Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще в современном мире мы можем столкнуться с агрессией, враждебностью. В учебных заведениях, дети могут столкнуться с буллингом, конкуренцией. Конечно, все это негативно сказывается на детской психике, снижается самооценка, подросток начинает сомневаться в своих силах, теряет опору.
Подростковый возраст является особым периодом в процессе взросления человека. У подростков особая психика и часто они воспринимают информацию далеко некритически, от этого значительно страдает их мотивация. Педагоги и родители испытывают значительные трудности в общении с большей частью подростков, так как, так или иначе, все они в данный период жизни, склонны к проявлению девиации.
Родителям в подростковом периоде своего ребёнка сложно найти подход к подрастающему чаду. У подростка же возникают трудности и в учебном коллективе. Причинами появления девиантного поведения могут быть разные: проблемы в семье, информационный аутизм, отсутствие близких друзей, отрицательное влияние со стороны уличной компании. Вследствие появления таких проблем с психолого – педагогической стороны возникает потребность в проведении специальных психодиагностических исследований для формулировки рекомендаций для родителей в преодолении сложностей подросткового возраста.
Цель настоящего исследования – провести психодиагностическую работу с девиантными подростками.
Задачи исследования:
1)Изучить характеристику и особенности девиантных подростков.
2)Рассмотреть гендерные различия девиантного поведения мальчиков и девочек.
3)Определить методики исследования.
4)Изложить результаты исследования и их обсуждение.
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, обощение, классификация. Практические: наблюдение, описание применение психодиагностических методик (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орла, Тест "Склонность к девиантному поведению" (Э. В. Леус).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Характеристика и особенности девиантных подростков
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм [2].
Девиантное поведение подростков, как социально – психологический феномен, практически проявляется в ряде форм:
Рисунок 1. Формы девиантного поведения подростков [6]
Подростки, проявляющие девиантное поведение, характеризуются определённым количеством черт и личностных характеристик.
1)Проблемы в социальной адаптации. Девиантные подростки больше испытывают значительные трудности в общении с одноклассниками, а также чаще других попадают под влияние уличной «дурной» компании.
2)Проявление безнадзорности, так как девиантные подростки могут уходить из дома. Появляется учебная неуспешность, из-за которой подростки сначала переводятся в следующий класс условно, а потом остаются на второй год.
3)У девиантных подростков появляются проблемы с концентрацией внимания. Хобби либо отсутствует, либо часто меняется, то есть наблюдается нестабильность в увлечениях.
4)В характере присутствует инфантильность и безответственность. Девиантные подростки не следят за временем, часто опаздывают и испытывают трудности в организации собственного тайм – менеджмента.
5)Эмоции нестабильны, может случаться частая перемена настроения. Могут быть фобии и неконтролируемые приступы агрессии.
6)Проблемы с самооценкой: она, как правило, сильно занижена.
7)Присутствует нарушение сна и расстройство пищевого поведения.
Таким образом, характеристика и особенности девиантных подростков заключается в проявлении отклонений социально – психологического и физиологического характера. Также важное значение приобретает различии в проявлении поведенческой девиации между девочками и мальчиками подростками.
1.2 Гендерные различия девиантного поведения мальчиков и девочек
Гендерные различия не так чётко проявляются в подростковом возрасте потому, что факторы, влияющие на развитие данного поведения многочисленны, и что мальчики, что девочки начинают вести себя несвойственно своему прежнему поведению. В подростковом возрасте они начинают по-другому воспринимать свою гендерную принадлежность. Девочки ищут для себя образец женщины, а мальчики образец мужчины [8].
В отличие от мальчиков – подростков, девочки чаще бывают жестокими, проявляют нетерпимость чужому мнению, а также необоснованную агрессию. Также девочки чаще мальчиков агрессивней реагируют на критику. И. В. Матюхина говорит о том, что девочки с девиантным поведением ведут себя подобным образом, так как они начинают адаптироваться под образ хозяйки. Агрессию девочки выражают по отношению ко всем: родителям, педагогам, одноклассникам. Они испытывают острое желание быть авторитетом среди других.
Также девочки всё чаще попадают в ракурс девиантного поведения, так как испытывают трудности в общении с мамой. Девочки – подростки с девиантным поведением не интересуются жизнью коллектива, а зациклены на решении собственных проблем и вопросов.
Для того, чтобы благополучно существовать в коллективе, необходимо соблюдать социальные правила и нормы. В отличии от девочек, мальчики не борются за лидерство в коллективе и меньше пытаются понравиться противоположному полу. Данный факт объясняется тем, что у девочек половое созревание начинается гораздо раньше.
На формирование девиантного поведения влияет большое количество внешних и внутренних факторов: с внешней стороны влияет социум, а с внутренней стороны – личностные качества. При этом, влияние наследственности на появление девиантного поведения ещё не до конца изучена.
Как отмечает Е. Р. Самарова, в отличии от мальчиков у девочек больше развит эгоцентризм и работать с ними в переходном возрасте, когда девиация находится на пике, гораздо сложнее, чем с мальчиками [11]. Противоречивость данной ситуации заключается в том, что девиантное поведение и у мальчиков и у девочек не возникает сама по себе: это результат взаимоотношений, возникающих в социальной среде подростка.
Также важно отметить, что некоторые приёмные дети, которые воспитываются в благополучных семьях, не проявляют проблем в подростковом возрасте. Это говорит о том, что, если для подростка создать соответствующие условия воспитания и обучения, то он сможет пережить все потрясения сложного подросткового возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1)Амбалова, С. А. Психологические причины отклоняющегося поведения подростков: профилактика и коррекция / С. А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 3(28). – С. 317-319.
2)Безкровная, И. В. Роль психолога в диагностике и профилактике девиантного поведения учащихся / И. В. Безкровная, С. П. Стойко // Башкатовские чтения: "Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде" : Материалы восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящѐнной памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова, Коломна, 14–15 марта 2018 года / Под общей редакцией М.Н. Филиппова. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2018. – С. 179-183.
3)Буторин, Г. Г. Комплексная диагностика девиантного поведения у подростков / Г. Г. Буторин, Л. А. Бенько // Академический журнал Западной Сибири. – 2016. – Т. 12, № 1(62). – С. 52– 62.
4)Вакалюк, А. С. Гендерный аспект профилактики делинквентного поведения подростков в условиях лечебно-оздоровительного учреждения / А. С. Вакалюк // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2016. – Т. 93, № 2-2. – С. 45-47.
5)Давыдкина, О. Н. Содержание педагогической диагностики по изучению личности обучающегося с девиантным поведением / О. Н. Давыдкина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-10. – С. 43-46.
6)Зайцева, О. Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних и его диагностика / О. Ф. Зайцева, В. В. Ганин // Молодой ученый. – 2014. – № 17-1-1. – С. 10-13.
7)Крупнов, Д. Ю. Специфика психологической реабилитации подростков-девиантов средствами социально-педагогической коррекции / Д. Ю. Крупнов // Воспитание как стратегический национальный приоритет : Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года. Том Часть 3. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 134-138.
8)Куриленко, Е. Н. Теоретико-методологические и технологические основы социальной диагностики девиантного поведения подростков : специальность 22.00.08 "Социология управления" : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Куриленко Елена Николаевна. – Белгород, 1998. – 170 с.
9)Матюхина, И. В. Нейропсихологическая диагностика как профилактика девиантного поведения / И. В. Матюхина, С. В. Рузаева // Коченовские чтения "Психология и право в современной России" : сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием, Москва, 10–12 ноября 2016 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2016. – С. 82-84.
10)Рахманина, И. Н. Особенности нейропсихологического пространства подростков с отклоняющимся поведением / И. Н. Рахманина, Т. Ю. Овсянникова, С. Б. Тайсаева // Вестник психотерапии. – 2019. – № 72(77). – С. 46-57.
11)Самарова, Е. Р. Девиантное поведение подростков и его диагностика / Е. Р. Самарова // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 июня 2015 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. – С. 238-241.
12)Сергеева, М. Г. Методический аспект коррекционно-профилактической деятельности по предупреждению девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних / М. Г. Сергеева // Успехи гуманитарных наук. – 2019. – № 3. – С. 45-49.
13)Францева, В. О. Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп / В. О. Францева // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2011. – № 1. – С. 29-31.
14)Яровиков, Т. О. Основные проблемы диагностики девиантного поведения в современном мире / Т. О. Яровиков, И. И. Ахтамьянова // Цифровое образование и наука : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 16 апреля 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 166-169.