Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специфика организации индивидуального развития на возрастных этапах заключается в учёте возрастных особенностей человека. В зависимости от возраста формируются характер и направленность деятельности, особенности мыслительных процессов, круг запросов и интересов, а также социальные проявления.
Специфика организации индивидуального развития на возрастных этапах является актуальной для исследования темой с точки зрения междисциплинарного подхода. Здесь ключевыми являются психология и педагогика, а смежными дисциплинами и научными направлениями выступает философия, социология, правоведение и культурология.
В современном психолого – педагогическом направлении присутствуют существенные ключевые аспекты, которые важно учитывать при планировании и организации индивидуального развития. Среди таких факторов:
1. Параметры анатомического характера. Они отражают специфику строения организма и его физиологические показатели. Здесь психология сочетается с медициной, являя междисциплинарный подход к решению проблемы.
2. Рост ребёнка.
3. Психические свойства. Сюда входит развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, действий и двигательной активности. Психические свойства являются индивидуальными и могут у каждого человека быть идентифицированы по-разному.
4. Духовная и нравственная зрелость. Способность осознанного усвоения и принятия духовных и нравственных норм, принципов.
5. Специфика поведенческих реакций и деятельности человека.
Актуальность настоящей исследовательской работы не вызывает сомнения, так как специфика организации индивидуального развития является крайне важным и актуальным фактором современной системы в области обучения и воспитания. Единственной целью в реализации данного процесса является оптимальная организация труда и отдыха обучающегося для эффективного образовательного процесса.
Также особую значимость в данном процессе приобретает личностно – ориентированный подход, который является не только методологией исследования в подобного рода тематиках, но и прямым средством и технологией организации процесса развития.
Именно личностно – ориентированный подход способствует составления индивидуальной траектории развития, в которой учитываются физиологические и психолого – педагогические особенности каждого ребёнка в отдельности.
Целью настоящего проекта является комплексное изучение специфики организации индивидуального развития на разных возрастных этапах.
Задачи проекта:
изучить понятие индивидуального развития;
рассмотреть особенности индивидуального развития на разных возрастных этапах;
определить индивидуальную специфику личностного развития;
сформулировать психолого – педагогические технологии организации индивидуального развития на возрастных этапах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
1.1 ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
«Философский энциклопедический словарь» даёт следующее определение развития: развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов [6]. Обращаясь к такому подходу к определению развития, мы можем сказать о том, что индивидуальное развитие – это строго регламентированный закономерный процесс, который реализуется с учётом внешних и внутренних факторов, возникающих в жизни человека. Важными структурными компонентами индивидуального развития, с психолого педагогической точки зрения, является социализация и становление:
Рисунок 1. Структурные составляющие индивидуального развития [12]
Социализация, как структурная составляющая индивидуального развития, являет собой совокупность стадий приспособления к нормам жизни и законам общества. Процесс социализации происходит в указанных социальных институтах.
Становление как структурная составляющая индивидуального развития, подразумевает удовлетворение естественных и приобретённых потребностей, процесс замещения которых происходит под воздействием результатам социальной активности личности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что понятие индивидуального развития является достаточно широким, так как сочетает в себе не только психолого – педагогический, но биологический смысл. В процессе роста и развития человек нуждается в том, чтобы развиваться не только физически, но и социально. Для такой цели особую важность приобретает психолого – педагогическое сопровождение, реализуемое в условиях образовательных организаций.
1.2 ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Особенности индивидуального развития на разных возрастных этапах выражаются в периодизации времени развития в течение всей жизни человека. В рамках научной концепции периодизации индивидуального развития выделяются следующие временные периоды:
1. Младенчество (от рождения до года). Ведущая деятельность — общение со значимыми взрослыми. Ребёнок учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами — интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой.
2. Раннее детство (1–3 года). В данный период времени ребёнок активно исследует окружающий его мир, учится взаимодействовать с предметами окружающей действительности. Иногда такие манипуляции приобретают отрицательный окрас, но именно на их основе формируется опыт.
3. Дошкольный возраст (3–7 лет). Ведущая деятельность — ролевая игра. Ребёнок моделирует социальные отношения, примеряя на себя различные роли.
4. Младший школьный возраст (7–11 лет). В данный временной период в значительной мере меняются приоритеты в жизни ребёнка, так как он начинает жить по новому школьному ритму, которые в значительной мере отличается от прежнего.
5. Подростковый возраст (11–15 лет). Ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками. Подростки активно строят межличностные отношения, познают собственную индивидуальность, делятся переживаниями с друзьями.
6. Ранняя юность (15–17 лет). В данный временной период значительную роль приобретает профориентационная работа, так как именно в данном возрасте молодые люди задумываются о своём будущем и выборе профессии.
7. Юность (18–25 лет). Этот этап характеризуется становлением мировоззрения, выбором профессии и формированием жизненных целей. Человек учится ответственности.
8. Взрослость (25–40 лет). В данный временной период человек занимается формирование своей собственной семьи и ищет баланс между самореализацией и личной жизнью.
9. Зрелость (40–55 лет). Этап переоценки жизненных целей и достижений. Тут достигается пик профессионального мастерства, человек часто занимает руководящие должности. Появляется потребность в передаче опыта молодому поколению.
10. Старость (55 лет и старше). Происходит переоценка ценностей и подведение итогов. Важным в данный временной период считается сохранить здравый ум посредством непрерывного интеллектуального развития и новых увлечений в соответствии с возрастом [5].
Таким образом, в каждом периоде развития процесс является особенным. Данная особенность заключается ещё и в индивидуальных внутренних особенностях каждого человека в отдельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Болотова, А. К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с.
2) Боязитова, И. В. Развитие возрастных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе : специальность 19.00.07 "Педагогическая психология" : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Боязитова Ирина Валерьевна. – Пятигорск, 2005. – 311 с.
3) Гонина, О. О. Психология развития и возрастная психология / О. О. Гонина. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2022. – 150 с.
4) Зубова, Л. В. Психология развития и возрастная психология : Учебное пособие / Л. В. Зубова, Е. В. Назаренко. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. – 190 с.
5) Ивков, Н. Н. Возрастной и индивидуально-психологический аспекты изучения развития личности / Н. Н. Ивков // Мир психологии. – 2012. – № 3(71). – С. 113-120.
6) Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития) : Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлениям подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», 44.03.05 – «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Л. Ц. Кагермазова, З. В. Масаева. – Грозный : Издательство АЛЕФ, 2024. – 110 с.
7) Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
8) Николаев, В. Т. Биологические и методические аспекты развития физических качеств у лиц различных возрастных групп / В. Т. Николаев // Проблемы развития студенческого спорта и боевых искусств : Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции, Йошкар-Ола, 14 ноября 2019 года / Под редакцией Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола: АНО ВПО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2019. – С. 40-44.
9) Психология развития и возрастная психология : Учебник и практикум / Л. А. Головей, И. Б. Дерманова, С. С. Савенышева [и др.]. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 413 с.
10) Скворцов, В. Н. Возрастные этапы развития психики человека : монография / В. Н. Скворцов, А. Г. Маклаков ; В. Н. Скворцов, А. Г. Маклаков ; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург : [ЛГУ им. А. С. Пушкина], 2007. – 119 с.
11) Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : Учебник и практикум / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 100 с.
12) Шевелева, А. В. Анализ возрастных особенностей развития ценностно-смысловой сферы / А. В. Шевелева, С. В. Марихин // Научное мнение. – 2024. – № 9. – С. 80-84.