Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения промышленного туризма обусловлена рядом факторов:
Возможность вовлечь туристов в производственный процесс. Это позволяет совместить отдых с рабочими и учебными целями, а также стимулирует интерес к объектам науки и научно-техническому прогрессу. 1
Положительное влияние на имидж индустриальных регионов. Промышленный туризм способствует инвестиционной привлекательности и появлению новых брендов.
Привлечение молодых перспективных кадров. Экскурсии в рамках промышленного туризма проходят в рамках профориентационных мероприятий, в процессе студентов или школьников знакомят с историей, индустриальным наследием, рассказывают об инновациях и будущих перспективах.
Экономическое оздоровление кризисных регионов и предприятий. Также промышленный туризм может способствовать притоку денежных средств в отдельные объекты промышленного производства и регионы в целом.
Несмотря на перспективность этого направления туризма, его развитие в России находится на начальной стадии. Это и другие факторы делают изучение промышленного туризма актуальным и перспективным направлением для развития туристической отрасли.
Объект практики – промышленный туризм.
Предмет практики – развитие промышленного туризма Тулы и Тульской области
Целью прохождения практики является выработка первичных навыков научно-исследовательской работы.
Задачами прохождения практики являются:
1) приобретение навыков отбора и анализа (составление паспорта) объектов показа для усадебного туризма, а также объектов туристической инфраструктуры;
2) выработка навыков представления результатов научного исследования.
Структура отчета включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников.
1 Характеристика промышленного туризма
1.1 Основные термины и определения
Основные термины и определения в промышленном туризме:
1.Посещение предприятия. Посещение производственных объектов, которые могут быть промышленными, коммерческими, сельскохозяйственными, ремесленными или отдельными участками для обслуживания.
2.Промышленное наследие. Материальные и нематериальные активы, используемые в прошлом для выполнения производственной деятельности или оказания услуг, свидетельства промышленной культуры с точки зрения исторической, архитектурной, социальной, технологической или научной ценности.
3.Промышленный туризм. Посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему.
4.Действующая промышленность. Действующие предприятия, осуществляющие производственную, научную или техническую деятельность.
5.Поставщик услуг. Юридическое лицо, ответственное за предоставление услуг в сфере промышленного туризма.
6.Объект. Определённая территория, на которой предоставляются услуги в сфере промышленного туризма.
7.Посетитель. Лицо, которому предоставлен доступ на объект промышленного туризма для того, чтобы воспользоваться его услугами.
В России понятие «туризм» закреплено законодательно. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туризм как «временный отъезд (поездку) граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в медицинских, информационных, профессиональных, деловых, спортивных, религиозных и других целях без занятия оплачиваемой временной деятельностью в стране». Одним из видов туризма является промышленный туризм. Под промышленным туризмом мы будем понимать организованные посещения существующих предприятий с целью удовлетворения информационных, профессиональных, деловых и других потребностей. Основная форма промышленного туризма-это промышленный тур, то есть посещение определенных объектов, таких как фабрики, фабрики, фабрики и т. д., По заранее определенному маршруту со специальным гидом.
Экскурсия на предприятие-это организованное групповое посещение промышленного предприятия с познавательными целями. По продолжительности такой тур занимает от одного до полутора часов. Чаще всего этот тур заканчивается в сувенирном магазине, где экскурсанты могут приобрести или заказать продукцию этого производителя. Примерами таких поездок являются поездки на парфюмерную фабрику Фрагонар, Грасс, Франция, на фабрику соусов Табаско, Эйвери, США, и на завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо», Новороссийск, Россия. Тематические туры с посещением нескольких предприятий одного профиля-это организованные групповые туры с посещением двух или более предприятий одного региона, продукция которых представляет интерес в рамках тематики тура. Продолжительность таких туров составляет 2 и более дней. Соответственно, в программу этих туров входят не только производственные экскурсии, но и проживание, питание и трансфер, а также, как правило, экскурсии по городу и другие культурно-развлекательные мероприятия. Примерами таких тематических туров являются гастрономические туры во Францию с посещением виноделен (Бордо, шампанское и т.д.), гастрономические туры в Швейцарию с демонстрацией тонкостей производства сыра, экскурсии по фабрикам народных ремесел городов Золотого кольца России 11.
Промышленные экскурсии для школьников – это организация регулярных экскурсий на промышленные предприятия, где экскурсантами являются организованные группы школьников. Помимо общих выводов, экскурсанты преследуют образовательные и профессиональные цели 7.
Промышленные туры для профессионалов – это организация экскурсий на ведущие предприятия определенной отрасли для бизнесменов или отраслевых экспертов с целью изучения особенностей и инноваций производства, приобретения опыта успешных компаний, поиска деловых партнеров или объектов инвестиций.
1.2 Практики развития промышленного туризма
1.2.1 Основные практики развития промышленного туризма
Туристический бизнес - очень перспективная сфера деятельности и привлекательная в инвестиционном плане. В современных условиях в рамках развития туризма в целом в его секторах, формах, видах и технологиях возникают и распространяются новые туристические реалии, одним из которых является промышленный туризм. Это направление позволит вам познакомиться с глубинами Земли при посещении шахт, увидеть производственные ландшафты, изучить историю развития отдельных отраслей промышленности, выявить особенности производства в рамках организации промышленных экскурсий 9.
С точки зрения региона, развитие промышленного туризма является эффективным механизмом создания и продвижения позитивного имиджа этой территории и эффективным маркетинговым инструментом для привлечения инвесторов и туристов. Кроме того, реализация проектов по организации промышленного туризма является катализатором для других секторов экономики этого региона, связанных с обслуживанием туристического потока. К ним относятся питание, жилье, транспорт и т.д., что, в свою очередь, окажет положительное влияние на местный бюджет за счет налоговых поступлений, связанных с увеличением оборота, развитием малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательностью, прямой и косвенной занятостью и другими факторами 10.
Становление и организация промышленного туризма как самостоятельного направления насчитывает более ста лет. Идея посетить существующие предприятия и производственные мощности, а также неработающие фабрики возникла еще в 17 веке, когда британская знать начала путешествовать по Европе. Нередко посещение этих мест включается в программу Гранд Тура. Гранд Тур - это путешествие, совершаемое сыновьями европейских аристократов, которое является заключительным этапом в обучении. Маршрут таких путешествий обычно пролегал через Францию, Италию, Центральную Европу, иногда они захватывали Испанию и святые места. Русские путешественники часто путешествовали по Германии и Швейцарии, посещали Париж и Лондон.
В 19 веке появилось больше примеров посещения фабрик и заводов, в литературе упоминаются некоторые примеры промышленного туризма: цветочные рынки и сыроварни в Нидерландах, виноградники, шоколадные фабрики, табачные фабрики, фондовая биржа во Франции, пик производства в Греции и на Мальте, винокуренные и доковые заводы в США.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. (дата обращения: 20.01.2024г)
2.Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». (дата обращения: 20.01.2024г)
3.Афанасьева А.В., Гончарова О.В., Прохорова О.В., Чурилина И.Н. Инструменты профориентационной работы в промышленном и научно-популярном туризме: проблемы и перспективы формирования кадрового потенциала // Сервис в России и за рубежом.- 2024. - №1(110) - с.39-53
4.Безгачева А.А., Жданова А.Э. Научный туризм: состояние и проблемы развития // Экономика. Социология. Право. – 2024. – № 3(35). – c. 9-17. – doi: 10.22281/2542-1697-2024-03-03-09-17.
5.Богомолова К.О., Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Развитие промышленного туризма в Тульской области / К.О. Богомолова, Т.А. Танкиева, М.В. Пономарева // Сервис в России и за рубежом. – 2018. – Т. 12. – № 3 (81). – с. 63-77.
6.Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 20.01.2024г)
7. Глаголева Л.Э., Куксова И.В., Валушкина В.А., Верейкина Е.С., Володина Е.Г., Соломахина Е.А. Формирование модели стратегического управления развитием промышленного туризма в регионе // Вестник ВГУИТ. 2018. – №1 (75). – С. 308-313.
8.Киреева Ю.А., Блинова Е.А. Организация экскурсий на промышленных предприятиях // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2023. -№2. - с.44-52
9.Козлова О.А. Промышленный туризм в повышении инвестиционной привлекательности региона // Экономика и бизнес: теория и практика. -2024. - №7(113).- с.134-137. - doi: 10.24412/2411-0450-2024-7-134-137
10.Матвеева Л.П., Котова Т.П., Лебедев А.И., Хисамутдинова А.Ф. Проблемы музеефикации индустриального наследия Южного Урала // Сервис plus. 2018. - № 2. – С. 24-34.
11.Никулина Ю.Н. Исследование востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионе: взгляд предприятий // Креативная экономика. 2017. – №8. – С. 875-892.
12.Плиева Е.Н. Проблемы развития научно-популярного туризма: расширение границ путешествий через образование // Экономика и социум.- 2023. -№5-1(108).- с.702-708/ - doi: 10.46566/2225-1545_2023_1_108_703
13.Саакян, А. Г. Промышленный и научно-популярный туризм как инструмент профориентации молодежи (на примере Нижегородской области) / А. Г. Саакян // Креативная экономика. – 2024. – Т. 18, № 12. – DOI 10.18334/ce.18.12.122421
14.Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja/ (дата обращения: 20.01.2024г)
15.Трофимов О. В., Саакян А.Г. Внедрение концепции ESG на промышленных предприятиях Российской Федерации (на примере горнодобывающей и металлургической промышленности) // Креативная экономика. – 2024. – № 11. – c. 3121-3134. – doi: 10.18334/ce.18.11.122015.
16.Трофимов О.В., Саакян А.Г. Производственно-образовательные кластеры для кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2533-2545. – doi: 10.18334/ce.16.6.114876.
17.Трофимов О.В., Саакян А.Г. Цифровизация и проблемы обеспечения информационной безопасности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации // Креативная экономика. – 2023. – № 9. – c. 3331-3344. – doi: 10.18334/ce.17.9.119149.
18.Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. Кызы Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей Российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. – №2 (50). – С. 195-213.