Фрагмент для ознакомления
2
Специфика управленческой деятельности в государственном и муниципальном секторе, связанная с высокой ответственностью, необходимостью принятия решений в условиях неопределенности, взаимодействия с различными заинтересованными сторонами, требует от специалистов развитых профессиональных и личностных компетенций. Вместе с тем, процесс адаптации молодых специалистов, пришедших на работу в органы власти, зачастую сопряжен с рядом трудностей, обусловленных как индивидуальными особенностями работников, так и организационными факторами, что обуславливает необходимость глубокого изучения психологических аспектов профессиональной адаптации в сфере государственного и муниципального управления.
Актуальность темы исследования. Профессиональная адаптация является важным аспектом трудовой деятельности человека, оказывающим значительное влияние на его эффективность, удовлетворенность работой и профессиональное развитие. Особую значимость данная проблема приобретает в сфере государственного и муниципального управления, где от качества кадрового состава во многом зависит эффективность функционирования органов власти и качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
Цель исследования – выявление психологических особенностей профессиональной адаптации специалистов в организациях государственного и муниципального управления и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность профессиональной адаптации, выделить ее основные виды;
- проанализировать психологические факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации;
- изучить особенности адаптации к управленческой деятельности в организациях государственного и муниципального управления;
- провести оценку эффективности процесса профессиональной адаптации в органах власти, выявить проблемы и трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной адаптации в организациях государственного и муниципального управления.
Объект исследования – процессы профессиональной адаптации специалистов в организациях государственного и муниципального управления.
Предмет исследования – психологические особенности профессиональной адаптации в сфере государственного и муниципального управления.
Информационная база. Научные публикации отечественных авторов по проблемам профессиональной адаптации, психологии труда и управления персоналом, материалы периодических изданий, данные официальной статистики, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы государственной гражданской и муниципальной службы.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» , а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы кадровой политики и управления персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления.
Методологическая основа исследования включает не только общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение), но и методы эмпирического исследования – анкетирование сотрудников Министерства Здравоохранения Пермского края, что позволило получить достоверную информацию о психологических особенностях профессиональной адаптации в конкретной организации государственного управления.
Структура работы включает введение, два основных раздела, заключение, список использованных источников.
Профессиональная адаптация является важным аспектом трудовой деятельности человека, представляющим собой процесс приспособления работника к новым условиям профессиональной среды . В научной литературе данное понятие трактуется как «двусторонний процесс взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенном включении работника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда» .
Согласно определению, данному Э.Ф. Зеером, профессиональная адаптация представляет собой «процесс активного приспособления личности к условиям профессиональной деятельности, в ходе которого происходит усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие профессионально важных качеств» . Профессиональная адаптация предполагает не только приспособление к организационным условиям, но и развитие профессиональной компетентности работника.
В свою очередь, А.Я. Кибанов определяет профессиональную адаптацию как «процесс активного приспособления работника к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации» . Определение акцентирует внимание на двух ключевых аспектах адаптации: приспособление к профессиональным требованиям и к социальному окружению в организации.
Таким образом, профессиональная адаптация представляет собой многогранный процесс, включающий в себя как приспособление к новым условиям труда, так и развитие профессиональных компетенций и интеграцию в социальную среду организации .
В научной литературе выделяют несколько основных видов профессиональной адаптации:
1. Социально-психологическая адаптация – процесс приспособления работника к социальной среде организации, ее корпоративной культуре, стилю управления, взаимоотношениям в коллективе.
2. Организационно-профессиональная адаптация – процесс приспособления работника к содержанию и условиям профессиональной деятельности, ее режиму, требованиям, технологиям, должностным обязанностям.
3. Психофизиологическая адаптация – процесс приспособления работника к физическим и психологическим нагрузкам, режиму труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиям .
Перечисленные выше виды адаптации тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Успешная социально-психологическая адаптация способствует более эффективному освоению профессиональных обязанностей, в то время как психофизиологическая адаптация обеспечивает необходимые ресурсы для выполнения трудовых функций .
Таким образом, профессиональная адаптация представляет собой многогранный процесс, включающий в себя приспособление работника к новым условиям профессиональной среды, освоение необходимых компетенций, а также интеграцию в социальную структуру организации.
1.2 Психологические факторы профессиональной адаптации
Успешность процесса профессиональной адаптации во многом определяется индивидуально-личностными особенностями работника. К ключевым факторам, влияющим на адаптацию, относятся:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- мотивация .
Темперамент как врожденное свойство нервной системы определяет динамические характеристики поведения и деятельности человека, его эмоциональную устойчивость, скорость реакций, работоспособность.
Лица с сангвиническим темпераментом, отличающиеся высокой активностью, подвижностью и эмоциональной устойчивостью, как правило, быстрее адаптируются к новым условиям труда. В то же время меланхолики, характеризующиеся низкой активностью и эмоциональной лабильностью, могут испытывать большие трудности в процессе адаптации .
Характер человека, формирующийся под влиянием социальной среды, также оказывает существенное влияние на профессиональную адаптацию. Лица с такими чертами характера, как ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, склонность к сотрудничеству, легче включаются в трудовой коллектив и осваивают новые профессиональные обязанности. В свою очередь, работники с выраженными чертами индивидуализма, конфликтности, ригидности могут испытывать значительные трудности в процессе адаптации .
Роль в профессиональной адаптации играют также способности человека – его природные задатки, определяющие успешность освоения профессиональных знаний, умений и навыков. Работники, обладающие высоким уровнем интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, как правило, быстрее и эффективнее адаптируются к новым условиям труда.
Не менее значимым фактором является мотивация работника. Сотрудники, ориентированные на профессиональный рост, самореализацию и достижение высоких результатов, проявляют большую активность и заинтересованность в процессе адаптации. В то же время работники с преобладанием внешней мотивации (материальное вознаграждение, социальный статус) могут испытывать трудности в освоении новых профессиональных обязанностей .
Таким образом, индивидуально-личностные особенности работника оказывают существенное влияние на процесс его профессиональной адаптации.
Помимо индивидуально-личностных характеристик работника, на процесс профессиональной адаптации оказывают влияние социально-психологические факторы, связанные с особенностями организационной среды .
Одним из ключевых факторов является характер взаимоотношений в трудовом коллективе. Благоприятный психологический климат, основанный на взаимопонимании, поддержке и сотрудничестве, способствует более быстрой и успешной адаптации новых сотрудников. Напротив, конфликтные отношения, напряженность в коллективе, отсутствие сплоченности могут существенно затруднять процесс адаптации .
Демократический стиль, предполагающий вовлечение работников в процесс принятия решений, делегирование полномочий и оказание поддержки, как правило, способствует более эффективной адаптации. В то же время авторитарный стиль, основанный на жестком контроле и единоличном принятии решений, может создавать дополнительные трудности для новых сотрудников .
Не менее значимым фактором является организационная культура, отражающая систему ценностей, норм, традиций и ожиданий, принятых в организации. Сильная организационная культура, разделяемая всеми членами коллектива, способствует более быстрой социализации и интеграции новых работников. Напротив, слабая или противоречивая организационная культура может затруднять процесс адаптации .
Таким образом, социально-психологические факторы, связанные с особенностями трудового коллектива, стилем руководства и организационной культурой, оказывают существенное влияние на процесс профессиональной адаптации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.02.2025).
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.02.2025).
4. Анисенков, Д. А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности / Д. А. Анисенков // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2012. – № 1. – С. 205-208.
5. Ахтямова, А. А. Адаптация персонала: цели, направления, виды, этапы / А. А. Ахтямова, О. Н. Коркешко // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 11(17). – С. 46-51.
6. Дагаева, Е. А. Система адаптации муниципальной службы: проблемы и пути совершенствования / Е. А. Дагаева, А. О. Силина // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2023. – № 1(37). – С. 8-14.
7. Дёмин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для вузов / А. А. Дёмин. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 346 с.
8. Заруба, Н. А. Адаптивное управление в системе государственного и муниципального управления / Н. А. Заруба // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. – № 1(6). – С. 51-56.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2013. – 336 с.
10. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 695 с.
11. Колесников, Р. Ф. Профессиональная адаптация: понятия, виды, сущность / Р. Ф. Колесников // Москва: Издательство «Перо», 2023. – С. 61-64.
12. Кравченко, И. С. Психологические особенности профессиональной адаптиции / И. С. Кравченко, А. Б. Лебедев // Москва: Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, 2015. – С. 154.
13. Лекарева, Д. А. Изучение проблемы адаптации молодых сотрудников в трудовом коллективе / Д. А. Лекарева, Т. В. Калинина // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 3-5(48). – С. 57-59.
14. Луцко, Е. А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации / Е. А. Луцко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 205-209.
15. Мартинович, А. В. Организационно-психологические факторы профессиональной адаптации / А. В. Мартинович // Москва: Московский государственный областной университет, 2017. – С. 78-81.
16. Пискунова, С. И. Психологические особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников / С. И. Пискунова // Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. – С. 269-275.
17. Саенко, И. И. Современные проблемы адаптации молодых специалистов в организациях / И. И. Саенко, Д. А. Свиридова // Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 160-162.
18. Скрипниченко, Л. С. Профессиональная адаптация персонала: сущность и особенности / Л. С. Скрипниченко // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – Т. 10, № 5. – С. 34-40.
19. Чернов, Д. В. Управление процессами социально-профессиональной адаптации молодых специалистов на государственной и муниципальной службе / Д. В. Чернов // Уфа: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2017. – С. 91-101.
20. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн; пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 336 с.
21. Шестопалова, И. С. Понятие и сущность профессиональной адаптации / И. С. Шестопалова // Студенческий. – 2023. – № 2-3(214). – С. 20-22.
22. Юровских, Е. В. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы адаптации персонала предприятия / Е. В. Юровских // Научный альманах. – 2017. – № 2-1(28). – С. 280-282.