Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 Основные этапы работы с молодым педагогом 4
1.2 Современные методы, приемы, средства наставнической работы 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Фрагмент для ознакомления
2
3. Третий этап – контрольно – оценочный. Происходит проверка уровня профессионализма молодого учителя и оценка его готовности выполнять свои обязанности.
Таким образом, основные этапы работы с молодым педагогом включают адаптацию, проектирование и контроль. Каждый из этих этапов необходим в работе с молодым специалистом, именно поэтапная работа помогает ему полноценно реализоваться в собственной профессии.
1.2 Современные методы, приемы, средства наставнической работы
Система образования в настоящее время, периодически терпит изменения, вместе с этим появляются и новые методы, приемы и способы, которые наставник использует при работе с молодыми специалистами.
Один из современных методов наставнической работы учителя начальных классов с молодым педагогом — это метод «равный обучает равного». Он предполагает, что опытные учителя делятся своим опытом и знаниями с молодыми коллегами на основе партнёрства и сотрудничества. Этот метод помогает молодым педагогам быстрее адаптироваться к работе, освоить новые педагогические подходы и технологии, а также развивать свои профессиональные и личные качества.
Рефлексивно-деловые игры — это современная активная форма работы с участниками образовательного процесса, которая используется педагогом-наставником в работе с молодыми специалистами. Этот метод обеспечивает результативность решения поставленных задач, личностно ориентированный характер организации процесса и удовлетворённость участников возможностью внести свой вклад в решение задач.
Кейс-метод — это метод активного проблемного обучения, который позволяет молодым специалистам развивать критическое мышление, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Педагог-наставник использует кейс-метод для демонстрации различных ситуаций, с которыми может столкнуться молодой специалист, и помогает ему найти оптимальные пути решения проблем.
Метод интроспективного анализа помогает молодому специалисту лучше понять свои сильные и слабые стороны, осознать свои ценности и убеждения, а также развить навыки самоанализа и саморефлексии.
Метод моделирования – наставник демонстрирует молодому педагогу свои методики работы, позволяя ему наблюдать за процессом обучения учеников. Такой метод позволяет молодому учителю увидеть успешные приёмы и методики работы, которые можно адаптировать под свои потребности.
Рефлексивные практики или регулярные разговоры о методах работы молодого специалиста, наставник помогает ему осознавать свои сильные и слабые стороны, а также искать пути их улучшения. Такой метод помогает развивать у молодого учителя критическое мышление и самоанализ.
Коллегиальное наблюдение - учитель начальных классов, может приглашать молодого педагога на свои уроки, а также сам наблюдать за его работой. После этого проводить дискуссии и обсуждения, выявляя сильные и слабые стороны методов обоих педагогов. Такой метод помогает учителям обмениваться опытом и находить пути совершенствования своей работы.
Рассмотрим пять интересных приемов наставничества, которые способствуют установлению доверительных отношений, помогают доступно разъяснять сложные требования и обеспечивают конструктивную обратную связь для предотвращения профессионального выгорания и используются в практике наставничества в настоящее время.
Приём 1. «Визуализация сильных сторон».
Это подход Шалва Амонашвили, он является кандидатом педагогических наук. Изначально данный подход предназначался для взаимодействия с детьми, но также оказался эффективным и при работе со взрослыми. Идея заключается в том, чтобы замечать и подчёркивать сильные стороны наставляемого, даже если они ещё только начинают проявляться.