Фрагмент для ознакомления
2
Тема исследования: «Репутационная экономика как фактор обеспечения экономической безопасности региона».
Объект исследования – экономическая безопасность региона.
Предмет исследования – оценка репутации региона как фактора обеспечения его экономической безопасности.
Особенностью исследования по данной теме является то, что в трудах российских ученых не разграничиваются понятия «имидж региона», «образ региона», «репутация региона», «бренд региона», «региональная идентичность».
Также отсутствуют четкие модели и составляющие их факторы, влияющие на формирование региональной репутации.
Актуальность работы заключается в теоретическом исследовании надежных количественных методов оценки параметров формирования новых факторов региона и их консолидированного влияния во взаимодействии и взаимосвязи с традиционными драйверами на ключевые показатели регионального развития, что позволяет значительно расширить контур и возможности стратегического управления регионом, поднять его эффективность.
В трудах российских ученых отсутствует модель, позволяющая в формализованном виде определить степень взаимосвязи между репутацией региона и параметрами его экономической безопасности. Предложенный некоторыми авторами методический инструментарий не позволяет обосновать перспективность, целесообразность и актуальность использования в моделях экономического развития региона экзогенных факторов, характеризующих уровень его экономической безопасности.
2. Обзор литературы по НИР
1. Павлова, Х. А. Репутация как драйвер развития региона (на примере Российской Федерации) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Павлова Христина Александровна, 2024. – 264 с. – Библиография с.240-259. – Текст : непосредственный.
Цель исследования - разработка теоретико-методических решений по комплексному измерению влияния репутационных параметров на важнейшие составляющие социально-экономического развития региона посредством комбинированного цифрового инструментария и формирование на этой основе действенной политики в новых хозяйственных условиях.
Научная новизна результатов исследования заключается в решении значимой задачи современного развития - адаптации методического инструментария стратегического управления регионом к технологиям четвертой промышленной революции на основе интеграции новых действенных факторов развития – репутации и цифровизации.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании надежных количественных методов оценки параметров формирования репутации региона и ее консолидированного влияния во взаимодействии и взаимосвязи с традиционными драйверами на ключевые показатели регионального развития, что позволяет значительно расширить контур и возможности стратегического управления регионом, поднять его эффективность.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные автором методики и технологии измерения и управления репутацией позволяют повысить эффективность деятельности региональных органов государственного и муниципального развития, ответственных за проведение экономической политики, привлечение инвестиций, продвижение территории.
Предложенные автором методики и технологии измерения репутации активно используются Юго-Западным административным округом города Москвы, Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан, Ассоциацией содействия цифровому развитию Республики Татарстан.
Предложения по новым механизмам организации управления репутацией нашли отражение в программных документах муниципальных образований: городов Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Зеленодольск, Менделеевск и Дрожжановского района.
2. Бельтюков, А. А. Специфика формирования образа региона в России / А. А. Бельтюков, А. А. Тихая // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций : Материалы II Международной научно-практической конференции, Краснодар, 01–02 марта 2019 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – С. 84-91.
В данной статье рассмотрены особенности формирования имиджа территории, описана необходимость создания имиджа субъектов Российской Федерации в условиях различного потенциала и ресурсов регионов. В работе названы уже существующие российские города-бренды, а также перспективные территории, нуждающиеся в создании и поддержании бренда.
3. Ризаев, А. Репутационная экономика: новые вызовы и перспективы в эпоху цифровизации / А. Ризаев // Славянский форум. – 2025. – № 1(47). – С. 28-32.
Стремительное развитие цифровых технологий и глобализация рынков приводит к трансформации традиционных методов ведения бизнеса. В этой новой реальности все большее внимание уделяется нематериальным активам, таким как репутация, которая, в свою очередь, становится важнейшим фактором конкурентоспособности компаний и их способности адаптироваться к изменениям рынка. Исследования подтверждают, что репутация, формирующаяся на цифровых платформах, может оказывать значительное влияние на успех и долгосрочную устойчивость организации. Однако, несмотря на широкое признание этой роли, существующие инструменты для количественной оценки репутации остаются недостаточно развитыми. В последние годы активно развивается концепция репутационной экономики, которая требует более детального анализа и обсуждения, особенно в контексте цифровизации экономики.
4. Шаехов, М. Р. Теоретическое обоснование эволюции понятия «репутационная экономика» / М. Р. Шаехов // Управление устойчивым развитием. – 2023. – № 3(46). – С. 5-9.
В данной статье рассматриваются теоретические концепции понятия «репутационная экономика», предлагается авторский подход к толкованию данного понятия.
5. Влияние репутационного капитала на макроэкономические параметры региона: от теории к практике (на примере Республики Татарстан) / А. С. Груничев, М. Р. Сафиуллин, Л. А. Ельшин, А. А. Абдукаева // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2020. – № 3. – С. 14-19.
Основной целью исследования является поиск и определение методических подходов формализованной оценки влияния репутации региона на систему его ключевых макроэкономических параметров. В качестве предмета исследования выступает разработка инструментария, позволяющего оценить воздействие репутационного капитала региона на динамику инвестиций в основной капитал. Ключевая особенность исследования заключается в предложенной версии реализации алгоритма количественной оценки репутации региона, построенного на основе использования индексных методов анализа. По результатам проведенного исследования выявлен существенный уровень чувствительности инвестиционной активности Республики Татарстан к корректирующимся параметрам его репутационного капитала.
6. Романченко, М. К. Анализ состояния систем управления репутационным капиталом субъектов Российской Федерации / М. К. Романченко // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 6. – С. 421-426.
Проблема репутационного капитала региона является актуальной и важной для современной экономической науки и практики. Репутационный капитал региона является одним из ключевых факторов, влияющих на привлечение инвестиций, развитие бизнеса, туризма и других отраслей экономики. В данном аспекте как никогда важным становится развитие региональной экономики. В статье рассматриваются субъекты Российской Федерации из разных округов, проанализированы существующие рейтинги для оценки регионального развития в России, составлена таблица по сравнительному анализу рассмотренных регионов.
7. Родионова, А. А. Возможности использования зарубежного опыта по формированию имиджа территории в регионах Приволжского федерального округа / А. А. Родионова // Интернаука. – 2024. – № 6-3(323). – С. 21-23.
В современном мире, где глобализация стала неотъемлемой частью жизни, все больше регионов стремятся укрепить свою репутацию на международном уровне. Особенно востребованной является практика использования зарубежного опыта для формирования репутации территории. В связи с этим, актуальность данной темы в регионах Приволжского федерального округа становится все более явной. Имидж - это сложное понятие, отражающее общее представление о месте, его уникальных характеристиках и преимуществах. Имидж территории включает в себя различные аспекты, такие как экономическое развитие, инвестиции, туризм, культура, образование и многое другое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова, Ю. А. Управление регионом: механизмы и способы / Ю. А. Акулова, Л. Н. Исачкова // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития России : материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 06 февраля 2024 года. – Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2024. – С. 18-24.
2. Алексеева, Ю. А. Оценка динамики показателей репутационного капитала региона / Ю. А. Алексеева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2023. – № 11. – С. 261-263.
3. Беловицкий, К. Б. Основы экономической безопасности : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Информационно-аналитические системы безопасности" / К. Б. Беловицкий, Н. Ф. Кузовлева. – 3-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2024. – 218 с. – Текст : непосредственный.
4. Бельтюков, А. А. Специфика формирования образа региона в России / А. А. Бельтюков, А. А. Тихая // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций : Материалы II Международной научно-практической конференции, Краснодар, 01–02 марта 2019 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – С. 84-91.
5. Влияние репутационного капитала на макроэкономические параметры региона: от теории к практике (на примере Республики Татарстан) / А. С. Груничев, М. Р. Сафиуллин, Л. А. Ельшин, А. А. Абдукаева // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2020. – № 3. – С. 14-19.
6. Волконская, А. Г. Репутационные факторы развития региона / А. Г. Волконская // Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности : Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию экономического факультета, Кинель, 27 марта 2024 года. – Самара: ИБЦ Самарского ГАУ, 2024. – С. 99-103.
7. Ельшин, Л. А. Влияние репутационного капитала на активность отраслей экономики региона / Л. А. Ельшин, А. А. Абдукаева // Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Калуга,, 13 сентября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 38-42.
8. Животовская, А. В. Структуры механизма управления регионом / А. В. Животовская, О. П. Беспалая // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития России : материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 06 февраля 2024 года. – Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2024. – С. 141-147.
9. Зудин, Е. В. Теоретические положения оценки и прогнозирования региональных показателей в социально-экономических системах / Е. В. Зудин // Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления : Сборник статей по итогам II Международной конференции преподавателей, студентов, аспирантов и докторантов, Волгоград, 30–31 мая 2024 года. – Уфа: ООО "Аэтерна", 2024. – С. 116-120.
10. Капканщиков, С. Г. Соотношение выравнивающих и стимулирующих инструментов в региональной политике российского государства / С. Г. Капканщиков, С. В. Капканщикова // Саяпинские чтения : Материалы VII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Тамбов, 24 января 2024 года. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2024. – С. 16-26.
11. Кохан, А. Н. Исследование индикаторов экономической безопасности региона / А. Н. Кохан // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 февраля 2024 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2024. – С. 105-111.
12. Крылова, Е. Перспективы правового регулирования регионального бренда / Е. Крылова // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики : Сборник материалов XII Международного юридического форума (IP Форума). В 2-х томах, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 16–17 февраля 2024 года. – Москва: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2024. – С. 235-238.
13. Кулибанова, В. В. Влияние репутации региона на формирование региональных инновационных систем / В. В. Кулибанова // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем : Сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. – С. 41-46.
14. Павлова, Х. А. Репутация как драйвер развития региона (на примере Российской Федерации) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Павлова Христина Александровна, 2024. – 264 с. – Библиография с.240-259. – Текст : непосредственный.
15. Радченко, М. А. Роль государственных инструментов в формировании эффективной региональной политики / М. А. Радченко // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности : сборник трудов III Международной научно-практической конференции, Симферополь, 23 мая 2024 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2024. – С. 524-526.
16. Ризаев, А. Репутационная экономика: новые вызовы и перспективы в эпоху цифровизации / А. Ризаев // Славянский форум. – 2025. – № 1(47). – С. 28-32.
17. Рисин, И. Е. Инструментарий региональной социальноэкономической политики: общее и особенное / И. Е. Рисин, Д. С. Сидоренко // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления : Сборник статей. – Воронеж : "Волми-Плюс", 2024. – С. 64-70.
18. Родионова, А. А. Возможности использования зарубежного опыта по формированию имиджа территории в регионах Приволжского федерального округа / А. А. Родионова // Интернаука. – 2024. – № 6-3(323). – С. 21-23.
19. Романченко, М. К. Анализ состояния систем управления репутационным капиталом субъектов Российской Федерации / М. К. Романченко // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 6. – С. 421-426.
20. Сафина, А. А. Репутационный маркетинг: стратегия построения доверия и устойчивого роста / А. А. Сафина, И. И. Галямов, Х. А. Павлова // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 10. – С. 193-196.
21. Сафина, А. А. Современные тенденции управления репутационным капиталом в отечественной экономике / А. А. Сафина // Научные открытия: междисциплинарные аспекты : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 20 января 2024 года. – Москва: Издательство "Доброе слово и Ко", 2024. – С. 355-361.
22. Сафиуллин, М. Р. Оценка репутации : (на примере регионов РФ) / М. Р. Сафиуллин, Х. А. Павлова. – Казань : ИП Кузнецов Н.В., 2022. – 62 с. – Текст : непосредственный.
23. Сафиуллин, М. Р. Репутация, цифровые технологии и институты в системе комплексной оценки ключевых факторов социально-экономического развития региона / М. Р. Сафиуллин, Х. А. Павлова. – Нижний Новгород : ИП Кузнецов Никита Владимирович, 2024. – 130 с. – Текст : непосредственный.
24. Хомутова, А. А. Экономическая безопасность региона / А. А. Хомутова // Актуальные вопросы формирования эффективных систем управления субъектами территориальных воспроизводственных комплексов в условиях необходимости обеспечения экономического суверенитета страны : Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 19 января 2024 года. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2024. – С. 666-672.
25. Червова, Н. В. Составные элементы регионального имиджа Хабаровского края / Н. В. Червова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 7. – С. 57-61.
26. Чумиков, А. Н. Ситуативные основания для репутационного менеджмента и брендинга российских регионов / А. Н. Чумиков // Брендинг как коммуникационная технология XXI века : материалы IX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 февраля – 02 марта 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. – С. 61-63.
27. Шаехов, М. Р. Репутационная экономика региона: теоретические вопросы и оценка / М. Р. Шаехов // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2022. – № 2. – С. 36-40.
28. Шаехов, М. Р. Теоретическое обоснование эволюции понятия «репутационная экономика» / М. Р. Шаехов // Управление устойчивым развитием. – 2023. – № 3(46). – С. 5-9.
29. Шерушнев, А. А. Методический подход к оценке экономической безопасности региона / А. А. Шерушнев, А. М. Лаптева // Интернаука. – 2024. – № 1-4(318). – С. 72-75.
30. Экономическая безопасность : Учебник / Т. Ю. Феофилова, Ф. К. Иванов, Д. Г. Родионов, Е. В. Радыгин. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2024. – 246 с. – Текст : непосредственный.