Фрагмент для ознакомления
2
Проблему почти поголовной неграмотности населения впервые начали решать еще в XVIII веке, сначала в период правления Петра I, а затем при Екатерине II. При Петре I были созданы различные военные школы, а при Екатерине II — городские народные училища в уездных и губернских городах, которые были учреждены по «Уставу народных училищ Российской империи» 1786 года. Однако эти меры практически не коснулись крестьянского населения, которое оставалось в основном неграмотным.
Первые существенные реформы в области образования начались с восшествием на престол Александра I, который, под влиянием идей Просвещения и своего наставника, швейцарского просветителя Ф.Ц. Лагарпа, считал образование необходимым для проведения преобразований и в других сферах жизни общества.
Положение с начальным образованием значительно улучшилось во времена правления Александра II, в период проведения так называемых «великих реформ». Реформа начального образования была тесно связана с земской реформой, и обе они проводились почти одновременно. В 1864 году было принято «Положение о начальных народных училищах», восстановившее бессословный характер обучения и подчинившее все начальные городские и сельские школы, существовавшие за счет казны, общественных и частных средств, Министерству народного просвещения
Главное новшество «Положения о начальных народных училищах» 1864 года заключалось в создании нового типа начальных школ — земских школ. Эти школы подчинялись Министерству народного просвещения, но их финансирование в основном осуществлялось за счет земств. За образец была взята модель Франции, где согласно «закону Гизо» с 1833 года каждый муниципалитет обязан был открывать и поддерживать начальную школу; в России это право было предоставлено уездным земствам. Земские школы быстро завоевали популярность среди крестьян, так как отличались более квалифицированным преподавательским составом (земства могли платить учителям более высокие зарплаты) и расширенной учебной программой. Обучение в таких школах ориентировалось на развитие прикладных знаний и навыков: организовывались дополнительные курсы по земледелию и ремеслам, а при школах создавались приусадебные участки, питомники, пчельники и другие хозяйственные объекты. В результате к концу 1870-х гг. земские школы постепенно и в количественном, и в качественном отношении вышли на первое место среди всех типов начальных школ.
До введения земств в эпоху реформ Александра II в России не существовало земских школ. Начальные училища создавались преимущественно приходами, тесно связанными с местным храмом и его священнослужителями, что обеспечивало неразрывную связь школы с Церковью. Приходские школы ориентировались не только на религиозное, но и на повседневное приобщение к православному укладу жизни: образ жизни, обычаи и правила в школе соответствовали церковным нормам и православному мировоззрению.
С появлением земских школ преподавание Закона Божьего, являвшегося важной частью религиозного воспитания, стало терять смысл: новые учебные заведения все чаще ориентировались на светские принципы, и в них проникали атеистические и антицерковные настроения. Несмотря на недостаток церковноприходских школ и трудности их посещения в сельской местности (из-за бедности, удаленности), крестьянство в массе своей предпочитало именно приходское образование.
В 1884 году были приняты «Правила о церковно-приходских школах», которые действовали до 1917 года. В них закреплялось, что обучение в таких школах должно проводиться местными священниками или, при согласовании, другими членами причта, а также специально назначаемыми учителями и учительницами, утвержденными епархиальным архиереем. Эти правила подчеркивали конфессиональный характер обучения: церковно-приходские школы должны были утверждать православное учение веры, а не просто христианское, что подтверждало их приверженность православной традиции.
В начале XX века в светских учебных заведениях преподавание Закона Божьего сводилось к формальному методу, который не учитывал распространение нигилистических, материалистических и антирелигиозных настроений в обществе. Преобладало заучивание материала наизусть, что не оставляло ученикам ни малейшей возможности отклониться от строго заданных определений и толкований, предоставляемых учителем. Со стороны педагогов также требовалось неукоснительное следование учебнику, что делало обучение механическим и малоэффективным.
Фрагмент для ознакомления
3
А. Энциклопедический словарь. Т. XII (23).
Гусев Г. В. Социальная педагогика С. А. Рачинского // Вестник ПСТБИ. 2003. С. 188-189.
Зеньковский В. В. Педагогика. Клин, 2002. С. 154-155.
Знаменский П. В., прот. Духовные школы в России. С. 120-121. Санкт-Петербург, 2001.
Знаменский П. В., прот. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 161.
Как учили грамоте в старину. Вестник духовного просвещения. ¹ 1. М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1994.
Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы. М., ПСТГУ, 2006.
Миропольский С. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. первый - 1894, 64 с.; вып. второй - 1895, 144 с. С.-Петербург. Синодальная типография. С. 14.
Миропольский С. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени
Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре: Скоропечатня и литография Ш. Фридланда, 1887.
Смолич И. К. История Русской Церкви. Книга восьмая. Часть вторая. 1700–1917. М.: Из дательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
Смолич И. К. История Русской Церкви. Книга восьмая. Часть вторая. 1700-1917. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
Соболевский А. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб., 1892.
Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017
Татищев В. Н. История Российская. М., 2003. Т. 2. С. 97.
Филарет (Дроздов Василий Михайлович; митрополит Московский и Коломенский; 1782-1867.). Православный катехизис / Святитель Филарет, митрополит Московский. - СПб.: Православ. Русь, 1995. - 135 с.
Христианство. Энциклопедический словарь: В 2 т. / Под ред. С. С. Аверинцева и др. Т. 1. М.: «БРЭ», 1993.