Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблематика исследования остается весьма актуальной в современном мире. В последние годы активно реализуются государственные инициативы, направленные на внедрение цифровых решений в научно-исследовательскую деятельность. Важными этапами этого процесса стали принятие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, а также разработка государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 29 марта 2019 года № 377. Исследование является актуальным в связи с необходимостью более глубокого понимания основных аспектов внедрения цифровых технологий в науку.
1. Характеристика цифровизация научной деятельности в РФ
Формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики связано с объективными процессами перехода мировой и отечественной экономик к более высокому технологическому уровню. Данный процесс сопровождается внедрением инновационной инвестиционной политики, усилением роли предпринимательского сектора и активным использованием цифровых технологий. Последние открывают неограниченные возможности для развития производственных ресурсов и укрепления торгово-экономического сотрудничества на международной арене.
Реализация целевых функций государства и местных органов власти в условиях цифровых преобразований представляет собой сложную задачу. Каждый регион Российской Федерации сталкивается с уникальной спецификой цифровизации, что в свою очередь требует увеличения объемов финансирования для успешного осуществления этих преобразований.
Цифровизация подразумевает внедрение и систематическое использование цифровых технологий в различных сферах жизни, таких как экономика, культура, производство, быт, образование и наука. Ключевым элементом цифровизации является интернет, который позволяет не только использовать новые технологии, такие как искусственный интеллект, интернет вещей (IoT), дополненную и виртуальную реальность, но и кардинально трансформировать отрасли, в которых эти технологии внедряются .
Автоматизация процессов и перевод их в цифровую форму делают их гибкими и ускоряют принятие решений, позволяя быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям. В сфере образования цифровизация также активно развивается. Интерактивные доски, электронные дневники, а также использование социальных сетей и мессенджеров для взаимодействия педагогов и обучающихся являются первыми шагами, которые обогатили традиционные методы обучения.
С точки зрения глобальных тенденций, создание единой цифровой образовательной среды выступает необходимым условием для дальнейшего развития системы образования в рамках информационного общества и цифровой экономики. Цифровизация образовательного процесса обеспечивает доступ обучающихся к богатым информационным ресурсам и расширяет возможности использования интерактивных методов обучения, что подтверждается, в частности, опытом, приобретенным во время пандемии COVID-19.
2. Особенности цифровизация научной деятельности в РФ
Программа цифровой экономики является лишь одной из инициатив, направленных на технологическое перевооружение Российской Федерации. В частности, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выделяет сферу научной деятельности как приоритетную, наряду с другими важными национальными проектами.
Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 29 марта 2019 года № 377 , разработанная с учетом целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика», включает ряд ключевых мероприятий. В числе этих мероприятий: обеспечение экспертной, прогнозной и аналитической поддержки научно-технологического развития, уточнение и детализирование приоритетных направлений, а также выработка и внедрение технологических директив. Также программа предполагает развитие цифровых платформ, поддерживающих участников научно-технологического процесса.
Дополнительно, программа ориентирована на развитие инфраструктуры для защиты прав интеллектуальной собственности и стимулирования зарубежной правовой охраны. Важной частью программы является также поддержка новых форм финансирования, таких как краудфандинг, а также создание и развитие информационных систем, обеспечивающих мониторинг профессионального роста ученых и упрощающих доступ к адресной поддержке.
Особое внимание уделяется созданию единой цифровой платформы для научного и научно-технического взаимодействия. Она предоставит полную информацию о мерах государственной поддержки, направленных на поддержку молодых ученых, на федеральном и региональном уровнях.
Реализация комплекса обозначенных программ предоставляет государству возможность достичь значительного прогресса в сфере научно-технологического и социально-экономического развития. Скоординированность этих инициатив подтверждается задачами, установленными правительством Российской Федерации, которые включают создание сквозных цифровых технологий с акцентом на отечественные информационные системы, а также разработку привлекательных условий для работы ученых и исследователей как российских, так и иностранных .
Заключение
Цифровизация научной деятельности в Российской Федерации составляет собой неотъемлемую часть процесса формирования социально ориентированной рыночной модели. Стратегические направления цифровизации охватывают не только образовательный сектор, но и научную сферу, создавая единую цифровую платформу, которая предоставляет ученым доступ к современным технологическим решениям. Проект Концепции создания Единой цифровой платформы науки, предложенный Министерством науки и высшего образования РФ, направлен на улучшение научной деятельности через использование цифровых инструментов и сервисов. Данный шаг способствует эффективной трансформации научных процессов, повышая их гибкость и оперативность, а также стимулирует международное сотрудничество.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 (ред. от 17.01.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации". – URL: https://base.garant.ru/72216664/
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". – URL: https://base.garant.ru/71937200/
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". – URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/
4. Бодрова, В. В. Правовое регулирование цифровизации деятельности в образовательной организации / В. В. Бодрова // Вопросы развития права и управления в современных условиях. – 2022. – С. 258-262.
5. Карамян, Ю. С. Цифровизация в науке и образовании / Ю. С. Карамян // Цифровизация как драйвер развития науки и образования . – 2021. – С. 53-58.
6. Польшакова, Н. В. Цифровизация научно-исследовательской деятельности как основной инструмент мониторинга научно-технической работы вуза / Н. В. Польшакова, А. С. Коломейченко, А. С. Яковлев // Вестник аграрной науки. – 2020. – № 1(82). – С. 122-129.
7. Сергеев, П. В. Взаимодействие науки, бизнеса и власти в условиях цифровой трансформации экономики / П. В. Сергеев, Т. С. Колмыкова, В. П. Сергеев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 77-86.
8. Соколова, Е. В. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта цифровизации научно-исследовательской деятельности наукоемких предприятий / Е. В. Соколова // Моделирование и ситуационное управление качеством сложных систем. – 2023. – С. 222-225.
9. Чавыкина, М. А. Цифровизация науки и образования как основа научной кооперации в рамках ЕАЭС / М. А. Чавыкина // Материалы 10-ой научной конференции с международным участием, посвященной 70-летию ВИНИТИ РАН, Москва, 25–26 октября 2022 года. – Москва: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2022. – С. 389-394.
10. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». – URL: http://government.ru/projects/selection/643/25682/