Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Чтение — это важное занятие, которое помогает развивать нашу фантазию, учиться новым вещам, а также расширяет наш кругозор. Когда мы читаем книги, мы погружаемся в мир историй, которые позволяют нам понять других людей, страны и времена. Однако в последние годы все больше детей начинают читать меньше и меньше. В основном это происходит из-за того, что дети увлекаются другими занятиями, например, играми на компьютере или телефоне, а также просмотром телевизора.
Целью нашей работы является выяснить, почему же дети перестают читать и что можно сделать, чтобы помочь им снова полюбить книги. Мы проведем опрос среди детей третьего класса, чтобы узнать их мнение о чтении и выяснить, какие именно причины мешают им читать книги. На основе результатов опроса мы предложим рекомендации, как исправить эту ситуацию и помочь детям стать более заинтересованными в книгах.
Глава 1. Почему дети мало читают?
1.1. Причины низкого интереса к чтению
Каждый человек имеет свои увлечения, и дети не исключение. Множество современных технологий, таких как компьютеры, телевизоры, планшеты и мобильные телефоны, увлекают детей. Многим детям кажется, что на экранах гораздо интереснее проводить время, чем с книгой в руках. И действительно, игры, которые можно найти в интернете, очень увлекательны, они создают яркие и динамичные картинки, за которыми хочется следить. В телевизионных программах или фильмах тоже много красочных и захватывающих сцен, что делает их привлекательными для детей.
Но почему тогда книги теряют свою привлекательность? Все дело в том, что не все книги интересуют детей. Многие ребята жалуются, что книги кажутся им скучными и трудными для понимания. Особенно это касается произведений, которые не соответствуют их интересам. К примеру, книга о жизни людей, живших много лет назад, может показаться ребенку слишком сложной или неинтересной, если ему больше нравятся приключенческие истории или фантастика.
Кроме того, из-за большого количества других занятий дети часто не могут найти время для чтения. Они могут просто забывать, что нужно читать книги, ведь их время уже заполнено другими делами — играми, встречами с друзьями, посещением кружков и другими увлекательными занятиями .
1.2. Влияние современных технологий на чтение
С каждым годом все больше детей тратят свое свободное время на телефоны, компьютеры и другие электронные устройства. Для детей третьего класса особенно важны игры, которые они могут играть на своих мобильных телефонах или планшетах. Эти игры занимают много времени, и дети часто даже не замечают, как быстро проходит время. Вместо того чтобы взять книгу и начать читать, они тратят часы на игры.
Кроме того, компьютеры и телефоны дают детям возможность получать информацию, не открывая книгу. Например, можно посмотреть видео на YouTube, где подробно объясняется, как сделать что-то своими руками, или можно найти интересные статьи по любым темам. Такая форма получения знаний и развлечений тоже отвлекает детей от чтения книг.
Тем не менее, дети, привыкшие к электронным устройствам, часто не понимают, что чтение книг приносит не только пользу, но и удовольствие. Книги развивают воображение, позволяют ребенку представить, как выглядит персонаж, о котором рассказывается в истории, или как может выглядеть мир, описанный автором. Но для этого нужно постараться сосредоточиться, а в мире современных технологий это сделать довольно трудно .
1.3. Роль родителей и школы в развитии интереса к чтению
Очень важную роль в том, чтобы дети снова полюбили книги, играют родители и школа. Если дети видят, что их родители читают книги, они начинают считать это нормой и хотят делать так же. Мама или папа могут читать детям перед сном, рассказывать интересные истории, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах. Это создает атмосферу чтения в семье, и дети начинают воспринимать чтение как нечто увлекательное и важное.
Школа также имеет большую роль в развитии интереса к чтению. Учителя могут рекомендовать детям хорошие книги, которые будут интересны именно им. Например, если у ребенка есть увлечение к животным, учитель может посоветовать книги о животных. Также в школе можно проводить различные конкурсы и викторины по прочитанным книгам. Это побуждает детей читать книги, чтобы выиграть конкурс и узнать, что происходит в книге дальше.
Кроме того, в школьных библиотеках можно устраивать встречи с писателями и организовывать тематические читательские клубы, где дети смогут обсуждать прочитанные книги и обмениваться множеством идей. Такие мероприятия мотивируют детей читать, ведь они понимают, что книги могут быть интересными и захватывающими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бенашвили, И. И. Как привить детям любовь к чтению / И. И. Бенашвили. — Москва: Молодая гвардия, 2017. — 240 с.
2. Кузнецов, А. П. Дети и книги: проблемы и решения / А. П. Кузнецов. — Санкт-Петербург: Просвещение, 2015. — 312 с.
3. Стратонова, В. В. Современные технологии и их влияние на детей / В. В. Стратонова. — Москва: Наука, 2018. — 198 с.
4. Яковлева, И. М. Чтение и развитие детей: Психология и педагогика / И. М. Яковлева. — Минск: Университетская книга, 2016. — 274 с.
5. Иванова, Н. В. Секреты увлекательного чтения: Как сделать книги интересными для детей / Н. В. Иванова. — Екатеринбург: Оникс, 2019. — 256 с.
6. Мартынова, Л. С. Психология младшего школьника: Как развить любовь к чтению / Л. С. Мартынова. — Казань: Книга, 2020. — 320 с.
7. Петрова, Т. П. Чтение в цифровую эпоху: как сохранить интерес к книгам / Т. П. Петрова. — Москва: Просвещение, 2018. — 202 с.
8. Шевченко, О. С. Как научить детей любить книги / О. С. Шевченко. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2017. — 235 с.
9. Васильева, Е. П. Психология чтения у детей / Е. П. Васильева. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 288 с.
10. Фролова, И. А. Книги, которые любят дети / И. А. Фролова. — Новосибирск: Сибирское издательство, 2019. — 312 с.
11. Боровик, Н. В. Технологии привлечения детей к чтению / Н. В. Боровик. — Москва: МГУ, 2016. — 245 с.
12. Соколова, Л. Б. Дети и книги в условиях цифровизации / Л. Б. Соколова. — Санкт-Петербург: Научный мир, 2021. — 275 с.
13. Гусева, М. В. Элементы воспитания у младших школьников через литературу / М. В. Гусева. — Москва: Научная книга, 2018. — 232 с.