Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава I. Теоретические аспекты подросткового одиночества
1.1 Опишите общие требования к методам исследования. Надежность и валидность метода исследования.
Использование того или иного метода исследования должно основываться на его целесообразности в каждом конкретном случае. Поэтому можно говорить лишь о некоторых общих требованиях при определении пригодности того или иного метода [1].
Требование 1. Этот метод должен быть достаточно устойчивым к воздействию сопутствующих факторов. Под этим следует понимать способность метода отражать только то состояние субъекта, которое возникает вследствие действия экспериментальных факторов, а не факторов, возникающих неожиданно [2].
Требование 2. Метод должен обладать определенной степенью избирательности по отношению к изучаемому явлению. То есть он должен соответствовать изучаемому явлению и, следовательно, отражать то содержание, которое предполагается отразить в соответствии с исследовательской задачей [3, 5].
Избирательность этого метода устанавливается двумя способами. а) когда результаты занятий физическими упражнениями не могут быть теоретически проанализированы и выражены в единицах измерения (гимнастика, игры и т.п.); б) Рассчитать меры связи между показателями метода обучения и эффективностью деятельности, являющейся целью специальной подготовки (например, бег, метание) [4, 8].
Требование 3. Этот метод требует наличия емкости. Это значит, что вам необходимо предоставить как можно больше информации. Если возможности этого метода достаточны, он может получить объем информации, необходимый для характеристики истинного состояния явления. Чем больше мощность этого метода, тем он более устойчив к воздействию сопутствующих факторов [7, 9].
Требование 4. Этот метод должен быть воспроизводимым (надежным). То есть он должен быть способен обеспечить те же результаты при следующих условиях: а) Когда один и тот же экспериментатор изучает одних и тех же студентов несколько раз; б) Когда один и тот же экспериментатор изучает разные, но похожие группы студентов; в) Когда разные экспериментаторы изучали одну и ту же группу студентов. Степень воспроизводимости метода определяется тем, позволяет ли он оценить изучаемое явление по некоторым количественным показателям. Существует два способа определения степени воспроизводимости этого метода [4].
Требование 5. Если исследование допускает использование образовательных экспериментов на природе, его следует включить в научную работу.
Требование 6. По возможности следует использовать не один, а несколько методов исследования, а там, где это необходимо для выполнения исследовательской задачи, их следует применять в сочетании с физиологическими и психологическими методами. Комплексное применение методов позволяет более разносторонне и объективно изучать явления [5, 10].
Вся наука основана на фактах. Она устанавливает законы той области деятельности, в которой собираются, сопоставляются факты, делаются выводы и проводятся исследования. Метод получения этих фактов называется методом научного исследования. В психологии основными методами научного исследования являются наблюдение и эксперимент. Поэтому в психологии мы используем ряд различных методов. Какой из этих методов является подходящим, будет определяться в каждом конкретном случае в зависимости от задачи и предмета исследования. В этих случаях мы обычно используем не один метод, а несколько методов, которые дополняют и контролируют друг друга [6, 12].
Требование 7. Экспериментатор должен быть полностью знаком с методами исследования перед сбором первичных данных.
Требование 8. Каждый новый метод должен быть предварительно протестирован для определения его эффективности. Это позволяет нам сравнивать метрики, полученные с помощью новых методов, с метриками, полученными ранее. Эти сравнения позволяют нам увидеть, в какой степени полученные результаты сопоставимы с результатами, полученными с помощью предыдущих методов изучения аналогичных явлений или аналогичных функций [7, 11].
Требование 9. Все методы исследования требуют тщательной предварительной подготовки условий, включая разработку документации для фиксации полученных данных [8].
Требование 10. При повторном проведении исследования необходимо создать идентичные условия применения метода.
В традиционной науке тестирования термин «надежность» относится к относительному постоянству, стабильности и согласованности результатов тестирования при первоначальном и повторном использовании на одних и тех же объектах. Надежность метода – критерий, указывающий на точность психологических измерений. То есть позволяет судить о достоверности полученных результатов. Надежность метода зависит от нескольких факторов. Поэтому важным вопросом практической диагностики является выявление факторов, снижающих точность измерений [2].
Одним из важнейших средств повышения надежности методов психологической диагностики является единообразие и строгая регламентация процедур тестирования. Одинаковые условия среды и задания для выборки субъектов, одинаковый тип инструкций, одинаковые временные ограничения для всех, метод и характеристики контакта с субъектами, порядок предъявления заданий и т. д. Стандартизация процедур исследования таким образом может значительно снизить влияние внешних случайных факторов на результаты испытаний и повысить их надежность. Надежность метода во многом зависит от исследуемого образца. Вы можете уменьшить или увеличить этот показатель. Например, если распределение результатов в выборке узкое, то есть значения результатов близки друг к другу, надежность можно искусственно повысить. В этом случае новые результаты при повторном тестировании также будут помещены в закрытую группу. В настоящее время надежность все чаще определяется на максимально однородных выборках, то есть выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т. д. Для каждого из этих образцов предусмотрен уникальный коэффициент надежности. Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции к 1, и наоборот [9].
Наряду с надежностью еще одним ключевым критерием оценки качества метода является валидность. Валидность метода определяется только после того, как будет установлена достаточная его надежность. Потому что ненадежный метод не может быть действительным. Однако самые надежные методы практически бесполезны без знания их достоверности [10].
Следует отметить, что проблема валидности до недавнего времени считалась одной из самых сложных проблем. Валидность теста – это концепция того, что тест измеряет и насколько хорошо он это измеряет. Валидность – это по своей сути сложная характеристика, которая включает, с одной стороны, информацию о том, подходит ли метод для измерения целей, для которых он был разработан, и, с другой стороны, информацию о его эффективности, действенности и практической полезности. По этой причине не существует единого, универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какой аспект валидности желает рассмотреть исследователь, используются различные методы доказательства. Другими словами, понятие действительности включает в себя различные типы, каждый из которых имеет свое собственное значение. Проверка правильности метода называется валидацией. Валидность в первом смысле относится к валидности самого метода, то есть измерительного прибора. Этот тип проверки называется теоретической проверкой. Во втором смысле валидность не имеет ничего общего с самим методом, а связана с его предполагаемым использованием. Это практическая проверка [13].
Подводя итог, можно сказать следующее:
- при теоретической проверке исследователей интересует само свойство, измеряемое методом. По сути, это означает, что осуществляется сама психологическая валидация [14].
- при практической проверке природа измеряемого объекта (психологические свойства) не имеет значения. Основной упор делается на демонстрацию того, что измеряемые методом параметры имеют отношение к конкретной области практики.
В отличие от практической проверки, проведение теоретической проверки иногда намного сложнее. Не вдаваясь пока в конкретные подробности, я дам общее представление о том, как проверяется практическая осуществимость. Выберите внешний, независимый от метода критерий для определения успешности в той или иной деятельности (учебной, профессиональной и т. д.) и сравните с ним результаты диагностического метода. После того, как связь между ними признана удовлетворительной, делаются выводы о практической значимости, эффективности и действенности диагностического метода [15].
Найти независимые критерии для определения теоретической обоснованности вне методологии гораздо сложнее. Итак, на заре становления науки тестирования, когда концепция валидности только начинала формироваться, существовало интуитивное представление о том, что именно измеряют тесты [16].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анохин, Н. А. Взаимосвязь одиночества и социально-психологической адаптации у подростков / Н. А. Анохин // Неделя науки 2023 : Сборник тезисов , Ростов‐на‐Дону – Таганрог, 17 апреля – 26 2023 года. – Ростов‐на‐Дону – Таганрог: Южный Федеральный университет, 2023. – С. 150-153.
2.Бахтина, С. В. Одиночество подростка: сущность, виды, способы преодоления / С. В. Бахтина, Е. В. Васильева, А. В. Розинова // Наукосфера. – 2024. – № 5-1. – С. 270-273.
3.Взаимосвязь использования социальных сетей с удовлетворенностью жизнью и одиночеством у подростков / Д. С. Корниенко, А. В. Чурсина, А. М. Калимуллин, Ю. И. Семенов // Российский психологический журнал. – 2022. – Т. 19, № 3. – С. 202-218.
4.Дедов, Н. П. Социально-психологические особенности одиночества у современных подростков / Н. П. Дедов, О. А. Комиссарова // Вестник университета. – 2020. – № 1. – С. 177-181.
5.Дементий, Л. И. Одиночество подростков : феноменология, факторы, типология / Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева. – Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2021. – 133 с.
6.Гусева, К. В. Гендерные различия состояния одиночества у подростков 12-13 лет / К. В. Гусева // Воспитание будущего учителя-исследователя : Сборник материалов по итогам научной сессии студентов, посвященной Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, Глазов, 31 марта 2023 года. – Глазов: Глазовский государственный инженерно-педагогический университет им. В.Г. Короленко, 2023. – С. 178-182.
7.Иванова, Д. Д. Гендерные аспекты переживания одиночества у подростков / Д. Д. Иванова // Психологическая студия : Сборник статей лицеистов, студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Том Выпуск 16. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2023. – С. 77-79.
8.Комиссарова, О. А. Субъективное переживание одиночества как предиктор употребления ПАВ у подростков / О. А. Комиссарова, О. А. Милованова // Психолог. – 2024. – № 6. – С. 161-173.
9.Кучинская, О. С. Субъективное переживание одиночества у подростков как фактор психологического здоровья / О. С. Кучинская // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения : II Всероссийская научно-практическая конференции: сборник материалов, Комсомольск-на-Амуре, 22 ноября 2023 года. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2023. – С. 108-112.
10.Манкирова, В. Н. проблема одиночества у подростков в семьях разведенных родителей / В. Н. Манкирова // In Situ. – 2023. – № 12. – С. 119-121.
11.Мишина, М. М. Психологические аспекты субъективного ощущения одиночества у подростков и юношей / М. М. Мишина, К. А. Воробьева // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2023. – № 1. – С. 70-85.
12.Пшеничнова, И. В. Психолого-педагогическая помощь подросткам, испытывающим чувство одиночества / И. В. Пшеничнова, Е. Л. Бычкова // Научный поиск. – 2019. – № 3.1. – С. 30-32.
13.Пчелинцева, Л. Ф. Социально психологические аспекты одиночества у современных подростков: теоретический аспект / Л. Ф. Пчелинцева // Столыпинский вестник. – 2022. – Т. 4, № 7.
14.Сазонов, Н. А. Взаимосвязь одиночества и интернет-зависимости в жизни современных подростков / Н. А. Сазонов // Гуманитарные проблемы современности : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Юго-Западного государственного университета, Курск, 17–19 мая 2024 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2024. – С. 224-229.
15.Сравнительный анализ переживания одиночества подростков в возрасте 15 лет / А. С. Кузьмина, Е. А. Чижова, М. В. Шамардина, Б. Ш. Турганбаева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 29-39.
16.Трошина, А. Е. Переживания депрессии и одиночества как факторы социально-психологической дезадаптации подростков / А. Е. Трошина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 115-123.
17.Тулитбаева, Г. Ф. Исследование взаимосвязи одиночества и суицидальных рисков у подростков и пожилых людей / Г. Ф. Тулитбаева, Р. Н. Хайдаршина // Психолог. – 2023. – № 6. – С. 66-79.
18.Чифтчи, Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков / Б. Чифтчи // Научный журнал. – 2018. – № 7(30). – С. 58-59.
19.Шубина, М. В. Взаимосвязь головных болей с одиночеством у подростков / М. В. Шубина // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. – 2023. – № S2. – С. 34-36.
20.Ярмыш, И. А. Особенности переживания подростками чувства одиночества / И. А. Ярмыш, М. С. Корниенко // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека : Материалы международной научно-практической конференции, Донецк, 15 ноября 2018 года / Под общей редакцией А.В. Гордеевой, Э.А. Ангелиной. – Донецк: "Цифровая типография", 2018. – С. 220-224.