Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сравнительно частенько авторы произведений применяют в написанных ими работах элементы различных игр. Некоторые игры не заставляют нас удивляться, просто следим за игрой, за историей изображенных героев. Некоторые пробуждают у нас особенную заинтересованность. Их правила непривычны хотя для нас и непривычны, но они притягивают своей необычностью. Автору приходится соединять судьбу героев с личным отношением к игре, а основное втянуть в игру самого читателя, вынуждая его призадуматься и взять за основу основные правила новой игры.
Применение игр в различных художественных произведениях и их отношение с жизнью авторов до сих пор еще не разрабатывалась как одна из основных идей. Именно игра и ее смысл в жизни в установленной степени были усвоены или же частично обозначены, но в едином целом предоставленная проблема изучена неполно, так как особой работы, посвященной этой теме, нет, о чем свидетельствует необходимость изучения и исследования.
Цель: на основе художественных произведений известных советских и российских писателей показать художественный смысл игры в сюжете произведения и представить связь описанной игры с жизнью писателя.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
- раскрыть понятие «игры» с помощью словарных определений;
- установить круг писателей и художественных произведений для темы исследования;
- рассмотреть биографию избранных писателей;
- прочитать и разобрать отобранные произведения, определив связь игры в жизни писателя с игрой, изображенной ими в художественном произведении.
Гипотеза: предположим, что все игры, которые используются в художественных произведениях, носят воспитывающий характер и связаны с жизненными историями из биографии писателей.
Практическая важность данной работы в том, что ее итоги могут быть употреблены на уроках литературы и русского языка. Так как все игры носят положительный, формирующий характер, то они могут быть употреблены на занятиях по психологии в части решения конфликтных ситуаций.
Материалом для изучения стали произведения А. Гайдара, В. Распутина, В. Астафьева, Н. Назаркина, С. Козлова, В. Крапивина, А. Жвалевского, Е. Пастернака, В. Ледерман, М. Ионина.
Объект исследования: игра как метод художественного влияния на читателя.
Метод исследования: анализ текста литературного произведения с учетом игры показанной в произведении. Надо также обозначить, что оценочные суждения уровня соответствия результатов проведенного исследования определенным целям проходила с использованием описательного метода.
Общий объем рассмотренного материала имеет более 1 000 страниц.
Научная новизна прошедшего исследования состоит в том, что игра в художественно-литературном тексте разбирается как доля целого, в качестве этого выступает художественное произведение.
В исследовании назначен спектр направлений игры, показывающей художественно-эстетическое задание автора.
Подобным образом, игра разбирается как характерная линия художественного стиля автора произведения.
Глава 1. Теоретические понятия слова «игра»
Игра и художественное произведение, по представлению немецкого философа Х. Г. Гадамера, относится к многообразным сферам, но они сходны по способу сосуществования и, главное, по способу исполнения.
Именно через детские игры возникает развитие культуры поведения, мировоззрения, появляется основа мечтательности, формируются фантазия и тяга к творчеству.
В. А. Сухомлинский в своих произведениях говорил об игре как целебном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он обозначал, что она развивает пытливость и любознательность.
Если провести расшифровку определения «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года причисляет к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.
В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) представление об игре предназначается как занятие, не обладающее практической целевой мишенью и предназначающееся для развлечения или забавы, а также использования на практике отдельных искусств.
Более точное определение понятию «игра» пишет В. И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра … то, чем играют и во что играют: забава» .
А. Н. Леонтьев полагает, что игра – это независимость личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».
У древних греков, к примеру, слово «игра» обозначало действия, характерные детям, оно отмечало основным образом то, что у нас теперь именуется «предаваться ребячеству». У римлян слово «игра» выражало радость, веселье. У немцев древнегерманское слово «игра» говорило о легкости, плавности движения как раскачивания маятника, дающее при этом огромное удовольствие. У евреев слово «игра» отражало мнение о шутке и смехе.
Через игру человек способен изведать эмоцию радости от реализации своих личных возможностей, перенести чувство, которое появляется в связи с заслуженной победой. Именно в процессе игры человек способен избавиться от различных личных проблем и невзгод.
Писатели различных литературных произведений будь это рассказ, повесть, сказка, фантастика м т.д. заставляют читателя втянуться в сам процесс игры изображенный в произведении.
Через свое воображение читатель играет или проигрывает роль литературных персонажей, которых выдумал автор, частенько еще и исполняя авторскую роль.
Глава 2. Игра в художественном произведении
2.1. Игра в художественных произведениях советских писателей
Игра – это существенная часть человеческой культуры: именно через нее участники усваивают общественные нормы, учатся разговаривать с иными людьми, объединяются с ними по интересам, да и просто забавляются. Популярные игры могут многое поведать и рассказать о самом обществе и лучше понять его членов. Особо стоит обратить внимание на авторские игры, которые сочинялись одним человеком или небольшой группой людей для очень узкой аудитории. Они дают возможность более полно провести анализ характера и мировоззрения их создателей и участников.
Безусловно, писатели не могли пройти мимо такого удобного инструмента для открытия персонажей.
Кто‑то употреблял уже существующие игры, однако, многие выдуманные миры требовали своих особенных игр.
Игра - внутренняя форма художественного произведения и все характеристики игры являются его характеристиками.
Так в каких же литературных произведениях Аркадия Гайдара мы встречаемся с игрой в городки?
В знаменитой повести «Школа» герои участвуют в крайне активном образе жизни и, естественно, сражаются в городки: «Я, Федька, Тимка и Яшка Цуккерштейн только собрались играть в городки, как прибежал из сада сапожников мальчишка...» (глава пятая) .
Весьма интересный эпизод, связанный с игрой в городки, мы видим в другой литературной работе Аркадия Гайдара - повести «Лесные братья» («Давыдовщина»). Эпизоду, связанному с городками, занимает объёмное место.
«...Братья Давыдовы не пили сами не позволяли пить водку своим товарищам.
- Алёшка, давай в городки играть! - крикнул Неволин, возвращаясь из рагромленной лавки.
- Давай! Отчего не сыграть, ставь чушки...
Начертили на земле квадрат. По углам поставили нераспечатанные водочные бутылки, а посерёдке целую четверть. Ребятишки понастаскали палок. Кругом толпились рабочие, мужики, и даже бабы высунулись из окошек, наблюдая за невиданной доселе игрой.
- Эх, Лексей Иванович! - высовываясь из толпы, проговорил лысый мужичонка. - Ей богу, Лексей Иванович, нехорошее дело ты затеял. Ты бы лучше нам ведерочко поставил, а мы уж за втоё здоровье...
- Лексей Иванович! - в один голос заволпили бабы. - Ну их к бесу, окаянных. Перепьются, как скоты, а потом их стражники всех заберут.
Алексей выбрал палку потолще, свесил её в руке и ответил, отходя от окна:
- Царь Николка вам поставит, а наше дело отставлять подальше... Ну начинай, Петька!
Размахнувшись, Неволин бросил палку, но попал в самый край, разбив только одну бутылку. Потом бросил Иван, но его палка пролетела далеко в сторону, не задев и вовсе ни одной бутылки.
- Плохо, - послышались голоса. - Ты, брат, её кругом, кругом палку пускай.
- Эх, рука человека не поднимается на божье добро, - проговорил рыжий мужичонка, покачивая головой.
- А ну дай, дядя, может у меня подымется?
Алексей поплевал на ладонь, сощурил глаза, нацелился. тяжелая палка со свистом ударила в самую середину четверти и, перевернувшись, разбросала далеко в стороны осколки разбитых бутылок. Тяжелый запах спиртового пара пошёл от разгоряченной земли.
- Эх, Лексей Иванович, - почесывая голову с нескрываемым сожалением проговорил лысый мужичонка. Всю бы улицу напоить можно. Думал хоть раз в жизни вволю и то не пришлось!»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексин А. Г. Тридцать один день. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=284527&p=1 (дата обращения: 14.11.2024).
2. Астафьев В. Рассказы. - Текст: электронный // Детская библиотека Ну-ка дети. – URL: https://nukadeti.ru/rasskazy/viktor-astafev?ysclid=m3iqwf0v65348127820skogo (дата обращения: 14.11.2024).
3. Бременер М. С. Новые друзья. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=191688&p=13 (дата обращения: 14.11.2024).
4. Бременер М. С. Чур, не игра! – Текст: электронный // Электронная библиотека «MoreKnig.org». – URL: https://moreknig.org/reader/61893/page/65/ (дата обращения: 14.11.2024).
5. Бодрова А. Г. Аринкино утро. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=129165&p=7 (дата обращения: 14.11.2024).
6. Велтистов Е. Электроники, Сыроежкины и другие. – Текст: электронный // TheLib.Ru. Социальная фантастика. – URL: https://thelib.ru/books/veltistov_evgeniy/elektroniki_syroezhkiny_i_drugie-read-6.html (дата обращения: 14.11.2024).
7. Вигдорова Ф. А. Мой класс. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=29506&p=4 (дата обращения: 14.11.2024).
8. Власов А. Е. Трудный вопрос. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: ЛИТМИР. https://www.litmir.me/br/?b=177417&p=2 (дата обращения: 14.11.2024).
9. Внуков Н. А. Путешествие не кончается. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=181909&p=1 (дата обращения: 14.11.2024).
10 Волейбол. – Текст: электронный // Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волейбол (дата обращения: 14.11.2024).
11. Воскобойников В. М. Остров безветрия. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=182775&p=12 (дата обращения: 14.11.2024).
12. Георгиев С. Агапсик. – Текст: электронный // Пескарь. Детская библиотека им. А. П. Гайдара. – URL: https://peskarlib.ru/s-georgiev/agapsik/ (дата обращения: 14.11.2024).
13. Георгиев С. Вратарь сборной. – Текст: непосредственный // Ура! Я школьник, я учусь; рассказы и повести. – Москва: Оникс, 2011. – 640 с.
14. Георгиев С. Пенальти. – Текст: непосредственный // Ура! Я школьник, я учусь: рассказы и повести. – Москва: ОНИКС, 2011. – 640 с.
15. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2015. - 896 c. - М., 2000.
16. Домино. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Домино (дата обращения: 14.11.2024).
17. Драгунский В. Двадцать лет под кроватью. – Текст: непосредственный // Драгунский, В. Денискины рассказы. – Москва: ОНИКС, 2002. – 352 с. – (Золотая библиотека).
18. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Москва, 2020.
19. Жариков Л. Судьба Илюши Барабанова. – Москва: Детская литература, 1971. – 398 с.– Текст: непосредственный.
20. Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее. Текст: электронный // Детская библиотека Ну-ка дети. – URL: https://nukadeti.ru/rasskazy/vremya-vsegda-khoroshee?ysclid=m3itlp7xuo681594420 (дата обращения: 14.11.2024).
21. Загадки старой карты. – Текст: электронный // Журнал «Лучик». – URL: https://dzen.ru/media/luchik/zagadki-staroi-karty- 6051a91e1b3d754b7707d215 (дата обращения: 14.11.2024).
22. Игры с мячом. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игры_с_мячом (дата обращения: 14.11.2024).
23. Кассиль Л. Вратарь республики. – Текст: электронный // ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=13655&p=1 (дата обращения: 14.11.2024).
24. Кассиль Л. Губернаторский пассажир. – Текст: непосредственный // Кассиль, Л. Далеко и близко, высоко и низко: рассказы и повесть / Л. Кассиль. – Москва: Детская литература, 1971. – 270 с.
25. Кассиль Л. А. Кондуит и Швамбрания: Повесть/ Л.А. Кассиль. - Москва, издательский дом «ОНИКС 21 век», 2018.
26. Кассиль, Л. Пекины бутсы / Л. Кассиль. – Текст: непосредственный. // Кассиль, Л. Далеко и близко, высоко и низко: рассказы и повесть / Л. Кассиль. – Москва: Детская литература, 1971. – 270 с.
27. Кассиль, Л. Черемыш – брат героя / Л. Кассиль // Кассиль, Л. Далеко и близко, высоко и низко: рассказы и повесть / Л. Кассиль. – Москва: Детская литература, 1971. – 170 с.
28. Классики (игра). – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Классики_(игра) (дата обращения: 13.11.2024).
29. Козлов С.Г. Всё-всё-всё о Ёжике. - Текст: электронный // https://gazky.ru/avtorskie-skazki/skazki-russkih-pisatelej/skazki-s-g-kozlova/vsyo-vsyo-vsyo-o-yozhike-kozlov-s-g/?ysclid=m3ir3vm08s285377576 (дата обращения: 13.11.2024).
30. Крапивин В.П. Всадники на станции Роса. – Текст: электронный / ЛИТМИР. Электронная библиотека. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=213396&p=9 (дата обращения: 13.11.2024).
31. Крапивин В.П. Застава на якорном поле. - Текст: электронный / Книги. Электронная библиотека. – URL: https://4italka.site/detskoe/detskaya_fantastika/29490/fulltext.htm (дата обращения: 13.11.2024).
32. Лагин Л. Старик Хоттабыч. – Самара: Книжное издательство, 1993. – 398 с. – Текст: непосредственный.
33. Лапта. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лапта (дата обращения: 13.11.2024).
34. Ледерман В. Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д». - Текст: электронный / URL: https://www.rulit.me/books/vsego-odinnadcat-ili-shury-mury-v-pyatom-d-read-480187-1.htmlo (дата обращения: 14.11.2024).
35. Мелихан К. Вот такая бабушка! – Текст: непосредственный // Ура! Я школьник, я учусь. – Москва: Оникс, 2011. – 640 с.
36. Морской бой. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Морской_бой_(игра) (дата обращения: 14.11.2024).37.
37. Назаркин Н. Изумрудная рыбка. Текст: электронный // Детская библиотека Ну-ка дети. – URL: https://nukadeti.ru/rasskazy/izumrudnaya-rybka?ysclid=m3irg3dhrv711387524 (дата обращения: 14.11.2024).
38. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. – Текст: непосредственный. – Москва: ОНИКС, 2000. – 334 с. – (Золотая библиотека).
39. Пивоварова И. О чём думает моя голова. – Текст: непосредственный. Москва: Дрофа-Плюс, 2005. – 112 с. – (Библиотека младшего школьника).
40. Пивоварова И. Странный мальчик. – Текст: непосредственный. – Москва: Дрофа-Плюс, 2005. – 112 с. – (Библиотека младшего школьника).
41. Погодин Р. Алфред. – Текст: непосредственный // Ура! Я школьник, я учусь: рассказы и повести. – Москва: Оникс, 2011. – 640 с.
42. Прятки. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прятки (дата обращения: 14.11.2024).
43. Распутин В. Уроки французского. Текст: электронный // Детская библиотека Ну-ка дети. – URL: https://nukadeti.ru/rasskazy/uroki-francuzskogo (дата обращения: 14.11.2024).
44. Соловьева Е. М. Игра в жизни писателей и героев художественных произведений. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 8 (28). - С. 34-39. - URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1667/ (дата обращения: 13.11.2024).
45. Теннис. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теннис (дата обращения: 13.11.2024).
46. Футбол. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбол (дата обращения: 13.11.2024).
47. Хоккей. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хоккей (дата обращения 13.11.2024).
48. Шахматы. – Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы (дата обращения: 13.11.2024).
49. Шварц Е. Сказка о потерянном времени. – Москва: ООО «Книги «Искателя», 2003. – 94 с. – (Библиотека школьника). – Текст: непосредственный.
50. Ионина М. Клетка. Текст: электронный // https://daktilmag.kz/31/children/mariya-ionina/rasskazy/366Ж. Дактиль № 31. Апрель. 2022. URL: (дата обращения: 14.11.2024).