Фрагмент для ознакомления
2
Средний возраст всех муниципальных служащих составляет 39 лет. Это говорит о том, что сотрудники разделены по возрасту, сочетая в себе молодежь и опытных специалистов. Что является правильным решением, так как так проще обучить новые кадры, а в случае трудностей, то новые сотрудники, всегда могут проконсультироваться со специалистом, получается, что нет необходимости в обучении или наставничестве. Также наблюдается тенденция к омоложению кадров. Несмотря на небольшое снижение текучести кадров на 1,2% по сравнению с предыдущим годом, уровень текучести все еще значительно превышает общепризнанную норму в 5-7%. Это не способствует обновлению качественного состава сотрудников, причинами увольнения собственного желания являются высокая интенсивность труда, нестабильный режим рабочего времени и недовольство заработной платой.
По результатам анализа работы Администрации Центрального района в г. Красноярске можно сказать, что её приоритеты заключаются в решении вопросов, связанных с местными потребностями, выполнении переданных на местный уровень государственных функций.
Для эффективного выполнения своих задач Администрации Центрального района в г. Красноярске обладает необходимыми условиями и ресурсами.
Раздел 2. Индивидуальное задание
2.1. Тема научно-исследовательской работы «Стратегическое планирование развития муниципального образования (на примере Администрации Центрального района в городе Красноярске). Обоснование актуальности темы
На сегодняшний день в связи со сложной политической и экономической обстановкой в нашей стране особую роль имеет переосмысление и регулирование процесса стратегического планирования развития муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена качественным изменением способов и методов управления муниципальными территориями в нашей стране. На социально-экономическое развитие территорий оказывает влияние множество факторов: экономические, климатические, экологические и социальные, которые обуславливают возникновение определенных проблем и трудностей в данном процессе. Данные проблемы должны решаться эффективно и своевременно, чтобы обеспечить социально-экономическую стабильность территорий, поэтому принципиально важно выбирать качественные методы и направления повышения социально-экономического потенциала развития муниципальных образований и изучать их развитие.
В современных условиях обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований является одной из ключевых задач органов местного самоуправления. Для ее решения требуется применение эффективных инструментов управления, позволяющих сбалансировать интересы различных групп местного сообщества, рационально использовать имеющиеся ресурсы и создавать условия для дальнейшего поступательного развития территории. В этой связи особую актуальность приобретает стратегическое планирование, нацеленное на формирование долгосрочного видения перспектив муниципалитета и путей достижения желаемого состояния.
Проблемами стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований на протяжении длительного периода времени занимаются многие ученые и практики. Но постоянно меняющаяся внутренняя и внешняя среда приводят к новым исследованиям приоритетов развития муниципальных территорий.
В научной литературе продолжается дискуссия по вопросам разработки методического инструментария муниципального стратегического планирования. Несмотря на множество исследований, посвященных этой проблеме, универсальная комплексная методика создания стратегий развития муниципалитетов пока не выработана. Зачастую стратегические документы муниципалитетов носят декларативный характер, а их разработка сводится к формальным процедурам без использования апробированного аналитического инструментария.
Одной из главных проблем реализации стратегического планирования на муниципальном уровне является усложнение системы муниципального управления и недостаточная квалификация кадров местных администраций в вопросах стратегирования.
Поэтому остается ряд нерешенных проблем, препятствующих эффективной реализации стратегического планирования в муниципалитетах: отсутствие единой методологической базы разработки стратегий, нехватка квалифицированных кадров, несогласованность целей и приоритетов развития между федеральным, региональным и местным уровнями власти.
Цель – предложит направления соврешенстования стратегического планирования развития муниципального образования на примере Администрации Центрального района в городе Красноярске.
Предметом исследования – реализация стратегического планирования развития города Красноярска.
Объектом исследования – Администрация Центрального района в городе Красноярске.
Задачи:
1) охарактеризовать территорию муниципального образования как объекта стратегического планирования;
2) определить роль стратегического планирования в развитии муниципального образования;
3) изучить правовые основы стратегического планирования развития муниципального образования;
4) дать общую характеристику Администрации Центрального района в городе Красноярске;
5) провести анализ организации работы по реализации стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске;
6) предложить мероприятия по совершенствованию стратегического планирования развития муниципального образования в Администрации Центрального района в городе Красноярске;
7) определить эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске.
Методологической базой исследования явились методы сравнения, анализа и синтеза, дедукции и индукции, логического и сравнительного анализа, графические и табличные методы, методы оптимизации.
Информационной базой исследования явились данные государственной статистики, материалы текущего стратегического планирования развития города Красноярска в Администрация Центрального района в городе Красноярске.
Первоначальная гипотеза: Стратегическое планирование развития муниципального образования представляет собой крайне важную организационно-техническую деятельность органов местного самоуправления по разработке общих целей долгосрочного развития. Поэтому наличие стратегия развития муниципального образование служит индикатором систематической и надежной работы администрации муниципальных образований.
Ожидаемыми результатами исследования являются выявление проблем стратегического планирования муниципального образования Администрацией Центрального района в городе Красноярске и разработка мероприятий по совершенствованию стратегического планирования развития муниципального образования.
Проект содержания ВКР «Стратегическое планирование развития муниципального образования (на примере Администрации Центрального района в городе Красноярске)
Введение
1 Теоретические и нормативные основы стратегического планирования развития муниципального образования
1.1 Территория муниципального образования как объекта стратегического планирования
1.2 Роль стратегического планирования в развитии муниципального образования
1.3 Правовые основы стратегического планирования развития муниципального образования
2 Анализ реализации стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске
2.1 Общая характеристика Администрации Центрального района в городе Красноярске
2.2 Организация работы по реализации стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске
3 Направления совершенствования стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске
3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске
3.2 Эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию стратегического планирования в Администрации Центрального района в городе Красноярске
Заключение
Список использованных источников
2.2 Теоретические и нормативные основы стратегического планирования развития муниципального образования
2.2.1 Территория муниципального образования как объекта стратегического планирования
В современных условиях хозяйствования муниципальные образования представляют собой один из основных элементов пространственной организации экономики страны, являясь самыми многочисленными административно-территориальными единицами и ключевыми звеньями пространственного каркаса страны, выступая при этом наиболее доступным уровнем власти для населения. Однако муниципальные образования не охвачены политикой государственного регулирования, что, с одной стороны, обуславливает повышенную ответственность органов местного самоуправления за результаты их развития, а с другой – наличие проблем и диспропорций организационно-управленческого характера как внутри системы управления муниципальным образованием, так и в части взаимодействия с вышестоящими уровнями власти. Поэтому в настоящее время существует объективная необходимость анализа и оценки применяемых механизмов и инструментов управления развитием территорий муниципальных образований [11, с. 176].
Муниципальные образования – это административно-территориальные формирования, имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
Ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее – Федеральный закон № 131) определяет, что наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ. Следовательно, уполномоченные для решения вопросов местного значения органы, реализующие управленческие функции, создаются на территориях перечисленных выше муниципальных образований [16, с. 543].
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 Федерального закона № 131.
Муниципальные образования играют важную роль в системе органов власти: они задействованы в решении проблем и развития внутри периферийных территорий, охватывая различные уровни бюджетирования, инфраструктуру, образование. Важность муниципалитетов заключается в том, что они обладают возможностями работать более эффективно, чем региональные или федеральные органы власти, которые, как правило, изолированы от специфических потребностей и проблем местных жителей.
Муниципальные образования должны выступать в лидирующей роли в обеспечении местных услуг и оказании поддержки бизнесу, особенно малым и средним предприятиям, которые являются катализатором экономического роста и создания новых рабочих мест. Кроме того, муниципалитеты должны играть роль в привлечении инвестиций и укреплении трудовых отношений [14, с. 402].
Муниципальные образования также играют важную роль в области образования и культуры. Они должны предоставлять жителям доступ к качественным сервисам, таким как образовательные услуги (в том числе в сфере дополнительного образования, физической культуры и спорта) и обеспечение доступа к культурным мероприятиям. Это важно не только для общественного благополучия, но и для укрепления социальной связи и духовность местного населения. Применение современных технологий и новых подходов к управлению муниципалитетами также дает возможность более эффективно решать задачи в различных областях. Важную роль в данном процессе играет концепция социально-экономического развития муниципальных образований [17, с. 109].
В контексте рассматриваемой проблемы важно обратиться к теоретическим основам определения самого понятия «развитие» применительно к муниципальному образованию как объекту стратегического управления. В научной литературе существуют различные трактовки этой категории: развитие как процесс, развитие как деятельность, развитие как результат деятельности [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Закон Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4112 (ред. от 01.11.2018) «О стратегическом планировании в Красноярском крае» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Решение Красноярского городского Совета депутатов от 18.06.2019 № 3-42 «О стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Постановление администрации города Красноярска от 30.06.2020 № 501 «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года» (ред. от 25.04.2024 № 372) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2024).
Бондарцов, Д.А. Стратегическое планирование как инструмент управления устойчивым развитием муниципальных образований [Текст] / Д.А. Бондарцов // Проблемы и перспективы развития системы учета, аудита и государственного управления в условиях цифровой экономики: материалы IV Международной научно-практической конференции, Симферополь, 24 мая 2024 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2024. – С. 761-765.
Гребенникова, А. А. Основы городского управления: учебное пособие / А. А. Гребенникова. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-4497-2232-4. – Текст : электронный // База данных «Цифровая библиотека IPRsmart (IPRsmart ONE)» [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131657.html
Кеба, С.Н. Специфика управления социально-экономическим развитием муниципального образования [Текст] / С.Н. Кеба, Т.М. Новикова, Т.А. Приходченко // Экономика. Наука. Инноватика: III Международная научно-практическая конференция, Донецк, 23 марта 2023 года. – Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2023. – С. 175-177.
Муравлева, Т.В. Факторы устойчивого развития муниципального образования [Текст] / Т.В. Муравлева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 1(80). – С. 71-73.
Путренко, Е.В. Правовые основы социально-экономического развития муниципальных образований [Текст] / Е.В. Путренко // Проблемы и перспективы осуществления междисциплинарных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 27 апреля 2024 года. – Уфа: ООО «Омега сайнс», 2024. – С. 125-129.
Рыбальченко, В.В. Приоритеты социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / В.В. Рыбальченко, П.В. Бурковский // Управление проектами развития сельских территорий: материалы V национальной научно-практической конференции, Краснодар, 11 апреля 2024 года. – Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2024. – С. 400-406.
Серышев, Р. В. Внедрение системы управления эффективностью деятельности администраций муниципальных образований / Р. В. Серышев. – М.: ООО «Русайнс», 2023. – 168 с. – (Актуальные монографии). – ISBN 978-5-466-03965-8. – Текст : электронный // ЭБС BOOK.ru [сайт]. – URL: https://book.ru/book/951413.
Свириденко, М.В. Муниципальное образование как объект социально-экономического развития и управления [Текст] / М.В. Свириденко // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 9(158). – С. 541-546.
Субботин, С.Н. Сущность и составляющие понятия «социально-экономическое развитие муниципальных образований» [Текст] / С.Н. Субботин // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденция развития: Сборник статей XXX Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 18 мая 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 107-111.
Трифанчева, М.С. Понятие и проблемы социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / М.С. Трифинчева, В.А. Балабанова, Е.В. Смирнова // Тенденции социально-экономического развития в период санкционного воздействия и цифровой трансформации: материалы III Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2023. – С. 1165-1174.
Тулинова, Д.В. Инструменты стратегического планирования в муниципальных образованиях / Д. В. Тулинова. – Владимир: Владимирский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС», 2018. – 224 с. – (Актуальные монографии). – ISBN 978-5-906773-75-3. – Текст : электронный // НЭБ Elibrary.ru [сайт]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=YTYXSX&ysclid=m52g2ymety521064109.
Хачатрян, Р.М. Сущность стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Р. М. Хачатрян // Университетские чтения - 2023: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции, Пятигорск, 12–13 января 2023 года. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2023. – С. 228-231.
Щигорцова, Е. Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / Е. Щигорцова // Вести научных достижений. – 2019. – № 4. – С. 49-50.
Зарубин В. И., Горбанев С. В. Методический базис разработки стратегии муниципального образования: сайт научной электронной библиотеки КиберЛенинка // [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiybazis-razrabotki-strategii-munitsipalnogo-obrazovaniya.
Моисеев А. В. Анализ современных теоретических подходов к стратегированию в России: сайт научной электронной библиотеки КиберЛенинка // [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analizsovremennyh-teoreticheskih-podhodov-k-strategirovaniyu-v-rossii.
Шамоян Э. Д., Грищук В. А. Проблемы стратегического планирования в муниципальных образованиях и городских агломерациях: сайт научной электронной библиотеки КиберЛенинка // [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-strategicheskogo-planirovaniya-v-munitsipalnyhobrazovaniyah-i-gorodskih-aglomeratsiyah.