Фрагмент для ознакомления
2
Методическая разработка экскурсии
«Духовное наследие города»
Название экскурсии: «Духовное наследие города»
Вид экскурсии: по содержанию – тематическая; по месту проведения –городская; по форме проведения – экскурсия-прогулка; по способу передвижения – автобусная.
Состав участников экскурсии: русскоговорящие туристы: люди среднего и преклонного возраста (25-65 лет).
Продолжительность экскурсии: 3 часа.
Протяженность маршрута – 9,3 км.
Цель: экскурсии "Духовное наследие города" — познакомить участников с религиозными и культурными традициями Волгограда через посещение его значимых храмов, а также углубить понимание их исторической и духовной роли в жизни города.
Задачи экскурсии:
1. Образовательная задача:
- Предоставить участникам исчерпывающую информацию о истории, архитектуре и культурном значении каждого посещаемого храма.
- Расширить знания участников о роли религии в формировании и развитии Волгограда.
2. Воспитательная задача:
- Способствовать духовно-нравственному воспитанию, формированию уважительного отношения к религиозным традициям и культуре.
- Развить у участников чувство уважения к культурному и историческому наследию города.
3. Культурная задача:
- Познакомить с архитектурными стилями и особенностями храмового зодчества различных исторических периодов.
- Показать богатство и разнообразие религиозного искусства, включая иконопись, росписи, иконографию.
4. Социальная задача:
- Способствовать укреплению связей между участниками экскурсии, создавая условия для совместного обсуждения и обмена впечатлениями.
- Повысить уровень туристической привлекательности Волгограда за счет развития религиозного туризма.
5. Туристическая задача:
- Создать положительный туристический опыт, способствуя повторным визитам участников и их рекомендациям тура другим потенциальным посетителям.
- Включить в маршрут посещение не только известных, но и менее известных храмов, способствуя их популяризации.
Общие указания по организации:
1. Согласование времени посещения храма.
2. Разделение группы на подгруппы для комфортного осмотра.
3. Начало экскурсии с внешнего осмотра храма, затем переход внутрь.
Методические указания для экскурсовода:
1. Подготовка информации и визуальных материалов.
2. Использование доступного языка и вовлечение аудитории в обсуждение.
3. Учет интересов и вопросов участников.
4. Соблюдение правил поведения в религиозных учреждениях.
Маршрут экскурсии: Место встречи экскурсантов – Казанский Кафедральный собор Волгограда - Храм Иоанна Предтечи – Александро-Невский собор - Храм Преподобного Сергия Радонежского - Храм Всех Святых на Мамаевом Кургане.
Тема экскурсии: «Духовное наследие города».
Продолжительность: 3 часа
Протяженность: 9,3 км.
Содержание маршрута: автобусная обзорная экскурсия по самым красивым и значимым храма г. Волгограда. Маршрут охватывает как старинные, так и современные храмы города
Маршрут экскурсии: Казанский Кафедральный собор Волгограда - Храм Иоанна Предтечи – Александро-Невский собор - Храм Преподобного Сергия Радонежского - Храм Всех Святых на Мамаевом Кургане
Участки(этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра в минутах Основное содержание информации Указание по организации Методические указания
Вступление У Казанского Кафедрального собора - 2 минуты Знакомство с группой, краткое содержание экскурсии (перечисление объектов показа) Экскурсовод называет своё ФИО, указывает учреждение, которое он представляет, называет тему, продолжительность экскурсии, проводит инструктаж по технике безопасности. Вступление должно быть лаконичным, экскурсовод должен заинтересовать экскурсантов.
Казанский Кафедральный собор Казанский Кафедральный собор Казанский Кафедральный собор 8 минут История создания, здание во времена войны, рассказ о святынях и историях храма, особенности реконструкции, современный период, внутреннее убранство. Группа стоит полукругом лицом ко входу в храм. Прием рассказа, прием интеграции, сравнения. (Показ материалов из «портфеля» экскурсовода: Разрушенный Казанский Собор в 1943 году, Собор во время реконструкции.)
Храм Иоанна Предтечи У памятника Святым Петру и Февронии муромским Храм Иоанна Предтечи 5 минут История создания, история разрушения храмы, восстановление храма. Группа стоит напротив памятника Святым Петру и Февронии муромским, лицом к памятнику и экскурсоводу соответственно. Используется прием рассказа, показа, движения, переноса внимания. (Показ материалов из «портфеля» экскурсовода: Город Царицын на берегу реки Волги, Настроения коммунистов накануне взрыва храма)
Парк рядом с площадью Павших борцов Напротив Александро-Невского собора Александро-Невский собор
8 минут История прообраза храма, история строительства, критика нового храма. Особенности архитектуры и внутреннего убранства Группа стоит лицом к храму и экскурсоводу соответственно Используется прием рассказа, предварительного осмотра, движения, локализации (Показ материалов из «портфеля экскурсовода»: Александро-Невский собор — утраченный православный храм в Царицыне )
Храм Преподобного Сергия Радонежского Храм Преподобного Сергия Радонежского Храм Преподобного Сергия Радонежского 5 минут История создания, здание во времена войны, , современный период , социальные проекты храма. Группа стоит лицом к храму и экскурсоводу соответственно Используется прием рассказа, переноса внимания, панорамного показа