Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Школьный возраст является тем временем, когда наиболее активно развиваются все основные физические качества, среди которых сила, координация, гибкость, выносливость и быстрота.
Улучшению осанки, хорошую походку- это тот минимум который дадут физические упражнения на быстроту движений. Грамотно составленный план занятий будет способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьника, что очень важным является в современном мире.
При помощи физических упражнений на быстроту увеличивается можно повысить эластичность мышц, увеличить активную мышечную массу, укрепить и укрепить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, поднять уровень физических качеств, таких как скорость, мобильность. Многие авторы считают, что скорость следует развивать на протяжении всего обучения в школе, начиная с семи лет, но эта задача часто отходит на второй план, когда ученики переходят из начальной школы в среднюю.
Скорость позволяет ученику быстро принимать решения, формирует ритмические характеристики движений, частоту, реакцию, особенно у детей младших классов.
Проблема. Как показывает практика, исследуемая нами тема, изучена все равно недостаточно и следует углубить знания в рассматриваемой области. Актуальность темы заключается именно в недостаточном изучении вопроса и необходимости познакомиться с проблемой на более глубоком уровне.
Гипотеза: быстрота как физическое качество будет повышаться на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста при условии включения в программу уроков инновационные формы занятий.
Объект: урок физической культуры.
Предмет: развитие быстроты у младших школьников.
Цель: выявить эффективность разработанной нами методики по развитию быстроты у младших школьников с применением скиппинга.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по теме основы развития быстроты у младших школьников.
2. Раскрыть методы и организацию исследования.
3. Выявить эффективность разработанной нами методики.
Методы: ‒ теоретического уровня: Проблемный горизонтальный анализ систем был осуществлен на основе целостно-синтетического, системного, социокультурного подходов, с использованием методов синтеза;
‒ эмпирического уровня: анализ документов, дедукция;
‒методы обработки исследовательских данных: обобщение, описание, сравнение, анкетирование, тестирование.
Экспериментальная база исследования: МКОУ Краснологская СОШ, 4 класс, МКОУ Можайская СОШ, 4 класс.
Теоретическая значимость: заключается в углублении теоретических представлений о повышении быстроты в младших классах с применением инновационных технологий.. Данная работа вносит значимый вклад в анализ научных исследований и следствий разных оснований воспитания физических качеств детей начальной школы..
Практическая значимость. Материалы и результаты настоящей работы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических ВУЗов, а также для разработки методичек, пособий и создания учебных курсов.
Кроме того, результаты работы могут быть использованы учителями и тренерами.
Личное участие автора: Автор принимал непосредственное участие в организации и проведении исследования, включая разработку методологии, подбор методик, проведение эмпирического исследования, анализ полученных данных и формулирование выводов. Автор также участвовал в разработке практических рекомендаций по результатам исследования. Научность и достоверность результатов исследования: Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием надежных и валидных психодиагностических методик, репрезентативной выборкой респондентов, а также применением адекватных методов статистической обработки данных. Научность исследования подтверждается его методологической обоснованностью и строгим соблюдением этических принципов в ходе его проведения
.Структура работы. Настоящая научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы, ее значимость, цель и задачи, гипотеза. Первая глава представляет теоретическую часть.
Вторая глава методам и организации исследования.
В третьей главы представлена собственная методическая разработка, материалы исследования.
Глава 1. Основы развития быстроты у младших школьников
1.1. Понятие быстрота как физическое качество
Приступая к исследованию, следует в первую очередь определить сам понятийный аппарат. На наш взгляд, каждая наука имеет свою историческую сторону, а современные воззрения являются только сутью результата всей предшествовавшей жизни. Действительно, чтобы в полной мере проанализировать современное состояние той или й науки раскрыть динамику его развития. Изучить все видовые изменения, которые произошли, в его историческом развитии в силу которых появилось данное утверждение.
Каждое физическое качество вносит свою лепту в повышение работоспособности. Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена.
Способность совершения индивидом каких-либо двигательных действий в минимальный для так сказать определенных условий отрезок времени и с определенной импульсивностью. А также частотой будет называться быстротой (скоростью).
Развитие такого физического качества, как быстрота, зависит от системы эффективных методов проведения занятий. Все это требует тщательного подбора методов подготовки, обеспечивающих поддержание высокой спортивной формы в процессе соревновательной деятельности борцов .
В силу указанных причин разработка методических пособий и рекомендаций является актуальной.
Известно, что быстрота и скорость (скоростные способности/двигательные качества) человека тесно связаны между собой и должны восприниматься как в совокупности, так и отдельно друг от друга. Быстрота реализуется в ациклических движениях (например, броски, удары, перевороты и др.) и в циклических движениях, где наблюдается незначительное применение силы (например, подъём).
Скорость, наоборот, предполагает значительное применение мышечной силы, которая связана с физическими процессами, в частности перемещением, совершаемым за наиболее минимальный период времени (скорость - пространство).
На практике вертикальный отрыв в прыжке в высоту или длину предполагает использование максимальной скорости двигательного действия. В Таблице 1.1. представлена быстрота как физическое качество.
Таблица 1.1.
Быстрота (физическое качество).
Все двигательные реакции, осуществляемые человеком, можно дифференцировать следующим образом :
1. Простые двигательные реакции.
2. Сложные двигательные .
Реакции такого вида можно проследить в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.).
Среди видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на объект движения (мяч, шайба) в период 12—16 лет увеличивать скорость бега можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.
Поэтому необходимо развивать скоростно-силовую подготовку. В тренировках давать упражнения на развитие слабых групп мышц (косые мышцы туловища, отводящие, приводящие, сгибатели, разгибатели — как верхнего плечевого пояса так и задней поверхности бедра).
В возрасте 15-16 лет появляется баланс нервных процессов. Поэтому, в определённых случаях, при недостаточном уровне развития максимальной силы и скоростной выносливости наблюдается снижение роста результатов в беге на спринтерских дистанциях .
Проявление быстроты и скоростных способностей определяется следующими факторами:
1) состоянием центральной нервной системы на определённый момент и нервно-мышечного аппарата;
2) энергетическим запасом в мышцах (сюда относятся креатинфосфат и аденозинтрифосфорная кислота);
3) морфологическими особенностями мышц;
4) естественными скоростными способностями;
5) способностью к координации движений при выполнении скоростной работы;
6) силой мышц, а также другими факторами.
Стоит отметить, что между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь. Так высокая скорость движения может сочетаться с замедленной двигательной реакцией .
Для понимания сути развития скоростных способностей рассмотрим наиболее важные аспекты методики развития быстроты. Для начала изучим вопрос развития двигательных реакций, среди которых выделяют простые и сложные реакции .
Простые реакции интерпретируются как реагирование на определенный заранее известный сигнал. В случае, если сигнал адресуется к зрительному анализатору, то время реагирования будет в незначительной степени длиннее (на несколько сотых долей секунды) по сравнению с реагированием на слуховой раздражитель. Кроме того, среднестатистическое время реакции на зрительные и слуховые раздражители колеблется в пределах 0,20-0,30 сек. В результате целенаправленных тренировок оно может сокращаться. Так, квалифицированные спринтеры на выстрел стартового пистолета могут реагировать менее 0,10 сек. Это обусловлено, конечно, и врожденными данными, и тренировками.
Ю.Ф. Курамшин считает, что в связи с множественностью форм проявления быстроты движений и высокой их специфичностью, термин быстроты необходимо заменить на понятие «скоростные способности».
Ю.В. Верхошанский предлагает все упражнения подбирать на основе принципа динамического соответствия, включающего критерии:
- амплитуды и направления движения;
- акцентируемого участка амплитуды движения;
- величины усилия и время его развития;
- быстроты проявления максимума усилия;
- режима работы мышц.
Итак, быстрота будет проявляться в скоростных способностях (Рисунок 1.1.).
Рисунок 1.1. Скоростные способности
Составлено автором на основании научной литературы
Если рассмотреть методические особенности развития быстроты, то здесь мнения авторов едины.
Развитие быстроты рекомендуется применять с помощью повторного, игрового, соревновательного методов. Однако эффективность средств и методов развития быстроты во многом зависит от организации деятельности детей. У детей одного и того же возраста ярко выражены индивидуальные различия, что требует применения различных средств для развития быстроты .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. : КноРус, 2015. - 368 с.
2. Безруких, Н. А. Возрастная физиология [Текст] / Безруких, Н. А., Фарбер, В. Д. — Москва: Издательский центр «Академия», 2014. — 128 с.
3. Бойко, В.В. Тренеру на заметку роуп скиппинг (спортивная скакалка) /В.В. Бойко В.В. М.:Наука-2020. 2021. 49 с.
4. Варакина, Т.Т. Упражнения с предметами. М., Физкультура и спорт, 1973г.- 184 с.
5. Волков, И.П. Теория и методика обучения в избранном виде спорта : учебное пособие / И.П. Волков. – Минск : РИПО, 2015. – 196 с.
6. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 249 с. .
7. Занько, Н. Г. Физиология человека: учебное пособие / Н. Г. Занько. – М.: Академия, 2018. – 304 c
8. Захаров, О.Ю. Педагогические особенности обучения спортсменов-каратистов 12-14 лет формальным комплексам (ката) на основе интервального метода : дис. … канд. пед. наук / О.Ю. Захаров – Ростов-на-Дону, 2020. – 24 с.
9. Изаак, С.И., Шивринская С.Е. Развитие студенческого спорта в России//Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-3. - С. 535- 539.
10. Карась, Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта : учебнопрактическое пособие / Т.Ю. Карась. — 2-е изд. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 131 c. — ISBN 978-5-4497-0149-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85832.html
11. Кузнецова З. И. Развитие двигательных качеств школьников. Развитие быстроты, выносливости, силы, гибкости / З. И. Кузнецова. – М. : Педагогика, 1990. – 234 с.
12. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т.: т.2: Опорно-двигательная и висцеральные системы: учебник для СПО / З. В. Любимова, А. А. Никитина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 373 c. 73
13. Малазония, И. Г. Состав и объем специальных упражнений, используемых в период подготовки боксеров к соревнованиям / И. Г. Малазония, А. А. Близнюк, С. В. Водопьянов // Материалы научной и научно--методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2018. – № 1. – С. 51-52.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм ФК [Текст]: учеб. для ин-тов ФК / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 516 с.
15. Мезенцева, В. А. Физическая культура: учебное пособие / В. А. Мезенцева, А. Ф. Башмак. – Самара: РИЦ СГСХА, 2016. – 214 с.
16. Никитушкин, В.Г. Спорт высших достижений. Теория и методика : учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. — Москва : Издательство «Спорт», 2018. — 320 c. — ISBN 978-5-9500178-0-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/74302.html
17. Основы теории и методики физической культуры : учеб. для техн. физ. культуры / под ред. А.А. Гужаловского. - М. : Физкультура и спорт, 1986
18. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная чебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Терра-Спорт, ОлимпияПресс, 2014. – 520 с.
19. Солодовник, Е. М. СКИПИНГ - как средство мотивации на занятиях физической культурой / Е. М. Солодовник, К. А. Сорокина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 9. - С. 66-68.
20. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт" / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2010. - 464 с.
21. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт" / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 4-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2010. - 464 с
22. Филин, В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
23. Шахмурадов, Ю. А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю. А. Шахмурадов. – Махачкала: Эпоха, 2011. – 369 с.