Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью стрессоустойчивости в современном мире, особенно в контексте студенческой жизни. Студенты, обучающиеся на различных специальностях, сталкиваются с разнообразными стрессовыми факторами, которые могут оказывать существенное влияние на их академическую успеваемость, психологическое благополучие и общее качество жизни. В связи с этим, изучение уровня стрессоустойчивости студентов разных специальностей представляется крайне важным для разработки эффективных стратегий поддержки и адаптации обучающихся к стрессовым ситуациям.
Цель исследования – выявление и сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости студентов, обучающихся на различных специальностях, а также в определении факторов, влияющих на формирование и развитие стрессоустойчивости в условиях академической среды.
Теоретические основы исследования
Стрессоустойчивость представляет собой комплексную характеристику личности, определяющую способность индивида противостоять стрессовым факторам, сохраняя при этом эффективность деятельности и психологическое равновесие. В контексте студенческой жизни стрессоустойчивость играет ключевую роль в адаптации к новым условиям обучения, преодолении академических трудностей и поддержании оптимального уровня работоспособности.
Теоретической основой данного исследования послужили работы ведущих специалистов в области психологии стресса и адаптации. В частности, концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье, теория когнитивной оценки стресса Р. Лазаруса и С. Фолкман, а также модель стрессоустойчивости С. Мадди легли в основу понимания механизмов формирования и проявления стрессоустойчивости у студентов.
Согласно теории Г. Селье, стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. В контексте студенческой жизни такими требованиями могут выступать высокая учебная нагрузка, необходимость адаптации к новому коллективу, ответственность за результаты обучения и т.д. Способность организма эффективно реагировать на эти стрессоры и определяет уровень стрессоустойчивости студента [3].
Р. Лазарус и С. Фолкман в своей теории когнитивной оценки стресса подчеркивают важность субъективного восприятия стрессовой ситуации. Согласно их концепции, не сама по себе ситуация вызывает стресс, а то, как человек ее оценивает и интерпретирует. Положение особенно актуально для студентов разных специальностей, так как специфика обучения может формировать различные паттерны восприятия и оценки потенциально стрессовых ситуаций [1].
Модель стрессоустойчивости С. Мадди, известная как концепция жизнестойкости, акцентирует внимание на личностных характеристиках, позволяющих человеку противостоять стрессовым воздействиям. Согласно этой модели, ключевыми компонентами стрессоустойчивости являются вовлеченность, контроль и принятие риска [2].
Методология исследования
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Тест на определение уровня стрессоустойчивости (по методике Ю.В. Щербатых)
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова)
3. Шкала психологического стресса PSM-25 (адаптация Н.Е. Водопьяновой)
На основе этих методик был разработан комплексный опросник, включающий в себя ключевые аспекты оценки стрессоустойчивости и связанных с ней психологических характеристик.
Выборку исследования составили 150 студентов трех различных специальностей: технической (инженеры-программисты), гуманитарной (психологи) и естественнонаучной (биологи). В каждой группе было по 50 человек, обучающихся на 2-4 курсах бакалавриата. Возраст респондентов варьировался от 19 до 23 лет.
Опросник
Уважаемый респондент! Перед Вами ряд утверждений, касающихся различных аспектов Вашей жизни и учебы. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и оцените, насколько оно соответствует Вашему опыту, используя следующую шкалу:
1 - Полностью не согласен
2 - Скорее не согласен
3 - Затрудняюсь ответить
4 - Скорее согласен
5 - Полностью согласен
1. Я легко справляюсь с большим объемом учебной нагрузки.
2. Мне трудно сосредоточиться на занятиях, если я не выспался.
3. Я часто чувствую беспокойство перед важными экзаменами или презентациями.
4. Я умею эффективно планировать свое время.
5. Конфликты с одногруппниками или преподавателями сильно выбивают меня из колеи.
6. Я способен сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лазарус Р., Фолкман С. Стресс, оценка и копинг. – М.: Медицина, 1984. – 218 с.
2. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.
3. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с.