Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в число важных задач обучения и воспитания входит развитие речи и навыков общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Формирование диалогических умений дошкольников является необходимым условием их социально-личностного развития. Данное требование в полной мере относится и к детям с задержкой психического развития (ЗПР).
У многих дошкольников наблюдается недостаточность когнитивного развития; нарушения произношения, лексического и грамматического строя речи. Вопросу формирования основных обобщающих категорий у детей старшего дошкольного возраста при нормальном его речевом развитии посвящено большое число исследований (М. М. Алексеева [1], Л.С. Выготского [2], А. Н. Гвоздева [3], В. И. Яшина [1] и др.), в которых данный процесс рассматривается с разных сторон: психофизиологической, психологической, лингвистической и психолингвистической.
При первично сохранных зрении, слухе и опорно-двигательном аппарате у названной категории дошкольников наблюдается комплексное задержанное развитие взаимовлияющих речевых и неречевых психических функций. Характерные отклонения в развитии психической сферы, проявляющиеся в недостатках внимания и познавательной активности, незрелости регуляторно-волевой и мотивационной сфер, а также задержанное становление мыслительных операций негативно сказываются как на формировании лексического запаса, так и на овладении детьми грамматическими закономерностями образования слов. [2]
При онтогенетическом становлении слоовообразовательные умения обеспечивают формирование и пополнение словарного запаса ребенка. Накопление продуктивных словообразовательных моделей обеспечивает верное понимание и употребление комбинируемых в слове морфем. Недостаточное освоение значений морфем, включая приставки, приводит к неточностям в понимании как речи собеседников при общении, так и учебных заданий.
Поэтому формирование основных обобщающих категорий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР заслуживает особого внимания, а указанные особенности языкового развития дошкольников с ЗПР определяют значимость и актуальность исследования.
Речь является психическим процессом, в результате которого осуществляется словесное взаимодействие. Речь влияет на формирование психических процессов и общее познавательное развитие ребенка.
С помощью речи реализуется ряд функций: номинативная, коммуникативная, регулятивная, экспрессивная. Словарный запас выступает показателем речевого развития ребенка. Проблеме исследования состояния активного и пассивного словаря, методике исследования посвящены работы психологов и педагогов А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, М.М. Конина; логопедов: Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.А. Никашина и др.
Изучением речевого развития дошкольников занимались следующие ученые: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.В. Запоржец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. В трудах Е.Н. Винарской, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.И. Чиркиной отмечается отставание от нормы активной и пассивной словаря у дошкольников с ЗПР, что влияет на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Многочисленность исследований в области речевого развития дошкольников свидетельствует о значимости и актуальности данного исследования, с одной стороны. С другой стороны, наличие большого числа дошкольников с нарушениями речи разной степени тяжести указывает на необходимость поиска методов изучения словарного состава дошкольников.
Актуальность исследуемой темы заключается в значительном росте числа дошкольников с речевыми нарушениями на современном этапе развития общества. Кроме того, одним из показателей речевого недоразвития является словарный запас дошкольников, поэтому подбор диагностической методики позволит точно и в полном объеме определить формирование основных обобщающих категорий у детей дошкольников с ЗПР.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический (изучение литературы по теме исследования, методы индукции и дедукции, метод анализа, метод классификации, метод обобщения), эмпирические (педагогический эксперимент, диагностика).
1.Анализ литературы
Психологический аспект речевого развития представлен исследованиями следующих ученых: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже, Е.О. Смирновой, которые продвигали положение о взаимозависимости развития мышления и речи. Авторы отмечали, что предпосылкой нормального развития речи является достаточный уровень сформированности когнитивных функций и познавательной деятельности [1].
В связи с тем, что в состав словарного запаса входят слова, раскрывая психолингвистический аспект темы на основе учений Л.С. Выготского, A.A. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.В. Сахарного, следует отметить функции лексического значения слова: слово обозначает конкретный предмет, действие, свойство; слово имеет абстрактный, обобщающий характер; слово обеспечивает коммуникативную функцию; слово способствует передачи опыта; слово порождает высказывание [9].
В учениях Л.С. Выготского, A.A. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.В. Уфимцевой и др. слово представляется как единство внутреннего смысла и внешнего звучания [8].
Взаимосвязь речевого развития с интеллектуальным Л.С. Выготский характеризует как развитие речевого мышления, благодаря которому внешняя форма слова (звуковая оболочка) и внутреннее содержание (смысловое значение), становится един целым. В данном случае происходит процесс слияния значения и названия – языковое обобщение, слово приобретает знаковую функцию и обозначает не конкретный предмет, а группу предметов, которые имеют единое значение и называются одинаковым словом [8].
Фрагмент для ознакомления
3
3.Список литературы к проекту НИР
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 400 с.
2.Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М. : АСТ : Астрель, 2017.
3.Бакланова, О.А. Эффективные формы работы по обогащению словаря старших дошкольников с ОВЗ (ТНР)/ О.А. Бакланова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы сборник материалов V Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 134
4.Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. – Издательство: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2018. – 415 с.
5.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании дошкольников с ЗПР: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: НЦ ЭНАС, 2022. – 134 с.
6.Богуславская Н.Е. Семантически не освоенные единицы текста в аспекте их восприятия // Язык. Система. Личность / Урал. гос. пед. ун – т. – Екатеринбург, 2022. – С. 149–154.
7. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А: Особенности лексико-грамматического оформления предложений дошкольниками с ЗПР // Дети с проблемами в развитии. – 2024. – № 3. – С. 9-12.
8.Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. – М.: Сфера, 2022. – 78 с.
9.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования дошкольников с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2024. – 130 с.
10.Выготский Л. С. Мышление и речь: собрание трудов. М., 2021.
11.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
12.Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса дошкольников дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2023. – 134 с.
13.Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970.
14.Глухов В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. М. : МПГУ, 2017.
15.Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с.
16.Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2022.
17.Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. — 2022. — № 5. — С. 3-12.
18.Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. СПб.: Детство-Пресс, 2018.
19.Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. – 80 с.
20.Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. фак. ун – тов. – М., 2019.
21.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование словаря и грамматического строя у дошкольников с ЗПР. – СП.: Союз,2021. – 218 с.
22.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у дошкольников с ЗПР / И.Р. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – Москва: Владос, 2023. – 304 с.
23.Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
24.Леонтьев, А.А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А.А. Леонтьев. – Москва: Красанд, 2020. – 312 с.
25.Логопедия. Теория и практика : под ред. д-ра. пед. наук, профессора Т. Б. Филичевой. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Эксмо, 2020.
26.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольников с задержкой психического развития / Л.В. Лопатина, О.В. Иванова. – СПб: КАРО, 2017. – 176 с.
27.Синевич О. Ю., Четверикова Т. Ю. Использование элементов музыкальной терапии в образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. — 2020. — № 1 (80). — С. 69-75.
28.Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. – М.: Народная Асвета, 2019. – 64 с.
29.Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 2022. – С. 140–180.
30.Четверикова Т. Ю. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2023. — 63 с.