Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Проблема исследования 5
Гипотеза исследования 6
Глава 1.Виртуальная экскурсия как средство продвижения интереса школьников к чтению 8
1.1.Понятие виртуальной экскурсии 8
1.2.Использование виртуальных экскурсий на уроках литературы 15
Глава 2.Организация виртуальной экскурсии при изучении произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 18
2.1.Применение игровых технологий на уроках литературы в процессе изучения произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 18
2.2.Содержание виртуальной экскурсии по усадьбам персонажей произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 23
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В последние годы школа испытывает тревогу относительно общей тенденции, сложившейся в обществе, - снижения интереса к чтению. Каждый педагог ищет пути решения данной проблемы. Очевидно, что без чтения ученик не может овладеть ни одним школьным предметом. Не может грамотно писать, четко излагать свои мысли.
Современный образовательный стандарт ставит вопрос о повышении мотивации учащегося к изучению русского языка и литературы. Важно показать учащимся, что эти знания не являются абстрактной информацией из жизни, а наоборот - необходимой подготовкой к жизни, помощью в понимании.
Современное преподавание литературы структурировано иначе, чем раньше. Ученик становится непосредственным участником всего образовательного процесса. Следовательно, такой урок русского языка и литературы, направленный на формирование метообъективных и личностных результатов, становится для ученика проблемным и диалогичным, интересным и даже увлекательным.
Организуя урок литературы, учитель учит учащихся видеть в художественном произведении не набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а многогранный мир, живущий по своим законам, в котором за каждым словом, мыслью и жестом стоит определенный знак. Такой урок становится важным, лично значимым и интересным.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают учителям решать многие задачи, направленные на повышение познавательной активности учащихся.
Уроки по творчеству Н.В. Гоголя завершают цикл тем литературного курса в 9 классе. У школьников к этому времени уже накоплен опыт изучения гоголевского творчества («Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Шинель», «Ревизор»). На данном этапе изучения литературной деятельности этого писателя обучающиеся знакомятся с поэмой «Мертвые души». Поэтика «Мертвых душ» сложна: для ее изучения требуется особый настрой читателя, глубокое погружение в текст.
Объектом исследования является виртуальная экскурсия в качестве педагогической технологии. Предмет исследования – применение виртуальных экскурсий в целях продвижения интереса школьников к чтению.
Цель исследования – разработка содержательной стороны виртуальной экскурсии по заданной теме (усадьбы помещиков в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»). В соответствии с целью сформулированы исследовательски задачи:
1.Определение понятия виртуальной экскурсии.
2.Оценка возможностей использования виртуальных экскурсий на уроках литературы.
3.Анализ применения игровых технологий на уроках литературы в процессе изучения произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
4.Описание содержания виртуальной экскурсии по усадьбам персонажей на основе сведений текста произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Материалами исследования являются: текст произведения Н.В. Гоголя с описанием усадеб помещиков, иллюстрации с воспроизведением указанного описания.
Источники исследования – публикации по вопросам игровых педагогических технологий в целом и организации виртуальных экскурсий в частности, а также содержащие литературно-текстологический анализ произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22-24.
2.Астахова А. В., Налимова Т. А. Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2836-2840.
3.Вартанова Е.Г. Игровая деятельность на уроках литературы: взгляд современных методистов // Педагог-словесник XXI столетия: материалы VI студенческой научнопрактической конференции, г. Москва, 25 февраля 2021 г. / под общ. ред. Е. В. Гетманской.- М:: МПГУ, 2021. - C. 11-15.
4.Дулова С.А., Кузнецова Т.А. Геймификация в образовании как фактор повышения мотивации к учебному материалу при изучении курса родной литературы // Kant. 2022. -№3 (44).
5.Зубова О. А. Как отличить геймификацию от обучающей игры // Евразийский научный журнал. 2022. №3.
6.Кириченко Д.В., Галагузова Ю.Н. Геймификация в работе учителя общеобразовательной школы: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2022.-№3. -
7.Лебедева Т. Н. Конструктор игр как средство развития алгоритмического мышления школьников // Информатика и образование. - 2013. - № 10 (249). - С. 39-41.
8.Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс, 1994. - 95 с.
9.Паничкин Д.В. Использование нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению https://www.art-talant.org/publikacii/48104-ispolyzovanie-netrivialynyh-zadaniy-dlya-prodvigheniya-interesa-shkolynikov-k-chteniyu (дата обращения: 29.09.2024).
10.Паничкин Д.В. Продвижение интереса школьников к чтению нестандартными способами: «Литературное следствие» и «Школа будущих фантастов» https://www.art-talant.org/publikacii/59932-prodvighenie-interesa-shkolynikov-k-chteniyu-nestandartnymi-sposobami-literaturnoe-sledstvie-i-shkola-buduschih-fantastov (дата обращения: 29.09.2024).
11.Романичева Е. С., Пранцова Г В. Современные стратегии чтения. Теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М.: Форум, 2017. – 279 с.
12.Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
13.Цирулева Л.Д., Щербакова Н.Е. Геймификация в обучении: сущность, содержание, пути реализации технологии // Вестник ПензГУ. 2023. №3 (43).
14.Чертов, В.Ф. Творчество Н.В. Гоголя в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект / В.Ф. Чертов // Литература в школе. - 2019. - № 3. С. 33-35.
15.Шефер О. Р. Виртуальная реальность в дистанционном обучении / О. Р. Шефер, Н. А. Белоусова, Т. Н. Лебедева, Л. С. Носова, С. В. Крайнева //Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2021. - № 10. - С. 19-24.