Фрагмент для ознакомления
2
Российский и зарубежный опыт общественного развития определили необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В деле ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике [1, 51].
Картели считаются самым серьезным видом нарушения антимонопольного законодательства, за них установлена наиболее жесткая ответственность. Если ФАС выявит картель, то административный штраф за него может составить половину от начальной цены торгов (пп. 1, 2 ст. 14.32 КоАП). Если участники картеля извлекли крупный доход (от 50 млн руб.), то должностным лицам грозит уголовная ответственность (ст. 178 УК).
В 2019 году антимонопольный орган возбудил 424 дела о картелях, из них 320 дел о сговорах на торгах. Именно им ФАС уделяет особое внимание [4, 36].
Процедура расследования картеля обычно начинается с подачи заявления или выявления признаков нарушения. Далее антимонопольный орган проверяет информацию и направляет запросы в государственные органы, банки, операторам торговых площадок. Если обнаружат признаки картеля, то могут провести и внеплановую проверку. Когда выявлено достаточно доказательств, ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Пример международного картеля – океанский картель. Океанские контейнерные перевозки очень влияют на международную торговлю. Стоимость таких перевозок составляет значительную долю в цене товара, а ценовые сговоры на этом рынке могут иметь крайне негативное влияние как на мировую экономику, так и на экономику отдельных государств. В результате нескольких десятков внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов выяснилось, что российские агенты крупнейших океанских контейнерных перевозчиков устанавливали и поддерживали цены на международном рынке перевозок.
Другой яркий пример: картель производителей магния - В 1990-х годах несколько крупных мировых производителей магния объединились, чтобы контролировать цену и объемы поставок.
В 2000-х годах несколько крупных компаний, производящих сетки для безопасности, были уличены в сговоре с целью установления фиксированных цен.
В 2008 году стало известно о сговоре между ведущими производителями жевательной резинки, чтобы манипулировать ценами и делить рынки.
В 2010 году несколько крупных экспортёров пшеницы были обвинены в сговоре для контроля цен на международном рынке [3].
Эти примеры иллюстрируют, как картели могут действовать в разных отраслях экономики, стремясь манипулировать рынком в свою пользу, что негативно сказывается на конкуренции и потребителях.
Кроме того, они могут нести и другие риски для экономики:
• Картели часто устанавливают цены выше рыночных. Это приводит к тому, что потребители платят больше за товары и услуги, что снижает их покупательскую способность.
• Ограничивая конкуренцию, картели могут снизить стимулы для улучшения качества продукции, так как участники соглашения не испытывают давления со стороны конкурентов.
• Картели нарушают естественное ценообразование, что делает рынок менее прозрачным и эффективным. Это затрудняет выявление истинных условий спроса и предложения.
• При отсутствии конкурентной борьбы компании могут потерять стимул к инновациям, что замедляет технологический прогресс и развитие новых продуктов.
• Картели ведут к перераспределению ресурсов из более эффективных секторов в менее продуктивные, увеличивая затраты на производство и уменьшая общее благосостояние.
• Картели могут давить на малые и средние предприятия, исключая их с рынка и создавая барьеры для входа.
• Если потребители и бизнес ощущают, что рынок управляется картелями, это может подорвать доверие к экономическим институтам и системам справедливой конкуренции [5, 616].
В целом, картели наносят значительный ущерб не только отдельным потребителям, но и экономике в целом, снижая независимость и активность рыночных сил.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмет С.Т. Анализ зарубежного опыта по борьбе с картелями // Научный форум: Экономика и менеджмент. – 2018. – С. 51-54.
2. Клименков И.Н. Картель: сравнительный анализ подходов зарубежных стран и Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России, № 7, 2019, с. 204-207.
3. Право. Спецвыпуск «Антимонополия». Картельный сговор на рынке: чем опасен и как его раскрыть. URL: https://pravo.ru/story/222954/ Дата обращения 17.01.2025.
4. Ромащенко Ф.Н. Виды ответственности за картели // Предпринимательское право. – 2015. – №. 2. – С. 36-42.
5. Черненко Т.И., Иванченко Л.А. Мировая практика борьбы с картелями и российская система противодействия картелям // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, № 11, 2015, с. 616-617.