Фрагмент для ознакомления
2
Баскетбол является одной из наиболее популярных спортивных игр.
За более чем столетнюю историю он заработал огромное количество поклонников по всему миру. Высокая эмоциональность, зрелищность, разнообразие проявления физических качеств, двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают всё большее внимание миллионов людей, включая и наших соотечественников [2].
Современный баскетбол представляет собой динамичную игру, отличающуюся высокой двигательной активностью и напряжённостью действий, требующей от игрока полной мобилизации функциональных возможностей организма.
Занятия баскетболом способствуют всестороннему развитию молодежи. Основные движения, такие как бег, ходьба, прыжки и броски мяча, а также выполнение различных технических приемов, способствуют увеличению подвижности в суставах, развитию мышц, укреплению нервной системы и улучшению работы сердечно-сосудистой системы.
В игре используются естественные виды движений: бег, ходьба, прыжки и метания.
Разнообразие и изменчивость условий, в которых эти движения применяются, требуют от игроков значительного запаса двигательных умений и навыков, а также определённого уровня развития физических качеств. Противоборство, направленное на достижение корзины соперника и защиту своей, актуализирует все жизненно важные физические качества: скоростные, скоростно-силовые и координационные способности, гибкость и выносливость.
Современный баскетбол выделяется среди видов спорта своей ярко выраженной ориентацией на высокий уровень развития скоростно-силовых качеств.
Именно скоростно-силовые способности создают основу для проявления таких аспектов, как быстрота бросков, передач, ведения мяча, высота прыжков и скорость передвижений. В баскетболе проявляется множество степеней ловкости, включая пространственную точность и координацию движений, которые выполняются в короткие сроки и в изменяющихся условиях.
Ловкость помогает игроку осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки в непредсказуемой игровой обстановке и рационально перестраивать свои действия [3].
Она играет важную роль в обучении и совершенствовании спортивной техники. Способность баскетболиста быстро и точно овладевать движениями зависит от накопленных двигательных навыков и функциональных возможностей.
Способность выполнять движения с большой амплитудой во многом определяет легкость и свободу выполнения технических приемов, а также их быстроту и точность.
Поэтому гибкость, которая измеряется максимальной амплитудой движений, является важным качеством для баскетболиста. Амплитуда движений зависит от подвижности суставов, эластичности мышц, связок и сухожилий, силы мышц и состояния центральной нервной системы. Особенно важна подвижность в голеностопных и лучезапястных суставах.
Не менее значимой для успешной соревновательной и тренировочной деятельности является способность расслабляться.
У баскетболистов должно развиваться умение расслабляться в бросковых и метательных действиях. Напряжение мышц плечевого пояса, кисти и спины затрудняет овладение техникой движений, ограничивает её вариативность и эффективность.
Мягкость, раскрепощенность и маневренность необходимы при передвижениях и прыжках, особенно при приземлениях, когда игрок готовится к следующим активным действиям.
Баскетболисты высокого уровня обычно обладают искусством расслабления, выполняют приемы легко и свободно, включая в работу лишь те мышцы, которые необходимы для рациональных движений, оптимально расслабляя остальные. Частая смена игрового процесса, связанная с переходом от нападения к защите и обратно, происходит в условиях постоянного единоборства и вызывает высокую спортивную эмоциональность.
Баскетбол, основанный на активной спортивной борьбе, способствует формированию у игроков способности принимать самостоятельные решения и смело действовать в сложных ситуациях [4].
Он также развивает правильное взаимодействие с другими членами команды и в целом усиливает чувства коллективизма, смелости, активности и стремления к победе. Особенно важно развивать моральные и волевые качества, такие как настойчивость и выдержка.
Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей в тренировке баскетболистов
Воспитание силовых способностей у баскетболистов в тренировочном процессе должно быть ориентировано на следующие цели:
Развитие и поддержание уровня абсолютной силы;
Проявление максимальных усилий за сокращенное время;
Формирование навыков концентрации рабочего усилия на определённом участке движения;
Улучшение способности демонстрировать максимальные усилия при переключении между различными движениями.
Повторно-серийный метод характеризуется многократным выполнением одного и того же или схожих по направленности упражнений.
Ключевой особенностью данного метода является субмаксимальная интенсивность работы и объемная нагрузка. Он преимущественно применяется для морфологических перестроек в организме, увеличения запасов энергетических субстратов и развития адаптационных реакций, стабилизирующих организм на новом функциональном уровне.
Ударный метод для развития скоростно-силовых способностей используется в специфических для вида спорта движениях.
Рекомендуются следующие принципы целевого подбора упражнений со штангой и другими отягощениями – рисунок 1.
Для развития скоростно-силовых способностей в тренировочном процессе баскетболистов применяются упражнения с отягощениями, прыжковые и плиометрические упражнения, а также активно используются тренажерные устройства.
Упражнения с отягощениями являются простым, но при этом эффективным методом развития скоростно-силовых качеств. Отягощения используются как для локального развития скоростно-силовых способностей отдельных мышечных групп, так и для их функциональных объединений, которые формируются в ходе выполнения соревновательных упражнений.
Применяются два основных диапазона отягощений:
30-50% от максимального — когда в соревновательном упражнении преодолевается небольшое внешнее сопротивление, и акцент делается на развитие стартовой силы мышц;
50-70% от максимального — при более значительном внешнем сопротивлении, когда необходимо развитие ускоряющей силы.
Упражнения с отягощением выполняются методом повторных серий в различных вариантах – рисунок 2.
Фрагмент для ознакомления
3
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под общ. ред. Ю.М. Портнова. – М.: АО "Астра семь", 1997. – 480 с.
Баскетбол для молодых игроков: руководство для тренеров / А. Авакумович [и др.]; ред. Хосе Мария Бусета; пер. с англ. А. Давыдова, М. Давыдова. – Красноярск: Поликор, 2010. – 376 с.
Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.
Баскетбол, волейбол : учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 176 с.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.