Фрагмент для ознакомления
1
1. Формулирование актуальности, гипотезы, цели и задач исследования (понятийного аппарата исследования). 4
2. Общая характеристика методик диагностики и выделенных критериев изучаемой проблемы. 6
3. Проблема формирования процесса письма у младших школьников с дизартрией 7
3.1 Общее представление о дизартрии 7
3.2 Психолого-педагогические закономерности формирования письма у детей младшего школьного возраста в онтогенезе 10
3.3 Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 13
4. Экспериментальная работа по коррекции нарушений письма у младших школьников с дизартрией 16
4.1. Организация, принципы и методика обследования письма младших школьников 16
4.2 Состояние письма у детей младшего школьного возраста с дизартрией 18
4.3 Содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с дизартрией 24
Выводы 28
Библиографический список 29
Фрагмент для ознакомления
2
1. Формулирование актуальности, гипотезы, цели и задач исследования (понятийного аппарата исследования).
Актуальность темы. Письмо – это созданная человеком система символов, которая играет важную и большую роль в развитии внимания, памяти, мышления и других процессов, необходимых для развития. Письмо также является первым шагом в познании. Письмо является результатом психических процессов, включающих кодирование и декодирование информации в мозге.
Трудности с письмом могут отрицательно сказаться на развитии ребенка: понимании текста, контексте слов, фразировке и правописании. Нарушения процесса овладения письмом в настоящее время рассматриваются с психологического, психолингвистического, клинического, нейропсихологического и педагогического аспектов (Т. В. Ахутина, Л. Н. Ефименкова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Н. А. Никашина, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хвацев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).
В современной литературе представлено большое количество исследований, посвященных формированию готовности дошкольников к обучению письму. С детьми дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо организовать специальную логопедическую работу с целью подготовки их к обучению чтению. Проблема трудностей письменной речи учащихся является одной из наиболее актуальных проблем школьного образования, поскольку письмо и чтение, являющиеся целями начального образования, становятся для учащихся средствами приобретения дальнейших знаний.
Повышение эффективности логопедических задач по устранению трудностей устной речи и письма у учащихся младших классов с речевыми нарушениями является одной из актуальных проблем современной логопедии.
Цель научно-исследовательской работы: теоретически изучить и практически обосновать содержание логопедической работы по коррекции письма учащихся младших классов с речевыми нарушениями на логопедических занятиях.
Объект исследования: Письменная речь учащихся начальных классов с нарушениями устной речи.
Предмет исследования: Особенности логопедической коррекции письма учащихся младших классов с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. анализ литературных источников по исследуемой тематики научно-исследовательской работы;
2. определить особенности письма учащихся начальных классов с нарушениями устной речи;
3. систематизировать методы и приемы коррекции трудностей письма у учащихся младших классов с трудностями устной речи.
Практическая значимость исследования заключается: в том, что данное исследование нарушений письменной речи у младших школьников могут использовать не только учителя-логопеды логопунктов, но и учителя начальной школы.
Экспериментальная база исследования: ГКОУ школа №17 города Екатеринбурга, в котором участвовало 8 детей в возрасте 8-9 лет.
2. Общая характеристика методик диагностики и выделенных критериев изучаемой проблемы.
Методы исследования:
-теоретический анализ педагогической, психологической, медицинской, методической литературы по теме исследования;
-анализ медицинской документации;
анализ и синтез;
-обобщение и систематизация материала;
-эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Методологическая основа исследования:
-системный подход к анализу речевых нарушений (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Р. Е. Левина, З. А.Репина, Г. В. Чиркина);
-изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся отвечает признакам системной методологии (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия);
-изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
-изучение коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова).
3. Проблема формирования процесса письма у младших школьников с дизартрией
3.1 Общее представление о дизартрии
Исследования причин, диагностики и методов коррекции нарушений произношения осуществлено такими учеными, как М.Е. Хвацев [38], О.В. Правдина [25], Е.М. Мастюкова [22], Е.Н. Винарская [4], Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович и др.
Нарушение артикуляции – нарушение стороны речи, возникающее вследствие недостаточной иннервации голосовых органов. Это происходит потому, что язык, губы, небо, голосовые связки и диафрагма не могут двигаться максимально активно.
Причиной обездвиженности является паралич мышц артикуляционных органов. Дизартрия поражает головной мозг и проявляется ярко и неврологически. Это заболевание не только ухудшает произношение, но и нарушает артикуляцию, голос, высоту, темп, ритм, а также тоно-ритмическую сторону голоса, его эмоциональную окраску, гипермобильность и подвижность. могут наблюдаться, причем одним из основных симптомов этого заболевания является нарушение регуляции мышечного тонуса [5].
Дизартрические нарушения речи возникают при различных органических поражениях головного мозга. Дизартрия – очень частая находка при ДЦП (по некоторым данным, дизартрия встречается у 65–75% детей с ДЦП), а дизартрия может наблюдаться у детей с олигофренией [5]. Причина дизартрии определяется негативным влиянием экзогенных и эндогенных факторов, воздействующих на организм во внутриутробном, постнатальном и перинатальном периоде, что приводит к органическому поражению центральной и периферической нервной системы. До 3 лет.
Различают два варианта подкорковой дизартрии. Гипермоторный вариант. В этом варианте поражается полосатое тело, и в основе расстройства лежит гипермобильность. Регидный вариант. Повреждение бледного шара вызывает серьезное нарушение мышечного тонуса, которое может быть настолько серьезным, что человек практически не может двигаться.
Характеристика подкорковой дизартрии:
1) Могут наблюдаться изменения мышечного тонуса, в спокойном состоянии тонус мышц иногда повышается, иногда снижается. Это гистония.
2) В спокойном состоянии происходит только снижение. Низкое кровяное давление.
3) Состояние возбуждения, эмоционального возбуждения.
4) Нарушение устойчивости произношения.
Дизартрия, возникающая вследствие локализации поражения на уровне подкорковых структур головного мозга, включает следующие речевые нарушения: скорость речи меняется: ритм ускоряется или замедляется; внезапное прерывание, нарушение речевой продукции; различные стереотипы и увековечивания; изменение голоса, невнятная речь; изменения высоты голоса с точки зрения высоты речи; нарушение фонемной сегментации слогов и слов [5].
А.П. Правдина выделила три варианта симптома псевдобульбарная дизартрия:
1. Спастический, нарушение контроля мышечного тонуса характеризуется повышенным состоянием мышц и их напряжением.
2. Паретический, нарушение контроля мышечного тонуса характеризуется его снижением (состояние расслабления мышц).
3. Смешанный тип: спастичность и паретичность наблюдаются одновременно. В смешанных случаях мышцы ребенка имеют ограниченный объем движений и не способны качественно воспроизводить позу и речь.
По тяжести псевдобульбарную дизартрию разделяют на:
1. Лёгкую, её часто путают с функциональной дислалией.
2. Среднюю степень тяжести.
3. Тяжёлую степень тяжести.
В среднетяжелых и тяжелых случаях наблюдаются яркие и отчетливые симптомы [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст]/Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2022. - 254 с.
2. Бельтюков, В.И. Взаимодействие языковой и речевой структур в рамках единой системы [Текст] / В.И. Бельтюков //Дефектология.-2022.-№ 1. - С. 5 - 12.
3. Борель-Мезонни, С.Н. Дислексия и дисграфия [Текст] / С.Н. Борель-Мезонни, Р.К. Беккер. - М., 2023. - 276 с.
4. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент, 2022. - 298 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт,2022. - 352 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2022. - 470 с.
7. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - М., 2022. - 264 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи [Текст] : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение,2021. - 112 с.
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М.,2024.-37 с.
10. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи [Текст] / Н. И. Жинкин // В защиту живого слова. - М.,2021. - 381 с.
11. Исследование речевого мышления в психолингвистике [Текст] / под. ред. Е. Ф. Тарасова. - М.,2022.-129 с.
12. Карипова, С. Н. Особенности ориентировки на слово у детей [Текст] / С. Н. Карипова, И. Н. Колобова.-М., 2022.-245 с.
13. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 2022. - 125 с.
14. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи [Текст] / Р. И. Лалаева. - Л., 2021. - 384 с.
15. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие [Текст] / Р. И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 2022. - 264 с
16. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. - М.: Наука,2021 - 217 с.
17. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев // Основы речевой деятельности. - М., 2021. - 257 с.
18. Леонтьев, А. А. Психологическая структура значения [Текст] / А. А. Леонтьев // Семантическая структура слова. - М., 2022. - 301 с.
19. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 2022. - 431 с.
20. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р.Лурия. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2021. - 320 с.
21. Мастюкова, Е. М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М., 2022. - 203 с.
22. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2021.-173 с.
23. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2022. - 42 с.
24. Правдина, О. В. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, М. Б. Эйдинова. - М., 2022.
25. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи [Текст]:учеб. пособие / З. А. Репина // Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2022. -121 с.
26. Репина, З. А. Особенности формирования диалога у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / З. А. Репина, Л. В. Ступак / Специальное образование:науч.-метод. журн. - 2022. - № 4. - С. 66-71.
27. Садовникова, И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / И.Н. Садовников. - М. : Просвещение, 2022. -237 с.
28. Сахарный, Л. В. Введение в психолингвистику [Текст] / Л. В. Сахарный. - Л., 2022.
29. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2022. - № 4. - С. 14-25.
30. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2019. - 52 с.
31. Уфимцева, Н. В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения [Текст] / Н. В. Уфимцева // Психолингвистические проблемы семантики. - М., 2022. - 148 с.
32. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2024. - 288 с.
33. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. - М., 2020. - 314 с.
34. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : ГНОМ и Д, 2020. - 128 с.
35. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]:учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.:Просвещение, 2022. - 223 с.
36. Цейтлин, С. Н. Детские словообразовательные инновации [Текст] / С. Н. Цейтлин. - Л., 2023. - 254 с.
37. Цветкова, Л.С. Нейропсихология письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М., 2021 -119 с.
38. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2022. - 240 с.
39. Чиркина, Г. В. Основа логопедической работы с детьми [Текст] / Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 2021 -168 с.
40. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А.В. Ястребова. - М.:Просвещение, 2022 - 211 с.