Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации самостоятельной работы школьников на уроках английского языка средствами современных образовательных платформ 6
1.1 Цели обучения иностранному языку в школе 6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка 8
1.3 Потенциальные возможности современных образовательных платформ в самостоятельной работе обучающихся на уроках английского языка 13
Глава 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка средствами современных образовательных платформ 17
2.1 Исследования уровня развития самостоятельности младших школьников 17
2.2 Рекомендации по использовании современных образовательных платформ для организации самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка 23
Заключение 29
Список литературы 32
Приложение 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ответственная и серьезная работа каждого педагога – организация самостоятельной деятельности школьника. Интерес к изучаемой проблеме по-прежнему формируется гуманистическими проблемами углубленного выявления самостоятельности и инициативы обучающихся.
Современные школьники часто не способны к самостоятельному решению учебных проблем. Это можно наблюдать в отсутствии выполненного домашнего задания, нежелания выполнять поставленные учебные задачи. Все это свидетельствует о несформированности учебной самостоятельности, которая позволяет ребенку инициативно, по личному требованию, выполнять учебную работу, развиваться и совершенствоваться.
Степень разработанности проблемы исследования. Важным вкладом в прогрессивное теоретическое понимание проблемы формирования самостоятельности школьников считаются труды педагогов и учёных различных исторических эпох, таких как Я. Ушинский, С. Шацкий, Н. Крупская, А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Давыдов, Л. Божович, позволившие выявить главные обстоятельства формирования самостоятельности.
Важно значение самостоятельной работе отводится на уроках английского языка.
Изучением особенностей обучения английскому языку на разных этапах обучения занимались многочисленные исследователи (Н.Д. Гальскова, И.Н. Дмитрусенко, З.Н. Никитенко, Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др.).
Самостоятельная работа на уроке способствует формированию умений и навыков, развитию самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности. Основные качества личности развиваются именно в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому при внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся возможно достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний.
В педагогической практике на сегодняшний день существует достаточное количество цифровых технологий, с помощью которых можно создать языковую, коммуникативную среду в процессе преподавания, максимально приближенную к реальности.
Задача педагогического работника заключается в том, чтобы подобрать наиболее эффективную технологию, которая способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся, повышает цифровую грамотность и стимулирует внутреннюю мотивацию к учению, благодаря использованию цифровых инструментов и ресурсов.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения рассматривает возможность развития системы образования через внедрения новейших технологий, разработки современных систем преподавания и обучения на основе информационных и коммуникативных технологий, также оснащение оборудованием электронных ресурсов, повышение грамотности педагогов, использование возможностей сети интернет. Использование современных цифровых технологий позволяет повысить мотивацию у обучающихся, также развить их познавательную деятельность, обеспечить качество и эффективность самостоятельной работы в процессе обучения.
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка и недостаточной исследованностью использования эффективных современных цифровых инструментов в образовательном процессе.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования умений самостоятельной работы школьников по иностранному языку с использованием современных образовательных платформ.
Объект исследования – формирование умений самостоятельной работы школьников по иностранному языку.
Предмет исследования – особенности формирования умений самостоятельной работы школьников по иностранному языку с использованием современных образовательных платформ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цели иноязычного обучения в школе;
2. Раскрыть сущность понятия «самостоятельная работа» и особенности ее организации;
3. Выделить потенциал использования современных образовательных платформ в организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку;
4. Провести диагностики уровня развития самостоятельности у школьников;
5. Предложить рекомендации по использованию современных образовательных платформ в организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку.
Методы исследования:
1) Теоретический метод: анализ и обобщение данных научно-теоретической, педагогической, психолого-педагогической литературы.
2) Эмпирический метод: целенаправленное наблюдение за организацией работы на уроке, психолого-педагогический эксперимент с целью изучения уровня самостоятельности школьников.
3) Описательный метод.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования представленных результатов в работе учителей английского языка и родителей школьников.
База исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, Т.И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения / Т.И. Анисимова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 747 - 750.
2. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е. Л. Белкин. — М.: Дрофа, 2007. - С.23.
3. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 1. - С. 124-132.
4. Бурдина, Е. С. Использование цифровых образовательных платформ в процессе обучения английскому языку / Е.С. Бурдина // Скиф. - 2023. - №7 (83). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-obrazovatelnyh-platform-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 09.02.2025).
5. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. — СПб.: Нева. - 2002. - С.114.
6. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами Текст/ В.Д. Иванов. – М.: Просвещение, 2007. –78с.
7. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие : практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - Москва : АРКТИ, 2008. - 77 с.
8. Кенжебаева, Г. Т. Особенности проведения уроков английского языка с использованием образовательных платформ в условиях дистанционного обучения / Г. Т. Кенжебаева, А. Т. Кенжебаева, С. Ж. Алимкулова, Е. Д. Фролова // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 253-269.
9. Матвеева, Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников / Л.Н. Матвеева // МНКО. - 2017.- №3 (64). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.05.2023).
10. Нелепко, Е. П. Виртуальные образовательные платформы в обучении иностранному языку / Е.П. Нелепко // The Scientific Heritage. 2020. №53-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-obrazovatelnye-platformy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 09.02.2025).
11. Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С. Панфилова. - Москва, 2003. – 83 с.
12. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении/ П.И. Пидкасистый. - Москва, 1980. -250 с.
13. Пичугина, Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования / Г.А. Панфилова // БГЖ. - 2023. - №4 (25). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samoobrazovaniya (дата обращения: 07.02.2025).
14. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Дрофа, 2008. – 253с.
15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2013. - 145 с.
16. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.
17. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. / Министерство образования и науки РФ. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 2014. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
18. Хажева, М.А. Особенности использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку / М.А. Хажева // Педагогическая перспектива. - 2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 09.02.2025).
19. Щетинина, В.В. Формирование познавательной самостоятельности как психолого-педагогическая проблема / В.В. Щетинина// Научное отражение. – Тольятти, 2021. – 47 – 52 с.
20. Щербакова, Е.В. Историческое развитие самостоятельной работы как вида деятельности школьников / Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова // Colloquium-journal. - 2019. - №6 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-razvitie-samostoyatelnoy-raboty-kak-vida-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 07.02.2025).