Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Если возникает задача оптимизации деятельности, то и вопрос соответствия нормам появляется сам собой. Это прямые потребности бизнеса, активно применяющего методы управления проектами. Руководитель проекта не менее прочих заинтересован в том, чтобы подтвердить свой профессиональный опыт перед коллегами и работодателями. Он хочет подтвердить свои знания и навыки как профессионал PM и получать за них определенную плату. В связи с этим очень важны стандарты управление проектами. Ведь основываясь на них, можно осуществлять свою трудовую деятельность и доказывать собственный профессионализм.
Стандартами принято считать нормы и образцы объектов, которые сопоставимы с другими такими явлениями. Также стандартом можно назвать документ, в котором указаны установленные правила, нормы и требования, позволяющие оценить соответствие им в трудовой деятельности. Только между первым и вторым определением есть важное различие. Первый соответствует идеалу, второй же лишь содержит в себе рекомендации, как к нему приблизиться.
Сначала нужно было определить общую терминологию и понятия, чтобы в последствии можно было получать и обобщать требования к работе и ее качеству. Проводилась разработка различных технологий управления проектами. Исходя из этого, логично, что возникла потребность определить, какие именно качества и навыки нужны человеку, который будет заниматься управлением проектом, и какие шаги он должен предпринимать, чтобы стать успешным руководителем.
1.Стандарты управления проектами и их виды
Методология управления проектами содержится в стандартах управления проектами. Сегодня существует ряд стандартов:
• корпоративные – разработаны для использования внутри одной организации или внутри группы родственных организаций;
• международные – стандарты, которые получили международное значение в ходе своего развития или предназначены для международного применения;
• частные – комплексы знаний, которые пропагандируются для свободного применения частными лицами, учреждениями или компаниями;
• общественные – разработанные и принятые сообществом специалистов;
• национальные – созданы для использования внутри одного государства, либо в процессе своего развития получившие общенациональный статус.
Международные стандарты являются полными системами, которые включают, кроме описания требований, предъявляемых к управлению проектами, консалтинг, аудит, тестирование, обучение, и иные элементы. Всеобъемлющих международных стандартов управления проектами не существует пока, но самыми известными являются следующие стандарты.
1. Project Management Body of Knowledge (PMВОК) Американского института управления проектами.
Данный стандарт подлежит обновлению примерно один раз в четыре года. Одной из самых распространенных редакций является редакция 2000 г., а самой актуальной, четвертая версия стандарта, вышла в конце 2008 г.– The Guide to the PMBOK, 4th Edition. Стандарт был принят первоначально Американским национальным институтом стандартов (ANSI) как национальный стандарт в США, а на сегодняшний день имеет мировое признание.
Основой стандарта является процессный подход к управлению проектами. Отобранные элементарные процессы формируют процедуры управления проектами, которые можно построить по "осевому" принципу (здесь имеются в виду аппликата, ордината и абсцисса, представленные на рис. 1).
Стандарт содержит обобщенные подходы и принципы, которые используются в сфере проектного менеджмента, структурированные и формализованные таким образом, чтобы можно было их использовать в большинстве случаев в большинстве проектов. Детальному описанию подлежат девять областей знаний, которые связаны с управлением проектами:
• управление контрактами проекта (Project Procurement Management);
• управление рисками проекта (Project Risk Management);
• управление взаимодействием в проекте (Project Communications Management);
• управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management);
• управление качеством проекта (Project Quality Management);
• управление стоимостью проекта (Project Cost Management);
• управление сроками проекта (Project time Management);
• управление содержанием проекта (Project Scope Management);
• управление интеграцией проекта (Project Integration Management).
Рис. 1. Пространство процессов управления
Каждая из областей знания включает отдельные процессы, которые выполняются менеджером при осуществлении проекта на том либо другом ином этапе. В управлении проектами процессно-ориентированный подход, используемый в стандарте, подразумевает четкое, формальное описание входных данных и документов, которые необходимы менеджеру для выполнения процесса, средств и методов, которые он может применять при его выполнении, и ряда выходных документов процесса.
2. IPMA Competence Baseline (ICB) представляет собой международный нормативный документ, который определяет систему международных требований к уровню компетентности менеджеров проектов. Данный стандарт был составлен международной ассоциацией IРМА (International Project Managers Association). На его базисе осуществляется разработка требований к уровню компетентности сотрудников в странах, которые являются членами IPMA. Национальным системам требований необходимо соответствовать ICB IPMA и официально ратифицироваться (утверждаться) соответствующими органами IPMA. Для 32 стран-участников IPMA является базисом для создания национальных сводов знаний. 16 стран в настоящее время имеют утвержденные национальные своды знаний,
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Путем P2M» Сигенобу Охара Дата публикации: 03.10.2004 Источник: OSP.ru www.pmprofy.ru/content/rus/108/1086-article.asp
2. «Стандарты для современных проектов» (Владимир Михеев, вице-президент СОВНЕТ, Cert. PMP IPMA, Александр Товб, главный инженер компании «ФБ Консалт» (Москва), CPM IPMA) www.iteam.ru/publications/project/section_41/article_679/
3. Американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001-2004 PMBoK
4. Борисов, Ю.П. «Обеспечение качества – стратегия развития радиоэлектронного комплекса»; Журнал «ЭЛЕКТРОНИКА: Наука, Технология, Бизнес», 7/2004 г.
5. Герасимова, Е. Б. Управление качеством / Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 256 c.
6. Гершензон, В.Е. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания / В.Е. Гершензон. - М.: Academia, 2017. - 288 c.
7. Джордж, С. Всеобщее управление качеством / С. Джордж, А. Ваймерскирх. - М.: Виктория плюс, 2015. - 256 c.
8. Ершов, А. К. Управление качеством / А.К. Ершов. - М.: Университетская книга, Логос, 2017. - 266 c.
9. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством / В.В. Ефимов. - М.: КноРус, 2016. - 232 c.
10. Ефимов, В. В. Статистические методы в управлении качеством продукции / В.В. Ефимов, Т.В. Барт. - М.: КноРус, 2017. - 240 c.
11. Карасева, Татьяна Вячеславовна; Толстов Сергей Николаевич; Перевозчикова Елена Владимировна; Гиголаев Акмеологический Подход К Управлению Качеством Образования В Области Здоровья В Педагогическом Университете: моногр. / Гиголаев Карасева Татьяна Вячеславовна; Толстов Сергей Николаевич; Перевозчикова Елена Владимировна;. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 357 c.
12. Кисляков, Павел Александрович Психолого-Педагогические Основы Управления Качеством Здоровьеформирующего Образования В Педагогическом Вузе / Кисляков Павел Александрович. - Москва: ИЛ, 2017. - 176 c.
13. Клячкин, В. Н. Статистические методы в управлении качеством. Компьютерные технологии / В.Н. Клячкин. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2016. - 304 c.
14. Круглов, М. Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью / М.Г. Круглов. - М.: Дело АНХ, 2016. - 336 c.
15. Презентация «Богданов и партнеры»
16. Программная инженерия. Учебник. Липаев В.В.
17. Сравнение стандартов. Вадим Богданов Дата публикации: 20.10.2008 Источник: Портал «Профессионал управления проектами»
18. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.
19. Федоров, Н.В. «Контроль и испытания в проектировании и производстве радиоэлектронных средств»; Москва: Техносфера, 2005.
20. Шесть сигм и PMBOK GuideГари ГэкДата публикации: 29.01.2008 www.pmprofy.ru/content/rus/140/1409-article.asp
21. Японский стандарт P2M