Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы разделения властей в правовых системах мира издавна являются предметом дискуссий многих ученых-правоведов. В Российской Федерации государственная власть подразделяется на три ветви, однако в мире встречаются государства с иной ее организацией.
Данную тему исследовали следующие авторы: Абаева Е.А. Алямкин А.Н. Бабенко В.Н. Бурнацев Д.А. Вавилов Н.А. Введенская В.В. Герлитц Г. Глухов Н.В. Грициенко Д.А. Гуменюк Г.Х., Святогорова А.Э. Дмитриев Д.А. Кивунц Д.А. Кильдиярова А.Г. Кильмаметова И.И. Кириллова Н.П., Назаров А.Д. Коваль С.П. Лапик С.А., Ембулаева Н.Ю. Минникес И.В. Михайлов Д.О. Мищериков А.А. Нечкин А.В. Нечкин А.В. Осавелюк А.М. Сейдалиев Г.Д. Сергеев П.В. Слухай А.В. Третьяков Д.А. Ханян Я.С. Чертков А.Н. Штепа М.К. Коваленко В.Э., Цечоев В.К. Масликов И.С. Гоглева К.Ю. Гридин А.Н. Шарифулин А.А. Кижапкина Д.С. Алукаев А.Р., Фиклинов А.А. Шмидт В.А. Бевзюк П.И., Михеев А.С. Бояркина А.Г. Ягафарова А.А. Брагина О.В., Кавецкий А.Б. Юрлакова Е.А.
Цель – выявить особенности конституционного принципа разделения властей и его осуществление в России и зарубежных странах. Задачи:
исследовать конституционный принцип разделения властей в России;
описать конституционный принцип разделения властей в зарубежных странах;
выявить сходства и различия реализации конституционного принципа разделения властей в России и зарубежных странах.
Объект – разделение властей. Предмет - конституционный принцип разделения властей и его осуществление в России и зарубежных странах.
Глава 1. Конституционный принцип разделения властей в России
1.1.Историко-правовые причины принципа разделения властей
На самом базовом уровне верховенство закона - это концепция, согласно которой и правительство, и граждане знают закон и подчиняются ему. Это действует как гарантия от неограниченной дискреционной власти, гарантирующая верховенство закона и подчинение тех, кто находится у власти[ Кильмаметова И.И. Понятия, полномочия и юридические формы главы государства // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83-4. С. 13-16.].
Распространенным способом контроля и ограничения власти является разделение власти между судебной, законодательной и исполнительной ветвями власти, то есть разделение властей.
Анализ различных источников позволяет утверждать, что предтечей появления теоретических разработок по вопросу разделения властей было формирование института разделения властей, который начал формироваться с древнейших времен. Его основы наблюдались уже в Римской и Афинской республиках, где власть строилась иначе, чем в прежние времена. Например, в Греции такими сдерживающими друг друга политическими институтами были: Народное собрание, которое фактически выполняло роль законодательного органа; Совет 500 и две коллегии стратегов и архонтов, осуществлявшие исполнительную власть. Судебную власть осуществлял суд Гелиэи, который одновременно мог толковать законы. Высшим органом, уполномоченным контролировать все вышеперечисленные органы, было народное собрание, которое собиралось ежемесячно. Источники свидетельствуют о первом случае, засвидетельствованном в документе о разделении властей: законы, разработанные в Спарте при Ликурге, датируемые VIII в. до н. э. Согласно этим актам, государственный строй просуществовал более восьми столетий.
Управление в Древнем Риме делилось на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Мы снова видим три части одной центральной власти, каждая из которых организована и может сдерживать две другие[ Абаева Е.А. Создание общего института главы государства в системе интеграционных процессов союзного государства России и Белоруссии // Правовая культура. 2022. № 1 (48). С. 100-102.]. При этом высшим органом в Древнем Риме был сенат, который имел право толковать законы. Он также имел право налагать вето на решения народного собрания. В компетенции сената были и некоторые полномочия, позволяющие ему влиять на судебную власть: он имел право назначать судебные коллегии и отдавать распоряжения о расследовании. Важным государственным органом в рассматриваемом государстве было народное собрание. Оно имело контрольные полномочия, которые распространялись на всех исполнительных (кроме диктаторов). Собрание принимало законы, фактически образовывало правительственный орган (а именно, избирало специальные коллегии, осуществляющие исполнительную власть по современным понятиям). Также в Риме был особый судебный орган - восемь преторов. Их избрание осуществлял Сенат. В средние века ситуация изменилась, и противостоять власти монарха в тех условиях могла только церковная организация. Это было связано с тем, что монарх, будучи божественным наместником, принимая любое решение, должен был учитывать интересы церкви. Кроме того, не следует забывать о роли церковных норм в регулировании взаимоотношений между людьми. Церковные труды были источником права (а в мусульманских странах являются источником права и по сей день). Иными словами, в определенный период истории влияние церковных организаций на государственное развитие было очень велико. Позднее в западных странах (Англии и Франции) в условиях сословно-представительных монархий возникли представительные учреждения, также ограничивавшие суверенитет монарха. Хотя поначалу основным предназначением этих представительных учреждений было взять под контроль только распоряжение финансами, впоследствии из этого права вырос полноценный парламент. А фактическое конституционное закрепление теория разделения властей, разработанная к тому времени, получила в США в Конституции, принятой в 1787 году.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2.Абаева Е.А. Создание общего института главы государства в системе интеграционных процессов союзного государства России и Белоруссии // Правовая культура. 2022. № 1 (48). С. 100-102.
3.Алукаев А.Р., Мотовитский Е.С. Понятие судебной власти и ее место в системе разделения властей // В сборнике: Кооперация науки и общества как инструмент модернизации инновационного развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Саранск, 2024. С. 9-14.
4.Алукаев А.Р., Фиклинов А.А. Законодательная власть в системе разделения властей // В сборнике: IX Юридические чтения. материалы Национальной научно-практической конференции. Саранск, 2023. С. 20-25.
5.Алямкин А.Н. Исполнительная ветвь власти в системе государственного управления России и зарубежных стран // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 50-52.
6.Бабенко В.Н. Министерство юстиции в системе органов государственной власти России в первой половине XIX в. // Вестник Российской правовой академии. 2022. № 2. С. 5-11.
7.Бардашевич Н.А., Огарь Ю.А. Судебная власть и принцип разделения властей в России // В сборнике: Донецкие чтения 2024: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. материалы IX Международной научной конференции. Донецк, 2024. С. 251-254.
8.Бевзюк П.И., Михеев А.С. Разделение властей как необходимый компонент механизма государственной власти // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2023. № 2. С. 100-108.
9.Бояркина А.Г. Исполнительная власть в системе разделения властей // В сборнике: Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии общества. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: Р.Р. Хайров (отв. ред.) [и др.]. Саранск, 2023. С. 17-22.
10.Брагина О.В., Кавецкий А.Б. Практическая реализация принципа разделения властей на примере судебной ветви власти // В сборнике: Концепция "общества знаний" в современной науке. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2023. С. 171-173.
11.Буланенков М.В. Разделение властей как конституционный принцип в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции. сборник статей по материалам LXXXVI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2024. С. 36-40.
12.Васильева Д.А. Современные проблемы реализации принципа разделения властей // В сборнике: Актуальные вопросы юридической науки глазами молодых исследователей. Сборник статей по итогам Четвертой Всероссийской научной конференции курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. Москва - Нижний Новгород, 2024. С. 28-30.
13.Воеводин Я.А. Роль судебной власти в концепции разделения властей Джона Лильберна и ее отражение в современном государстве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 4-1 (91). С. 79-82.
14.Гоглева К.Ю. Судебная власть в системе разделения властей: гарантии обеспечения независимости и беспристрастности / В книге: Современный российский конституционализм: к 85-летию со дня рождения академика О. Е. Кутафина. Москва, 2023. С. 506-519.
15.Гридин А.Н. Роль принципа разделения властей в системе органов государственной власти / В книге: Проблемы и перспективы развития социально-экономических, правовых и политических аспектов современного общества: риски и стратегии. Материалы II международной научно-практической конференции. Донецк, 2023. С. 36-39.
16.Грициенко Д.А. Место законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах российской федерации в системе органов государственной власти // Студенческий. 2019. № 24-3 (68). С. 56-58.
17.Гуменюк Г.Х., Святогорова А.Э. Конституционно-правовые пределы реализации государственной власти в современной России // Социология и право. 2022. Т. 14. № 2. С. 192-198.
18.Деятельность органов государственной власти в функционировании ФСИН России (в контексте разделения ветвей власти) / Юнусов А.А., Юнусов М.А., Ахвердян А.Г. // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 70-71.
19.Дмитриев Д.А. Сравнение выборов главы государства в соединённых штатах Америки и Российской Федерации // Студенческий. 2022. № 18-8 (188). С. 38-40.
20.Егоров Т.М., Колосок С.В. Понятие и признаки принципа разделения властей // В сборнике: Вестник Иркутского университета. Сборник статей. Иркутск, 2024. С. 137-138.
21.Забродская А.В. Судебная власть в региональной системе разделения властей // Интернаука. 2024. № 34-3 (351). С. 12-14.
22.Исмагулова К.Р. Генезис возникновения и развития судебной власти в системе разделения властей Российской Федерации // В сборнике: Eurasian research. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 73-75.
23.Кивунц Д.А. О совете безопасности как основном совещательном органе при главе государства // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 2 (65). С. 538-542.
24.Кижапкина Д.С. Понятие и место российской исполнительной власти в механизме разделения властей // В сборнике: Юридическая наука и практика: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 18-21.
25.Кильдиярова А.Г. Факторы взаимодействия сми и органов государственной власти в условиях развития гражданского общества в современной России // В сборнике: Государство, право, политика и экономика в условиях цифровой трансформации. Сборник докладов I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ростов-на-Дону, 2022. С. 239-242.
26.Кильмаметова И.И. Понятия, полномочия и юридические формы главы государства // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83-4. С. 13-16.
27.Кириллова Н.П., Назаров А.Д. Поддержание государственного обвинения в суде как элемент прокурорской власти в германии и России // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 3 (48). С. 102-107.
28.Кичалюк М.С. Особенности современного механизма публичной власти России в контексте обеспечения принципа разделения властей // В сборнике: наука и глобальные вызовы: перспективы развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 398-401.
29.Коваленко В.Э., Цечоев В.К. Судебная власть в системе разделения властей // Студенческий вестник. 2023. № 44-4 (283). С. 50-52.
30.Коваль С.П. Место государственного совета РФ в единой системе публичной власти России в контексте конституционных поправок // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2022. № 1. С. 17-22.
31.Лапик С.А., Ембулаева Н.Ю. Харизматические основы узурпации государственной власти // В сборнике: Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ. сборник статей по материалам научно-исследовательских работ : в 4 т.. Краснодар, 2018. С. 230-233.
32.Лингвистический анализ выступлений глав государств на конференции оон по изменению климата (COP26) / Стадульская Н.А., Антипова Л.А., Саркисян Л.Т. // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 8. С. 136-140.
33.Масликов И.С. Теория разделения властей и судебная власть: исторический аспект // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2024. № 2 (165). С. 45-48.
34.Матаев Т.А. Усиление исполнительной власти как ведущая тенденция трансформации принципа разделения властей в современной государственности // В сборнике: Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. Сборник статей. Новокузнецк, 2024. С. 163-165.
35.Минникес И.В. Правовые средства легитимации титула главы государства в России (X-XIX вв.) // Академический юридический журнал. 2022. Т. 23. № 1 (87). С. 5-13.
36.Митин Г.Н. Многообразие власти и принцип разделения властей // Право между Востоком и Западом. 2024. № 1. С. 9-14.
37.Михайлов Д.О. Взаимодействие традиционных СМИ и власти в вопросах реализации государственной информационной политики России // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Т. 7. № 2. С. 34-42.
38.Мищериков А.А. Деятельность исполнительных органов государственной власти субъекта российской федерации в системе государственной власти российской федерации // В сборнике: Социально-гуманитарное знание как катализатор общественного развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2019. С. 61-65.
39.Моисеенко Л.В. Los mensajes transmitidos a través de los símbolos de poder // В сборнике: национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Исследования в области гуманитарных наук в ибероамериканском и российском научном пространстве. материалы III Международного конгресса. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2020. С. 91-93.
40.Нечкин А.В. Вспомогательные органы при главе государства в странах СНГ // Современное право. 2022. № 6. С. 138-144.
41.Нечкин А.В. Конституционно-правовой статус главы государства в свете последних конституционных реформ в Российской Федерации и республике Беларусь // Современное право. 2022. № 9. С. 51-57.
42.Новицкая О.В. Роль принципа разделения властей в организации системы органов государственной власти //В сборнике: Российская наука в фокусе перемен. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2024. С. 116-119.
43.Осавелюк А.М. Особенности правового статуса главы государства при разных формах правления: миф и реальность // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 48-51.
44.Парницын Е.В., Мансуров Г.З. Судебная власть в контексте разделения властей в период формирования идеального государства // Научный аспект. 2024. Т. 20. № 6. С. 2371-2377.
45.Саркисян А.А. Проблемы взаимодействия органов государственной власти в субъектах Российской Федерации в контексте принципа разделения властей // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник статей LXI международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 381-383.
46.Сейдалиев Г.Д. Полномочия главы государства в сфере исполнительной власти // Молодой ученый. 2022. № 22 (417). С. 383-385.
47.Сергеев П.В. Правовой статус президента РФ как главы государства // Наука и образование сегодня. 2022. № 1 (70). С. 86-88.
48.Слухай А.В. Формы и критерии разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 10 (37). С. 819-822.
49.Судебная власть в системе разделения властей в российской федерации: историко-методологический анализ / Ершов Б.А., Железнякова Е.А., Тонких В.А. // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. 2024. № 21 (23). С. 51-55.
50.Терентьев А.В. Судебная власть и разделение властей в Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 114-6. С. 70-72.
51.Третьяков Д.А. Конституционные модели глав государств в современном мире // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2022. № 1. С. 122-125.
52.Трифонов С.Г. Принцип независимости судебной власти в контексте реализации принципа разделения властей // В сборнике: Экономика, управление, право и общество. Сборник материалов VIII Межрегиональной научно-практической сетевой Интернет-конференции. Симферополь, 2024. С. 157-163.
53.Учение о государственной власти М.М. Сперанского (250-летию со дня рождения посвящается) / Алонцева Д.В., Гришаева О.Н., Лаврищева О.А., Тихонов Р.В. // Вопросы истории. 2022. № 6-1. С. 69-78.
54.Фастович Г.Г. Судебная власть в системе разделения ветвей власти: теоретико-правовой аспект // Аграрное и земельное право. 2024. № 8 (236). С. 36-38.
55.Ханян Я.С. Место государственного совета российской федерации в системе государственной власти России // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 5. С. 611-617.
56.Червонюк В.И., Каракулько М.И. Принцип разделения властей и квазиидея самостоятельности и неделимости власти в «мифологии» современных интерпретаторов // Право и государство: теория и практика. 2024. № 7 (235). С. 28-32.
57.Чертков А.Н. Новые конституционные возможности синергии взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 8. С. 26-30.
58.Шадрина А.Н., Матюхин Д.С. Некоторые аспекты зарождения принципа разделения властей на примере стран ФРГ, ФРАНЦИИ и США // The Newman in Foreign Policy. 2024. Т. 3. № 78 (122). С. 117-122.
59.Шарифулин А.А. Контрольная ветвь государственной власти как результат самоорганизации системы разделения властей // Уральский журнал правовых исследований. 2023. № 2 (23). С. 60-64.
60.Шмидт В.А. К вопросу о сущности разделения властей и о положении исполнительной власти в системе разделения властей в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы организации правоохранительной и правозащитной деятельности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тула, 2023. С. 290-299.
61.Штепа М.К. Государственный совет России как орган публичной власти: конституционно-правовой аспект // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 115-121.
62.Юрлакова Е.А. Разделение властей в России и за рубежом: общие и отличительные черты конституционных основ организации государственной власти // Наукосфера. 2023. № 10-1. С. 192-198.
63.Ягафарова А.А. Взаимодействие органов государственной власти и общества при реализации принципа разделения властей // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2023. № 4 (20). С. 47-53.
64.Яловенко Т.В. Судебная власть в системе разделения властей // В сборнике: Вопросы государства и права. Сборник научных статей Всероссийского круглого стола. Краснодар, 2024. С. 208-211.
65.Kadyrbekov A.D. Separation of powers principle in the states of xxi century: constitutional approach // Law and State. 2024. № 1 (102). С. 18-30.
66.Mayorov I.I. The head of state in the system of separation of powers: russian and foreign experience // Юридическая мысль. 2023. № 2 (130). С. 74-84.