Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. 21 век – это век информационных технологий, в котором особенно активно развивается информационное общество. В связи с этим сегодняшняя жизнь просто не представляется без использования информационных технологий, то есть возможностей сети Интернет. Одной из функций Интернета являются работающие мультимедийные платформы – социальные сети.
Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет [1]. Актуальность темы проекта подтверждается тем, что, на сегодняшний день, дети с трёх лет начинают пользоваться социальными сетями, а к школьному возрасту уже образуется зависимость от них. У подростков общение в социальной сети заменяет «живое» общение, а страница в социальной сети порой заменяет истинное «Я» подрастающей личности.
Описанная актуальность темы проекта определила противоречие, которое заключается в наличии практической проблемы влияния социальных сетей на детей и подростков и отсутствия информационных методических рекомендаций о том, как детям и подросткам проводить профилактику вредного влияния на свою психику.
Гипотеза проекта заключается в научном предположении о том, что большая часть испытуемых подвержены вредному влиянию социальных сетей.
Цель проекта заключается в разработке информационного буклета по профилактике вредного влияния на психику детей и подростков социальных сетей и некоторых Интернет – ресурсов.
Задачи проекта:
1) рассмотреть понятие социальной сети;
2) проанализировать положительные и отрицательные стороны социальных сетей;
3) определить признаки зависимости от социальных сетей детей и подростков;
4) реализовать исследование влияния социальных сетей на детей и подростков.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация. Практические: наблюдение, описание, опрос в форме анкетирования.
Методики исследования: в проекте используется методика проектного опроса.
На защиту выносится положение о том, что понятная информационно – разъяснительная работа с детьми и подростками сможет помочь снизить риски пагубного влияния социальных сетей.
Новизна проекта заключается в теоретико – методологическом обосновании положительных и отрицательных сторон социальных сетей, влияющих на психику детей и подростков.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного буклета в профилактической работе с детьми и подростками в условиях общеобразовательной школы.
Социальная сеть - онлайн-платформа, используемая для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы.
Социальные сети сегодня являются удобным инструментом для самореализации. Вопрос здесь заключается не только в общении, но и в продвижении собственного хобби, бизнеса или какого – либо проекта. Социальные сети предоставляют следующие возможности:
1) Просмотр контента — посты, видео, музыка, картинки.
2) Личный блог — можно загружать свои фотографии, писать материалы, видеоролики и т. д.
3) Выражение своего мнения — лайки, комментарии, репосты [2].
Выделяют следующие виды социальных сетей:
1) Общие социальные сети. Направлены на коммуникативное взаимодействие между пользователями посредством личного общения и общения в тематических группах. Примеры: Facebook, Vkontakte, Twitter.
2) Профессиональные социальные сети. Такие социальные сети используются исключительно для поиска работы и размещения резюме. Примеры: LinkedIn, Xing.
3) Изображения-ориентированные социальные сети. В таких социальных сетях пользователи обмениваются медиа – контентом как определённой тематики, так и фото и видео своей текущей жизни посредством «постов» и «сторис». Примеры: Instagram, Pinterest.
4) Микроблоги. В подобного рода социальных сетях пользователи публикую короткие информационные заметки, выражающие их мнение на злободневную тематику. Примеры: Tumblr, LiveJournal.
5) Социальные сети для знакомств. Целью таких социальных сетей являются онлайн – знакомства и общение. Примеры: Tinder, Badoo.
Таким образом, можно сказать о том, что понятие социальных сетей весьма неоднозначно. Можно сказать о том, что это мультимедийная платформа, на которой строится электронная коммуникация между людьми с различной целью. Количество видов социальных сетей продолжает расти, что привлекает большое количество пользователей.
Дети и подростки, со своей несформировавшейся психикой, наиболее подвержены зависимости от социальных сетей. Далее приведены наиболее распространённые признаки данной зависимости:
1) Частота выхода в Интернет и проверки сообщений в социальных сетях сократилась до нескольких раз в час.
2) В реальной жизни коммуникация с «живыми» людьми становится практически невозможной, так как взаимодействие ограничивается короткими фразами. В социальной сети писать большие тексты становится гораздо легче.
3) Идея пойти на прогулку на свежий воздух уже не вызывает интереса.
4) Из-за постоянного пребывания в онлайн – среде нарушается нормальный ход физиологических процессов: питание становится «вредным», а сон нерегулярным и в малом количестве.
5) Перед посещение социальной сети ребёнок испытывает эйфорию.
6) Без возможности выхода в Интернет, ребёнок испытывает грусть, у него повышается уровень тревожности.
7) Информация, которая поступает из социальных сетей, значительно влияет на эмоциональный фон: происходит резкая смена настроения [9].
Таким образом, считаем, что признаки зависимости от социальных сетей детей и подростков являют собой явную картину психического расстройства. И если не обращать на это внимание, то итог может быть плачевным вплоть до медицинского диагноза. Для того, чтобы эмпирически выявить влияние социальных сетей на детей и подростков, было принято решение провести небольшое социологическое исследование.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анализ влияния социальных сетей и сети Интернет на социализацию детей и подростков // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания : Материалы VI Всероссийской научной конференции, Красково, 18 апреля 2023 года / Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт». Том Часть 1. – Красково: Издательство "Перо", 2023. – С. 170-174.
2) Ахкиямова Г. Р. Влияние виртуального пространства на психическое здоровье детей // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № S2-1(31). – С. 118-120.
3) Бегматова А. К. Психологические ловушки социальных сетей // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Калуга, 18–20 мая 2017 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2017. – С. 371-378.
4) Гультяев А. В. Влияние социальных сетей на детей и подростков // Лучшая исследовательская статья : Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 16 августа 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 89-92.
5) Игнатьева Е. С. Проблема зависимости от социальных сетей в подростковой среде / Е. С. Игнатьева, Ю. В. Кудинова // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции (к 90-летию Воронежского государственного педагогического университета) : к 90-летию ВГПУ : в 2 ч., Воронеж, 19–20 мая 2021 года. Том Часть II. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 243-248.
6) Конах С. А. Негативное влияние социальных сетей на детей и подростков // Психология, социология и педагогика. – 2018. – № 5(80). – С. 8 – 20.
7) Малышева Е. А. Психология подросткового общения в условиях медиапространства // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2(133). – С. 106-111.
8) Мартюшов В. Ф. О влиянии доступа к социальным сетям на психику детей и подростков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2020. – № 4(54). – С. 126-131.
9) Мольков А. В. Просоциальное поведение подростков в онлайн-среде // Глобальный научный потенциал. – 2024. – № 3(156). – С. 47-49.
10) Погребная Н. С. Риски и угрозы сетевой коммуникации детей в цифровом обществе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2024. – Т. 9, № 1(31). – С. 19-30.
11) Толмачев В. В. Мониторинг социальных сетей как средство профилактики негативного влияния сети интернет НА детей и подростков // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 1. – С. 386-393.
12) Шубин М. А. Угрозы медиапространства для детей и подростков // Преемственная система инклюзивного образования: современное состояние и перспективы развития : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Казань, 11–13 марта 2024 года. – Казань: "Познание", 2024. – С. 388-392.