Фрагмент для ознакомления
2
Интеграция может иметь много преимуществ, включая повышение экономической эффективности, улучшение политического сотрудничества и взаимопонимания между культурами. Однако она также может быть противоречивой, поскольку потенциально может привести к потере суверенитета и созданию дисбаланса власти.
При этом, стоит отметить, что факторы интеграции, основанные на экономической, технологической, географической и других зависимостях, подвергаются значительному давлению со стороны растущей национальной и культурной самобытности. Процесс формирования нового глобализированного мира сопровождается не только интеграционными процессами, но и создает условия для исключения и маргинализации тех, кто не может стать частью международных сетей взаимосвязи.
С политической точки зрения интеграция, как уже упоминалось, представляет собой более высокую форму сотрудничества между государствами. Это процесс создания единого политического сообщества на основе объединения двух или более политических единиц.
Региональная интеграция происходит между странами, границы которых влияют на их взаимную безопасность и в которых экономические и политические процессы можно синхронизировать. Экономическая интеграция основывается на множестве взаимозависимых отношений в зачастую географически неоднородных секторах экономики на глобальных рынках. Транснациональная консолидация фирм и процессы межгосударственной интеграции часто пересекаются. Но степень, в которой они это делают, зависит от географического охвата соответствующего сектора экономики, а также от внешней политики государства.
Таким образом, интеграция – это процесс углубления взаимозависимости между государствами и народами через кооперацию в сфере политики, экономики, культуры и социальной сферы.
Подходы к пониманию международной интеграции
Самым старым подходом к интеграции является федерализм. Например, российский ученый И.М. Побединский отмечает, что «концепция федерализма является одной из первых по времени возникновения и значимых среди теорий европейской интеграции». Федералистский подход к интеграции отличается тем, что интеграция — это не процесс, а конечное состояние. Федерализм рассматривает интеграцию как статичное состояние в форме наднационального государства. Федералистский подход к интеграции предполагает объединение двух положений: установку на объединение Европы и принцип разделения властей. Федералисты выделяют следующие критерии объединения это общее наследие и совпадение интересов. После Второй мировой войны благодаря федералистской теории интеграции Европа встала на путь постепенной интеграции. Одним из ярких теоретиков европейского федерализма был А. Спинелди. Он утверждал, что «государство-нация утратило свое право на существование, так как более не может гарантировать политическую и экономическую безопасность своим гражданам». Появление в 1951 г. проекта Европейского объединения угля и стали воплотило крайний вариант федерализма и принцип наднациональности.
Интеграционная теория федерализма акцентирует внимание на взаимодействии между наднациональной и национальной властями, рассматривая федерализм как средство для достижения большей интеграции внутри государства. К основным преимуществам этой теории относится согласование интересов государств-участников интеграции. Однако возможны и конфликты между участниками интеграции из-за полномочий, т.е. права влиять на процесс принятия политических решений.
Функционализм является вторым подходом к интеграции и направлен на удовлетворение потребностей в социальном обеспечении. Для традиционных функционалистов, таких как Д. Митрани и И. Клод, конечной целью интеграции является сложная, переплетенная сеть межнациональных организаций, выполняющих большинство традиционных функций национального государства в области обеспечения благосостояния.
Стоит отметить, что именно Д. Митрани увидел в логике функционального правительства новый способ управления международной организацией государств. Д. Митрани считал, что появились две новые силы, которые быстро изменили весь облик международных отношений. Первым был рост национализма, когда ведущие державы поняли, что они не могут подавить его, и согласились объединить силы, чтобы контролировать его. Второй фактор — это трансформация экономической жизни и не способность государств в одиночку решить экономические проблемы.
В мире, состоящем из большого количества государств, суверенитет, по сути, никогда не может быть устранен с помощью формулы, а только с помощью функции, так что это приводит к тому, что государства отказываются от национальных функций и объединяют в себе полномочия. С точки зрения функционалистов, административная структура, отвечающая потребностям сообщества, позволяет достичь цели мирной интеграции в международную систему. Государство, хотя и не является препятствием, которое необходимо преодолеть, рассматривается как препятствие для удовлетворения потребностей в социальном обеспечении.
Следовательно, в процессе интеграции предусмотрено появление утилитарных институтов, основанных на удовлетворении потребностей. Хотя государство может содействовать международному сотрудничеству традиционными дипломатическими путями, оно менее охотно сотрудничает с другими государствами в обеспечении благосостояния. Однако в экономических вопросах национальные интересы преобладают. Функционалист продвигает интегрированную систему в виде сети организаций, удовлетворяющих большинство человеческих потребностей и реагирующих на технологические изменения. Согласно И. Клоду, «миссия функционализма» состоит в том, чтобы сделать возможным установление мира путем организации определенных слоев социальной жизни в соответствии с конкретными человеческими потребностями минуя суверенитет. Степень соответствия между системными структурами и функциями будет свидетельствовать об успешной интеграции.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
Additional Protocol to the Treaty of Asuncion on the Institutional Structure of MERCOSUR. – URL: https://www.staff.city.ac.uk/p.willetts/SAC/DOCS/INSTITUT.HTM (дата обращения: 22.11.2024).
Haas E.B. Beyond the Nation-State. Functionalism and International Organization. Stanford, 1964.
Mercosur Residence Agreement: Simplified Work and Residence for South Americans. – URL: https://resources.envoyglobal.com/global-immigration-compass/south-america-what-is-the-mercosur-residence-agreement/ (дата обращения: 22.11.2024).
Mitrany D.A. Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organization. London, 1943.
Claude I. L. Jr. Swords into Plowshares. The Problems and Progress of International Organization. N.Y.: Random House, 1956.
Deutsch K. W., Jacob P.E., Teuen H., Toscano J.V. The Integration of Political Communities. J.B. Lippinccott Company, 1964.
Social and Labor Declaration of the Mercosur. – URL: https://www.mercosur.int/documento/mercosur-social-and-labour-declaration/ (дата обращения: 22.11.2024).
Научные публикации
Байков А.А. Экономическая интеграция как мирополитическое явление. Очерк теории и методологии сравнительной оценки // Контуры глобальных трансформаций. 2017. Т. 10. № 4.
Побединский И.М. Роль федерализма в теории европейской интеграции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 3.
Топилина А.В. Демографический и экономический потенциал миграции из стран Латинской Америки // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. № 4.
Хамидулин Т.Р. Особенности развития МЕРКОСУР в начале XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2009. № 2.
MERCOSUR’s experience and progress towards true regional integration. Analytical Note. Switzerland, 2008.
Panizzon M., Zurcher G., Fornale E. The Palgrave Handbook of International Labor Migration. Law and Policy Perspectives. Palgrave, Macmillan, 2015.
Popoviciu A. C. David Mitrani and functionalism. The beginning of functionalism. – URL: https://rrgp.uoradea.ro/art/2010-1/14_OK_Popovici.pdf (дата обращения: 22.11.2024).
Учебные пособия
Буторина О.В., Кавешников Н.Ю. Европейская интеграция. М., 2016.
Европейская интеграция: учебник / Под ред. О.В. Бутыркиной. М., 2011.