Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения главнейшая и древнейшая из задач каждого человека.
Ведь счастье или несчастье любого из нас – в наших детях, и чем старше мы становимся, тем лучше мы данный факт осознаем.
По данным социологических исследований в процессе воспитания ребенка участвуют, в первую очередь семья – 50%, именно она играет ведущую роль, затем средства массовой информации – 30%, образовательные учреждения – 10%, улица –10%.
К сожалению, многие родители не желают исполнять свои родительские обязанности, в том числе по воспитанию собственных детей. В первую очередь, речь о мужчинах – отцах, которые зачастую не принимают никакого участия в процессе воспитания собственных детей, даже в том случае, если родители проживают совместно.
Мужского участия, влияния в процессе образования, воспитания детей катастрофически не хватает. Внутри семьи все обязанности, связанные с воспитанием, развитием образованием ребенка возложены исключительно на женщин. Мужского влияния на детей не хватает ни в семье, ни в образовательных учреждениях.
Многие зачастую добровольно, не будучи связаны какими-либо жизненными обстоятельствами, объективно препятствующими исполнению родительских обязанностей, перекладывают их на плечи бабушек, дедушек, абсолютно ничего не изменив в своей собственной жизни, продолжают жить в ранее привычном, заведённом ими ритме. Ребенок не является смыслом их жизни, собственные жизнь, время, потребности и желания не подчинены его интересам.
В экономических реалиях, мать порой вынуждена использовать так называемый дистанционный метод управления, воспитания. Нельзя не согласиться с тем, что каждый хотя бы раз в жизни был свидетелем телефонных переговоров, когда работающая мама разговаривает со своими детьми. При этом, она решает самые разнообразные задачи от выполнения домашнего задания до оказания неотложной медицинской помощи. Крайняя, абсолютно объяснимая и простительная необходимость. Но очень часто можно встретить родителей, которые совершенно не спешат домой, несмотря на то, что их там ждет их маленький или не очень ребенок. И речь идет о вполне благополучных внешне семьях.
Действующее законодательство особое внимание уделяет вопросам охраны, защиты прав и интересов детей, которые регламентированы не только нормами семейного законодательства, регулирующего отношения между ребёнком и родителем, но и нормами конституционного, гражданского, жилищного, административного законодательства.
Одновременно с этим, на практике родители не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законом обязанности или же не исполнят вовсе, и возможность привлечения их к установленной законом административной или уголовной ответственности абсолютно не пугает.
Согласно данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по делам о лишении, ограничении и восстановлении родительских прав в 2021 году судами общей юрисдикции принято к производству 42,5 тысяч дел о лишении родительских прав из них удовлетворено требований в полном объеме по 29,9 тысячам дел, при рассмотрении 3,9 тысяч дел требования удовлетворены частично), об ограничении в родительских правах принято к производству 8 тысяч дел, из них удовлетворено в полном объеме требований по 4,3 тысяч дел, частично удовлетворены требования по 600 делам.
В 2022 году судами общей юрисдикции принято к производству
43 тысячи дел о лишении родительских прав, требования удовлетворены в полном объеме по 30,5 тысячам, по 4,1 тысячи дел требования удовлетворены частично. Также принято к производству 8,6 тысяч дел об ограничении в родительских правах, из них удовлетворены требования в полном объеме по 5,6 тысячам рассмотренных дел, по 650 рассмотренным делам требования удовлетворены частично.
В 2023 году судами общей юрисдикции принято к производству
40 тысяч дел о лишении родительских прав, из них требования удовлетворены в полном объеме при рассмотрении 29 тысяч дел, требования удовлетворены частично при рассмотрении 3,9 тысяч дел, из 7,9 тысяч рассмотренных дел об ограничении в родительских правах, удовлетворены в полном объеме требования по 5,4 тысячам дел , частично удовлетворены требования по рассмотренным 670 делам.
За 6 месяцев 2024 года принято к производству судами общей юрисдикции 18,2 тысячи дел о лишении родительских прав, из них требования удовлетворены в полном объеме по 12,7 тысячам рассмотренных дел, еще по 1,6 тысяч дел требования удовлетворены частично, из 3,8 тысяч рассмотренных дел об ограничении в родительских правах требования удовлетворены в полном объеме по 2,4 тысячам дел, по 300 рассмотренным делам требования удовлетворены частично.
Необходимо отметить, что семейно-правовая ответственность родителей за неисполнение своих родительских обязанностей по воспитанию детей имеет ряд теоретических, законодательных и практических проблем.
В частности, отсутствует четко сформулированное законодательное определение понятия надлежащего и ненадлежащего воспитания несовершеннолетних. Как результат одни и те же ситуации получают совершенно разную правовую оценку и влекут за собой наступление совершенно разных правовых последствий: в одних случаях - лишение родительских прав, а в других – ограничение, а в третьих - их наступления вообще удается избежать.
В этой связи, в ходе прохождения практики необходимо сформировать перечень существующих теоретических и практических проблем, касающихся законодательного регулирования вопросов исполнения, неисполнения родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, привлечения к установленной законом ответственности за их неисполнение. Особое внимание необходимо уделить вопросу квалификации, проанализировать имеющуюся правоприменительную практику, выявить возможные существующие противоречия. Оценить степень актуальности и важности существующих проблем и противоречий.
Место прохождения практики - Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" (сокращенное наименование МФЮА; Московский финансово-юридический университет МФЮА).
Цели и задачи прохождения практики: освоение видов профессиональной деятельности, систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по соответствующему направлению (специальности).
Продолжительность практики составляет _____ календарных дней.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Московская финансово-юридическая академия (МФЮА) создана в 1995 году при поддержке правительства Москвы и Ассоциации международного образования.
В 2010 году получила статус университета, в своей деятельности основывается на идее комплексного подхода к формированию карьеры будущего молодого специалиста. В процессе обучения использует как традиционный классический подход и методики, так самые передовые прогрессивные методики и технологии.
МФЮА полностью реализована система непрерывного многоуровневого образования «колледж – вуз – аспирантура – повышение квалификации».
С 2003 года МФЮА занимает I место в российском рейтинге среди аккредитованных негосударственных вузов.
Действуют факультет государственной службы, факультет информационных технологий, факультет отраслевого менеджмента, факультет медиакоммуникаций, факультет финансов, факультет права, факультет землеустройства, экономический факультет, факультет бизнеса и факультет государственного управления.
МФЮА имеет филиалы в г. Ярославле, г. Орске, Московской области (г. Сергиев Посад), в городах Кирове, Калининграде, Волгограде, согласно Уставу МФЮА также в г. Чехове, г. Малоярославце, г. Ступино.
Органами управления МФЮА являются: Собрание учредителей (высший орган управления), ректор (единоличный исполнительный орган), Президент (осуществляет текущее руководство деятельностью МФЮА), Ученый совет (представительный орган), Конференция работников и обучающихся (коллегиальный орган управления МФЮА), Наблюдательный (коллегиальный орган управления, обеспечивающий контроль финансово-хозяйственной деятельностью МФЮА) и Попечительский (коллегиальный орган управления МФЮА, который на добровольной основе объединяет тех, кто заинтересован в развитии образования и МФЮА) советы.
В ходе практики изучены теоретические и практические материалы, статьи, монографии, посвященные теоретическим и практическим проблемам правового регулирования вопросов, касающихся исполнения родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, а также привлечения к установленной законом ответственности за их неисполнение.
Изучение, исследование теоретических и практических материалов проводилось под руководством и при содействии, помощи
Михаля Олега Александровича на базе кафедры Уголовно-правовых дисциплин.
В ходе прохождения практики не удалось присутствовать при слушании конкретных гражданских, административных или уголовных дел, ввиду того, что дела данной категории, как правило слушаются в «закрытом» режиме, в целях соблюдения и защиты права на неприкосновенность частной жизни граждан, а также в силу того, что гласное обсуждение может помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
Исследовались только те судебные решения, которые ранее уже опубликованы, размещены в свободном («открытом») доступе.
Одновременно с этим, имелась возможность в ходе оказания консультативной юридической помощи в Юридической клинике, работающей в МФЮА, получить сведения о существующих практических проблемах в конкретных жизненных ситуациях и проблемах практического применения норм и требований действующего федерального законодательства, в том числе регламентирующих основания и порядок привлечения к административной, уголовной и иной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Подобные вопросы требует внимательного и подробного изучения, всестороннего их исследования и крайне деликатного подхода, методов работы от любого участника данных правоотношений, в условиях, когда в любом случае затрагиваются прав и интересы несовершеннолетних, то есть детей, у которых эмоциональная сфера либо еще не сформирована, либо процесс ее формирования еще не завершился. Любой неверный вывод, неосторожное высказывание, действие, неверное понимание и толкование происходящего могут повлечь за собой наступление неблагоприятных и необратимых последствий для самых незащищённых и участников процесса – детей.
Воспитание детей представляет собой сложный и крайне многогранный процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него набора определенных качеств, системы ценностей, норм поведения и мировоззрения. Ведущая роль в этом процессе принадлежит родителям.
В основе воспитания лежит процесс взаимодействия между взрослым и ребенком, от взрослого к ребенку происходит передача опыта, знаний, навыков, умений и культурных ценностей.
В процессе воспитания родители стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, его познавательных процессов, формируют его мировоззрение. Взаимодействуя со взрослыми, ребенок получает знания, осваивает язык, формируются его представления об окружающем мире.
Эмоциональное становление ребенка в значительной степени зависит от воспитания. Стиль родительского взаимодействия, эмоциональный климат в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ
2. Гражданский Кодекс РФ
3. Кодекс об административных правонарушениях
4. Семейный Кодекс
5. Уголовный Кодекс РФ
6. Конвенция о Правах Ребенка, принятая Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года
7. "Вестник гражданского процесса", 2021, № 3; Статья: Алиментные притязания фактических воспитателей ребенка: процессуальные особенности судебного разрешения (Комиссарова Е.Г., Краснова Т.В.)
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав".
9. Решение Верховного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2016 г. по делу № 77-2992/2016
10. Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 27 июня 2018 г. № 2-4625/2018 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/PGcpRPajTEHm/?page=2.
11. решение Химкинского городского суда от 15 февраля 2018 г. по делу N 2-461/2018 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/tREUBZObydmt/.
12. Статья: Основания лишения родительских прав: правоприменение и зарубежное правовое регулирование (Зыков С.В.) ("Семейное и жилищное право", 2020, № 6)
13. Статья: О ювенальной юстиции в Российской Федерации (Киселев А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
14. Мардахаева П.М. Эффективность норм семейного законодательства о юридической ответственности родителей // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации): Материалы научно-практической конференции (Москва, 5 - 6 декабря 2005 г.): Сборник / Отв. ред. Л.Ю. Михеева. М., 2005. С. 129.
15. Статья: О ювенальной юстиции в Российской Федерации (Киселев А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
16. Кушпель Е.В. Проблемы и специфика расследования и предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1998. С. 15.
17. Статья: Проблемы криминализации и пенализации жестокого обращения с детьми в российском и зарубежном праве (Пурге А.Р., Мамед-Заде В.М.) ("Современный юрист", 2023, № 3)
18. Статья: Вопросы реформирования института административной ответственности (Руденко А.В.) ("Российская юстиция", 2021, № 2)
19. Статья: Жестокое обращение: проблемы толкования и доказывания (Галкин Д.В.) ("Lex russica", 2016, № 4)
20. Статья: Понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (Шестакова С.Д., Козлова Е.Л.) ("Российский следователь", 2012, № 10)
21. Статья: Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (Афанасьева И.В.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2008, № 1)
22. Статья: Семейное насилие в Российской Федерации как порок жизни и деятельности семьи и ее членов: социально-правовой аспект (Беспалов Ю.Ф.) ("Нотариус", 2019, № 1)
23. Статья: К вопросу о практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка (Жирикова К.А., Саядян С.Г.) ("Российская юстиция", 2018, № 6)