Фрагмент для ознакомления
2
Государственная политика признаёт значимость вопросов кадрового обеспечения науки, что подтверждается включением отдельных мероприятий в федеральные проекты, такие как «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» и «Кадры» в рамках национального проекта «Наука и университеты».
Однако указанные инициативы преимущественно ориентированы на общее развитие кадрового потенциала и увеличение численности молодых специалистов, без учёта вопросов межрегиональной дифференциации, которая сохраняет свою актуальность в условиях нестабильной социально-экономической ситуации и ускоряющегося научно-технологического прогресса.
Результаты исследования.
Вопросы кадрового обеспечения научной сферы на протяжении длительного времени остаются актуальными, неизменно являясь объектом научных исследований и дискуссий.
Наиболее распространёнными направлениями таких исследований являются изучение структурных характеристик персонала научных организаций, теоретических основ функционирования кадрового потенциала, а также подходов к оценке деятельности научных организаций и их кадровой составляющей. Отдельное внимание уделяется региональным особенностям формирования и использования кадрового потенциала в научной сфере.
Многочисленные исследования, как отечественные, так и зарубежные, подтверждают, что межрегиональная дифференциация в уровне развития кадрового потенциала сектора исследований и разработок оказывает негативное влияние на общее научно-технологическое развитие государства. Это связано с тем, что успешное развитие науки и технологий невозможно без равномерного распределения кадровых ресурсов, способствующего созданию устойчивого научно-технологического потенциала, включающего человеческие, материальные и организационные ресурсы.
Категория «потенциал» в научной литературе определяется как совокупность средств и условий, необходимых для выполнения определённых задач. Кадровый потенциал, в свою очередь, может рассматриваться на разных уровнях – от отдельной организации до уровня страны в целом.
Существуют различные подходы к определению кадрового потенциала, включая его трактовку как совокупности работников, как набора способностей и возможностей персонала, либо как совокупности количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов [4, с. 15].
В рамках данного исследования кадровый потенциал трактуется как совокупность кадровых ресурсов территории, включающая персонал, занятый исследованиями и разработками, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, а также студентов магистратуры и аспирантуры, которые могут стать кадровыми ресурсами в обозримом будущем.
Потенциал характеризуется способностью специалистов достигать конкретных результатов при создании необходимых условий для их профессиональной реализации, включая комфортные рабочие пространства, гибкие графики работы, участие в образовательных мероприятиях и наличие возможностей для карьерного роста.
Структура кадрового потенциала формируется по классификационным признакам, таким как роль специалиста в организации и вид экономической деятельности.
Выделяются следующие основные группы кадрового потенциала: исследователи, сотрудники инженерно-технологических специальностей, профессорско-преподавательский состав, вовлечённый в исследовательскую деятельность, а также студенты, обучающиеся по программам, соответствующим специализациям первых двух групп [8, с. 31].
Таким образом, кадровый потенциал науки в данном исследовании представляет собой не только совокупность специалистов, непосредственно вовлечённых в научно-техническую деятельность, но и потенциальные ресурсы, формируемые через систему образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 20. – Ст. 2817.
2. Караваева Е.В., Костенко О.А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки // Высшее образование в России. 2023. №1. С. 71-77.
3. Краснова Г. Современная отечественная аспирантура не может удовлетворить запросы экономики // Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/science/2022-05-21/13_7578_demand.html
4. Мазилов Е.А. Проблемы развития кадрового потенциала российской науки: региональный аспект // Проблемы развития территории. 2022. №5. С. 16-21.
5. Мазилов Е.А., Давыдова А.А. Научно-технологическое развитие России: оценка состояния и проблемы финансирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 5. С. 55-59.
6. Пораскинулись мозгами. Почему растет число ученых, уезжающих из России. URL: https://aif.ru/society/ science/poraskinulis_mozgami_pochemu_rastet_chislo_uchenyh_uezzhayushchih_iz_rossii
7. Рыбаков, Н. В. Кадровое обеспечение науки и высшей школы в аспирантуре российских вузов: специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Н. В. Рыбаков. Нижний Новгород, 2022. С. 56.
8. Формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в регионах: состояние, задачи, механизмы реализации: науч.-справ. изд. / Е.А. Мазилов [и др.]. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2020. С. 31.
9. Черных В. В. Основные направления перспективного социально-экономического развития Республики Марий Эл // Проблемы прогнозирования. 2020. № 4(181). С. 99.
10. Данные Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705