Фрагмент для ознакомления
2
Автор намеренно делает акцент на том, что именно в такой цепочке и проявляется творческая активность у младших школьников: начиная от проявления первых признаков, заканчивая творческим продуктом – результатом [7].
П. Е. Романчук рассматривает творческую активность как особые коммуникативные способности, которые помогают младшему школьнику сфокусироваться на достижении творческой цели или создании творческого продукта [8]. На основании этого встаёт вопрос коммуникации и творческой активности относительно «работы» друг для друга. Считаем, что творческая активность может проявляться исключительно у младших школьников, обладающих навыками высоко развитой коммуникации.
Немного иная точка зрения у Соловьёвой В. С. Она определяет творческую активность младших школьников определяется как способ самовыражения, форма познания окружающего мира, когда человек изучает свои творческие переживания, которые впоследствии становятся основой саморазвития [9]. Саморазвитие младших школьников происходит сугубо на подсознательном уровне, так как в силу возраста, ребёнок интеллектуально не понимает те процессы, которые с ним происходят, поэтому он идёт вслед за творчески – интеллектуальными инстинктами.
Для развития навыков творческой активности именно младший школьный возраст является наиболее оптимальным. И в данном процессе прослеживаются только педагогически позитивные моменты:
развивается вкус;
формируется логическое мышление;
если создаётся творческий продукт руками, то формируется моторика;
активизируется глубинная речь;
письменные навыки становятся стабильными.
Творческая активность младших школьников напрямую связана в процессом творческого созидания и может быть рассмотрена как процесс следования психологических процессов в пределах творческой деятельности. Так, Соловьёва В. С., структурируя процесс творческой активности младших школьников, считает, что он состоит из следующих элементов:
Рисунок 1 – Процесс творческой активности младших школьников [9]
Творческое осмысление предполагает не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ. Здесь мы можем говорить о тесной взаимосвязи творческой активности и креативности, где типичное мышление внедряется в нетипичную область.
Интерпретация, как подэтап процесса, способствует выявлению смысла, проникновению в сущность явления, в стремление познать связь между явлениями и овладеть способом применения имеющихся знаний в новых условиях. Иначе говоря, интерпретация предполагает субъективное и собственное толкование младшего школьника тех явлений творческой действительности, которые происходят вокруг.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Дмитрюкова, Л. В. Типы познавательной активности в учебном процессе / Л. В. Дмитрюкова // Человек в мире искусства: векторы развития и образования : Сборник научно-методических трудов. Том Выпуск III. – Саратов : ООО "Издательство "Научная книга", 2021. – С. 68-73.
2) Игнатович, В. Г. Игра как средство развития творческой активности младших школьников / В. Г. Игнатович // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 24 ноября 2011 года / Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2012. – С. 31-33.
3) Малова, Е. Н. Формирование творческой активности младших школьников в процессе взаимодействия образовательных организаций дополнительного и высшего образования: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Малова Елена Николаевна. – Казань, 2019. – 183 с.
4) Мезинов, В. Н. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста / В. Н. Мезинов, О. Н. Поваляева // Развитие креативности личности в современном цифровом мультикультурном пространстве: Cборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Елец, 20 апреля 2023 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 103-107.
5) Мурзина, О. Б. Формирование творческой активности детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема / О. Б. Мурзина // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Борисоглебск, 22–23 ноября 2019 года. – Борисоглебск: Издательство "Перо", 2019. – С. 584-588.
6) Орешина, Е. А. Психолого-педагогические методы формирования социальной активности младшего школьника посредством творческой деятельности / Е. А. Орешина // Инновационные образовательные практики: детский сад, школа, ВУЗ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 26 марта 2020 года / Ответственный редактор М.Г. Заббарова. – УлГПУ Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2020. – С. 380-383.
7) Раджабова, Ф. О. Особенности и пути развития творческой активности младших школьников / Ф. О. Раджабова // Вестник Таджикского национального университета. – 2015. – № 3-10. – С. 289-293.
8) Романчук, П. Е. Развитие у младших школьников творческой активности средствами искусства / П. Е. Романчук, А. С. Гемеджи // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2022. – № 2(44). – С. 29-32.
9) Соловьева, В. С. Исследование творческой активности у детей младшего школьного возраста / В. С. Соловьева // Мировые тенденции развития науки и техники: пути совершенствования: Материалы X Международной научно-практической конференции, Москва, 29 декабря 2022 года. Том Часть 2. – Москва: ООО "Пресс-центр", 2022. – С. 186-190.
10) Соломатникова, В. В. Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста / В. В. Соломатникова, Г. Р. Фаттахова // Сафинские чтения - 2023: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 01 декабря 2023 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – С. 303-308.
11) Татьянина, М. С. Особенности формирования творческой активности младших школьников / М. С. Татьянина // Актуальные проблемы художественно-эстетического нравственного воспитания и образования детей и молодёжи: традиции и новаторство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 24 апреля 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 231-234.
12) Шагаева, Н. А. Формирование творческой активности младших школьников в процессе внеурочной деятельности / Н. А. Шагаева, А. В. Муджикова, Э. А. Чопадова // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 6-1. – С. 550-557.
Список источников
1) Бичерова, Е. Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников / Е. Н. Бичерова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 2(15). – С. 190-193.
2) Бурцева, Е. Д. Изучение и коррекция творческих способностей детей младшего школьного возраста / Е. Д. Бурцева, И. В. Герлах // Актуальные проблемы преподавания технологии, экономики, ОБЖ в условиях инновационного развития образования : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Армавир, 20 октября 2017 года / Под редакцией Н. В. Зеленко. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2017. – С. 128-130.
3) Буткевич, Н. В. Методы, критерии и показатели развития творческого воображения младшего школьника посредством экспериментирования с цветом / Н. В. Буткевич, А. О. Токарева // Образовательное пространство в информационную эпоху : Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция, Москва, 08 июня 2021 года. – Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 103-116.
4) Игнатович, В. Г. Эстетическое воспитание младших школьников / В. Г. Игнатович. – Минск : Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. – 179 с. – ISBN 978-985-541-662-4.
5) Кашаева, Н. Г. Эксперимент по оцениванию творческой активности учащихся на уроках технологии / Н. Г. Кашаева // Школа и производство. – 2013. – № 8. – С. 8-10.
6) Майорова, Н. В. Проблема развития творческой активности младших школьников на современном этапе в практике общеобразовательных школ / Н. В. Майорова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 4-3(80). – С. 119-122.
7) Неясова, И. А. Результаты диагностики уровня сформированности продуктивного опыта у детей младшего школьного возраста / И. А. Неясова, А. В. Чегрина // Глобальный научный потенциал. – 2021. – № 5(122). – С. 18-21.
8) Подготовка будущих учителей к обработке результатов психолого-педагогических исследований с применением автоматизированных систем / П. В. Никитин, Р. И. Горохова, И. А. Фоминых [и др.] // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 4(37). – С. 64-74.
9) Разумова, Е. И. Развитие у младших школьников творческой активности средствами изобразительного искусства / Е. И. Разумова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года / Под редакцией Е.В. Толокнёвой, Г.С. Чесноковой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 293-295.