Фрагмент для ознакомления
2
Призывники отличаются относительным субъективным благополучием, умеренным эмоциональным комфортом и адекватным поведением, низким уровнем эмоционального копинга, средним – проблемно-ориентированного и высоким уровнем копингов избегания и отвлечения. При этом ассертивная и агрессивная стратегии преодоления слабо выражены, а стратегии вступления в контакт, поиск поддержки и осторожность выражены выше нормы. Большинство призывников не испытывают травматического влияния ситуации призыва. У военнослужащих наблюдается типичная картина первой фазы реакции адаптации, с замиранием, осторожностью, попытками подстроиться и осмотреться в новой среде. После полугода пребывания призывника в условиях армии ухудшаются показатели субъективного благополучия и посттравматического роста.
В первые полгода воинской службы у большинства военнослужащих по призыву наблюдается дезадаптация, связанная с ухудшением их субъективного благополучия, развитием признаков травматического стресса и выраженности дезадаптивных поведенческих стратегий [9].
В процессе служебной деятельности (уже к 3 годам службы) происходит снижение общей осмысленности жизни и изменение смысложизненных ориентаций с процесса жизни и личной ответственности за события своей жизни на то, что жизнь вообще подвластна контролю со стороны человека и на результат и достижения жизни. Происходит изменение жизненных ценностей-целей с «продуктивности» и «познания» на «здоровье», «работу» и «материальную обеспеченность.
С увеличением стажа служебной деятельности значимость профессиональной самореализации, конкретных ценностей и ценностей дела снижается, а значимость этических ценностей, ценностей общения и индивидуалистических ценностей возрастает. Такие индивидуально-типологические особенности, как «экстраверсия», «спонтанность», «ригидность» и «лабильность» сменяются «агрессивностью», «интроверсией», «сензитивностью» и «тревожностью». С увеличением стажа служебной деятельности происходит, с одной стороны, рост подозрительности, а, с другой, рост дипломатичности. В эмоциональной сфере снижается эмоциональная устойчивость и смелость в социальных контактах, при этом возрастает напряженность. В интеллектуальной сфере происходит снижение «интеллектуальности». Также со стороны регуляторных свойств личности происходит снижение моральной нормативности и самодисциплины [3].
Военнослужащие в большинстве своем характеризуются замкнутостью, эмоциональной зрелостью, доминантностью, высокой нормативностью поведения, склонностью к конформизму, практичностью. В целом военнослужащие характеризуются как целеустремленные личности с лидерскими качествами и ясными жизненными намерениями. В первые полгода воинской службы у большинства военнослужащих наблюдается дезадаптация, связанная с ухудшением их субъективного благополучия, развитием признаков травматического стресса и выраженности дезадаптивных поведенческих стратегий. С увеличением стажа служебной деятельности снижается значимость профессиональной самореализации, эмоциональная устойчивость и смелость в социальных контактах, снижается моральная нормативность и самодисциплина, при этом возрастает напряженность. Глубина и форма психических расстройств и деформаций военнослужащих зависят от опыта, наличия в прошлом психических травм.
Среди молодежи, которой касаются вопросы призыва и службы в армии, отношение к этой проблематике, которое может проявляться в самых разнообразных аспектах, чаще всего носит отрицательный характер. Это приводит к попыткам избежать обязательной воинской службы любыми доступными методами.
В основном имеющиеся исследования показывают, что большинство российской молодежи оценивают российскую армию неудовлетворительно, что говорит о том, что молодое поколение плохо относится к службе в вооруженных силах РФ. Большинство считают, что после службы в армии физическое и психическое здоровье человека ухудшается. Большинство молодежи заявляют, что они использовали бы возможность уклониться от армии, если бы она у них была [2].
Призывники и их родители воспринимают предстоящую службу в армии в лучшем случае, как бесполезную трату времени, а в худшем - как серьезную угрозу физическому и психологическому здоровью.
Среди причин, по которым молодежь не хочет служить в основном называются дедовщина, неуставные отношения, насилие, гибель, ранения в конфликтах, бесправность и унижение военнослужащих, тяжелые бытовые условия, плохое питание, криминализация армии, втягивание военнослужащих в уголовные дела, моральное разложение, пьянство и наркомания [6].
В другом исследовании показано, что большинство юношей (62%) не хотят служить в армии, и не готовятся к службе ни физически, ни морально. То есть даже если они и пойдут, согласно закону, то сделают это не по желанию, и так, соответственно и будут служить [4].
Служба сроком 1 год устраивает 60% допризывников. При этом не видят необходимости в альтернативной службе 58%. Положительно относятся к службе по контракту 78%.
По мнению молодежи альтернативная армия нужна по следующим причинам:
- пацифизм (нежелание участвовать в каких бы то ни было вооружённых акциях);
- убеждённость в моральном устаревании такого подхода в формировании вооружённых сил;
- убеждённость в собственном праве выбирать, служить человеку или нет;
- невозможность реализовать во время службы свои конституционные права (свобода перемещения, общения, времяпрепровождения и др.) [4].
Большинство юношей (56%) дают только удовлетворительную оценку армии. При это 45% затрудняются ответить, что не хватает армии, одна четверть опрошенных считает, что порядка (26%), а достаточно большая группа (17%) считает, что не хватает безопасности.
Основные причины, по которым юноши уклоняются от армии это: опасение унижения, издевательства и насилия, потому что срок службы «вырывает» из жизни (учёбы, работы), плохие бытовые условия проживания в казармах, некачественная еда [4].
Таким образом, имеющиеся исследования показывают, что большинство юношей негативно относятся к службе в армии и хотели бы уклониться нее. При этом причины нежелания служить достаточно обоснованы: наличие дедовщины с вытекающими последствиями для физического и психического здоровья, отрыв от учёбы и дома, плохие бытовые условия.
Программа социологического исследования
Проблема исследования состоит:
- в потребности в получении новых фактах, позволяющих уточнить отношение современной молодежи к службе в армии в и расширить психологическую теорию и сферу её применения;
- в противоречии между имеющимися знаниями о проблемах во взаимоотношениях армии с различными общественными институтами и недостаточностью исследований отношения молодых людей к службе в армии;
- в необходимости проведения социологического анализа отношения современной молодёжи к службе в армии, для определения среды формирования этого отношения и условий возникновения тех или иных установок на армию вообще на современном этапе её функционирования как социального института.
Цель и задачи
Цель исследования – выявить отношение современной молодежи к службе в армии в РФ.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования.
2. Разработать анкету.
3. Подобрать выборку для исследования.
4. Провести анкетирование молодых людей.
5. Проанализировать результаты анкетирования.
6. Сделать выводы по исследованию.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является молодёжь.
Предметом исследования является отношение современной молодежи к службе в армии в РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Вишневский Ю.Р. Ориентир на будущее - становление и углубление субъектности молодежи / Ю.Р. Вишневский, М.В. Певная, Д.Ф. Телепаева [и др.]. В сборнике: Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы ХIV Всероссийской научной конференции. – 2020. – С. 163-176.
Кривцова М.М. Проблема отношения молодёжи к службе в армии (на примере студентов ФГБОУ ВО "СГУПС" / М.М. Кривцова, Т.М. Лаврова // Наукосфера. – 2023. – № 6-2. – С. 76-79.
Крутелева Л.Ю. Специфика влияния служебной деятельности на ценностно-смысловую сферу личности и индивидуально-типологические особенности сотрудников органов внутренних дел / Ананьевские чтения. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития: материалы международной научной конференции, 8 –11 декабря 2020 года. – СПб.: Скифия-принт, 2020. – 1052 с. – С. 589 – 591.
Кулагина Н. В. Ценность военной службы для современных молодых людей допризывного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 96–100.
Лаврова Е.Е. Психологическая готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации призывников-срочников и курсантов-кадетов / Ананьевские чтения. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития: материалы международной научной конференции, 8 –11 декабря 2020 года. – СПб.: Скифия-принт, 2020. – 1052 с. – С. 591 – 593.
Медынцева А.И. Отношение молодых людей к армии // Студенческий. – 2023. – № 19-5 (231). – С. 66-69.
Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. ‒ М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.
Потеряева Ж.С. Проблемы ценностных ориентаций современной российской молодежи // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. – С. 80-83.
Правдина Л.Р. Травматический стресс и посттравматический рост у военнослужащих по призыву / Ананьевские чтения: материалы международной научной конференции, 8 –11 декабря 2020 года. – СПб.: Скифия-принт, 2020. – 1052 с. – С. 796 – 798.
Солодилова О.П. Шпаргалка по возрастной психологии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 56 с.
Степанов Ф.Г. Индивидуально-типологические особенности личности и социометрический статус студента в группе // Евразийское научное объединение. – 2015. – №7. – С. 164 – 167.
Чалдымов Н. А. Армия и общество / сост. и общ. ред. Н.А. Чалдымов, А.И. Черкасенко. – М. : Прогресс, 2014. – 358 с.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 349с.
Шомахова З.Э. Теоретико-правовые подходы к определению понятия молодежи и молодежной инфраструктуры в современной России. В сборнике: Перспектива – 2021: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – 2021. – С. 148-151.
Шпехт М.В. Теоретический аспект современных исследований профессиональной деформации военнослужащих / Развитие человека в современном мире: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2016. – С. 62 – 38.
Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 592с.