Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы наблюдается значительный рост числа самозанятых граждан. Это связано с увеличением интереса к гибким формам занятости, фрилансу и предпринимательству. Эффективное регулирование налога на профессиональный доход позволяет создать удобные условия для таких работников. Сложность текущей налоговой системы часто становится препятствием для развития малого бизнеса и самозанятости. Совершенствование регулирования может помочь упростить налоговые процедуры, повысить уровень налоговой грамотности и снизить налоговые риски.
Гибкое налогообложение может обеспечить дополнительные стимулы для развития малого бизнеса, что в свою очередь способствует экономическому росту, созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В условиях цифровизации и роста онлайн-сервисов актуальностью становится внедрение современных технологий в процесс администрирования налога на профессиональный доход, что может повысить его прозрачность и сократить возможности для налоговых нарушений.
Совершенствование государственного регулирования должно учитывать интересы самозанятых граждан, обеспечивать их права и гарантии, что важно для формирования стабильной социальной среды.
Таким образом, исследование темы совершенствования государственного регулирования налога на профессиональный доход имеет высокую актуальность и может способствовать более эффективному и справедливому налогообложению в условиях меняющейся экономики и рынка труда.
Цель работы – исследовать совершенствование государственного регулирования налога на профессиональный доход.
Исходя из цели, можно выделить ряд задач:
-рассмотреть понятие и государственное регулирование налога на профессиональный доход в РФ;
-проанализировать опыт государственного регулирования деятельности самозанятых граждан в зарубежных странах;
-определить проблемы и перспективы регулирования налога на профессиональный доход в России и за рубежом.
1 Понятие и государственное регулирование налога на профессиональный доход в РФ
Самозанятость в современных российских критериях заполучила существенный размах и отражает финансовые процессы и финансовые отношения, не находящиеся под контролем муниципальными институтами, другими словами самоорганизацию либо самоуправление. Радостно, что юридические и исполнительные властные структуры изучают самозанятость, с одной стороны, как коммерческую начинание, а с иной-как источник доп пополнения казны и экономического развития, при условии, что гражданские и налоговые учреждения будут созданы в основном в сфере услуг, которая в первую очередь является непроизводительный сектор, за исключением строительства, и, следовательно, самозанятость наиболее присуща работникам, вовлеченным в процессы обмена, распределение и потребление товаров и услуг.
Главным правовым актом, которые регулируют деятельность лиц, получающих самостоятельный профессиональный доход лиц, является Общегосударственный закон от 27.11.2018 № 422 «О проведении опыта по установлению специального режима налогообложения «налог на проф. доход» (дальше – закон № 422-ФЗ).
Общегосударственным законом от 26.07.2017 № 199, внесшим перемены в статьи 2 и 23 Гражданского кодекса России, понятие работе самозанятого лица отделено от обыкновенной коммерческой работе и установлены различия в статусе самозанятого лица с личным бизнесменом, что дало возможность самозанятым лицам избегать нелегальной коммерческой работе.
Кроме того, п. 7 ст. 83 и п. 70 ст. 217 Налогового кодекса России получены сведения, что самозанятые лица не уплачивают НДФЛ с работе, которую они производят в рамках собственной самозанятости, в связи с тем, что доход лиц, получающих самостоятельный профессиональный доход облагается иным налогом – на профессиональную деятельность.
Пункт 1 статьи 4 Закона № 422-ФЗ описывает самозанятого как плательщика налога на проф. доход (НПД). Чтоб перейти на данный режим, физлицо должно соответствовать установленным в законе характеристикам, обозначенным в соответственном общегосударственном законе.
Пункт 7 статьи 2 Закона № 422-ФЗ описывает понятие «проф. доход». В итоге, проф. доход-это доход физлиц от работе, в какой они не имеют работодателя и не завлекают служащих по трудовым договорам, также прибыль от использования собственности.
Пунктом 8 статьи 2 Закона № 422-ФЗ получены сведения, что физические лица, которые применяют особый режим налогообложения, освобождаются от уплаты подоходного налога с физлиц, но это касается только услуг, которые предоставляются в качестве самозанятого.
В итоге, нормативно-правовые акты прямо предполагает, что плательщик НПД освобождается от уплаты НДФЛ за доход, который подпадает под определение налоговой базы лиц, получающих самостоятельный профессиональный доход.
Это дозволяет не допустить двойного налогообложения, которое могло бы появиться, если б доход самозанятого лица от его проф. работе облагался налогом в дополнение к доп. налогу на НПД.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
2. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция)
3. Бурлак А.В. К вопросу о понятии «самозанятые граждане» // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2021. – № 4 (49). – С. 173–177.
4.Грабова О.Н. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. – 2022 – № 6. – С. 108–116.
5.Ежихин, В. Д. Проблемы реализации правового статуса самозанятого в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 286-288.
6.Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке // Вопросы статистики. - 2022 - № 2. - С. 24
7.Землянухина С.Г. Система экономических отношений в сфере самозанятости населения России и зарубежных стран // Изв. Сарат. Ун-та. Нов. Сер. Экономика. Управление. Право. – 2021. – Т. 18. – Вып. 2. – С. 126–133.
8.Костюк И.В. Занятость и самозанятость как форма доходной деятельности граждан // Российский журнал правовых исследований. – 2022. – № 2 (11). – С. 202–206.
9. Маркова В.Я. Самозанятость и частная практика как объекты правового регулирования // Вестник научных конференций. – 2022. – № 1. – С. 71–73.
10. Нестеренко Ю.Н. Самозанятость в мире: состояние и потенциал развития // Журнал народонаселение. – 2019. – №4. – С.78–89.
11. Попов А.В. Административно-правовой статус самозанятых граждан: проблемы определения и возможные пути их решения // Научный вестник Омской академии МВД России. –2021. –№ 2 (69). –С. 53–59.
12.Русинова Д. О. Анализ нового налогового режима для самозанятого // Актуальные исследования. - 2020. - №13 (16). – С. 12-19
13.Смирнов, С. В. Понятие самозанятости. Введение налога на профессиональный доход как налоговый эксперимент // Молодой ученый. – 2021. – № 47 (233). – С. 291-293.
14. Хоменок А.А. Создание системы налогообложения самозанятого населения как механизма совершенствования налогового администрирования // Вестник современных исследований. – 2021. – № 12.7 (27). – С. 536–542.
15. Цуканова Е.Ю. К вопросу правового статуса самозанятых граждан // Вопросы российского и международного права. – 2022. – № 9. – С. 196–203.
16. Черных Д.А. Государственная политика в области занятости в России и зарубежных странах // Символ науки. –2021.–№6.– С. 72–74.
17.Юмаев, М. М., Беляева Н.И. Проблемы и перспективы развития налогообложения самозанятого населения // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 373-376.
18.Bögenhold D., Klinglmair R., Kandutsch F. Solo Self-Employment, Human Capital and Hybrid Labour in the Gig Economy. Foresight and STI Governance. - 2023 - No. 4. - P. 23–32.
19.Spasova S., Bouget D., Ghailani D., Vanhercke B. Access to Social Protection for People Working on Nonstandard Contracts and as Self-Employed in Europe. A Study of National Policies., 2020. - 100 p.
20.Schmid G., Wagner J. Managing Social Risks of Non-Standard Employment in Europe. Conditions of Work and Employment Series. No. 91. Geneva, International Labour Organization, 2022. 65 р.
21. Torrini R. Cross-country differences in self-employment rates: the role of institutions // Labour Economics. - 2021 - No. 5. - P. 661–683.
22.Williams C., Lapeyre F. Dependent Self-Employment: Trends, Challenges and Policy Responses in the EU. ILO Employment Working Paper no. 228. - Geneva, International Labour Office, 2021. - 64 р.
23.Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. URL: https://nalog. gov.by
24. Статистика по самозанятым гражданам - https://www.nalog.ru/rn77/related activities/statistics and analytics/selfemployed/
25.Government of Canada. Immigrate as a self-employed person: About the process. URL: https:// www. canada.ca
26.European Commission. Germany ‒ Self-employed worker. URL: https://immigration-portal.ec.europa.euen
27.European Commission. Poland ‒ Self-employed worker. URL: https://immigration-portal.ec.europa.eu
28.European Commission. Lithuania – Self-employed worker. URL: https://immigration-portal.ec.europa.eu
29.Self-employed Australia. URL: https://selfemployedaustralia.com.au