизартрии у детей дошкольного возраста // КПО. 2023. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskie-i-pedagogicheskie-podhody-k-diagnostike-i-korrektsii-styortoy-dizartrii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 09.06.2024).
22.Тюльнева Алена Валерьевна, Отева Надежда Ивановна, Пащенко Елена Владимировна Изучение особенностей письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-pismennoy-rechi-u-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-tnr (дата обращения: 09.06.2024).
23.Щербакова М. М. Программы восстановления дизартрий у больных с последствиями инсульта: Учебно-методическое пособие. — М.: В. Секачев, 2022. — 55 с.
24.Юсов И. Е., Познырева Е. Б. Дизартрия. Апраксия. Дисфагия: Методическое пособие. — М.: Дашков и К, 2021. — 104 с.