Фрагмент для ознакомления
2
Математика является абстрактным предметом от этого складывается впечатление о том, что к нему совсем неприменимо воспитание, а тем более еще и патриотическое. Тем не менее математическое образование в образовательном учреждении нельзя нацеливать только на то, чтобы преподавать учащимся не только определенные суммы знаний и навыки, связанных с математическими вычислениями. Перед преподавателем математики возникает и другая, не менее значительная задача – это распространение возможностей предмета для развития личности школьника.
Воспитание на уроке математики происходит с помощью установленных факторов:
– через содержание образования;
– через методы и формы обучения;
– через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
– через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
При проведении уроков по математике главными направлениями, применяемыми по патриотическому воспитанию обучающихся, являются:
– применение историко-математического материала;
– организация и проведение нестандартных уроков;
– решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
– внеклассная работа.
Многолетний опыт доказывает, что большинство обучающихся с более высоким интересом выполняют задания, в которых описывается история родного края и страны в целом. Элементы краеведения вводимые на уроках математики имеют положительный результат на знания учащихся, а также на развитие их как личности и содержат воспитательный характер. Выполнение таких заданий дают возможность расширять кругозор и объединяют математику с окружающей действительностью.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является главной задачей современной школы, так как детство и юность – это одна из благодатных пор для приобщения к высокому чувству любви к Родине.
За весь период обучения в учебном заведении ученик получает большое количество разнообразных знаний и умений, но самой главной задачей остается воспитание Человека, Личности, а учитель математики обязан оказать помощь по формированию души ребенка.
Прежде чем начать воспитывать патриота на уроках, надо в первую очередь вызвать интерес к предмету.
Патриотическое воспитание подрастающего поколение надо начинать на самых ранних стадиях обучения, а за молодежь бороться всеми силами и средствами. То, что дадим им сейчас, то в будущем получим ощутимые результаты. Через воспитание патриотов, деловых и здоровых детей, можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.
Заниматься воспитанием патриотов Родины надо не от случая к случаю, а на каждом уроке. Предмет математика – это лишь небольшой островок в большом океане патриотизма. До каждого ребенка надо доносить как жили его предки, какие испытания пережили народы нашей Родины на протяжении многих столетий.
Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Производится знакомство обучающихся с отдельными страницами, фрагментами, эпизодами истории России можно и на уроках математики, и они покажут нам глубокий колодец времени, представят деяния известных и безвестных людей, объединяющих, восстанавливающих и защищающих свою землю. Расскажут о том бесценном наследии, которое прошлое поколение оставило нам, потомкам.
3. Интеграция патриотических тем в учебный материал по математике
В ходе урока организуется положительная эмоциональная обстановка, а перед знакомством с новым материалом проводится 2-3 минутная занимательная беседа о смысле математики в жизни. Например, можно рассказать о роли ученых-математиков, сыгравших роль в укреплении мощи нашего государства в годы той или иной войны. В такие периоды научные исследования полностью были направлены на выполнение проблемы обороны страны.
3.1. Патриотическое воспитание на уроках математики через содержание
В процессе освоения математики с позиции патриотического воспитания очень большую роль играет выбор математических задач для занятий с учетом дидактических и методических требований. При решении задач, где в условие включаются исторические сведения, дают возможность развивать кругозор обучающихся и познавательный интерес к предмету. Только в этом случае урок математики уже будет не просто уроком, где проводятся вычислительные действия и заучиваются формулы, но и пробуждают чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. При решении задач с практическим содержанием заставляют обучающихся задуматься о тяжелых военных годах. Именно патриотическое содержание материала дает возможность развивать личностные УДД школьников, воспитывать чувство гордости за свою Родину, за подвиги людей, приблизивших победу.
Например, эти задачи можно дать для решения в любом классе. Но стоит учитывать возраст учащихся, класс, вычислительные навыки, способы решения. При этом ответ должен быть правильным и взволнует каждого.
Цена Победы: Великая Отечественная война шла 4 года. 1418 дней. 27000000 погибших. 14 человек каждую минуту. Каждый погибший – это чей-то отец, сын, брат, мать, сестра… Если каждому погибшему поставить по 1 минуте молчания, то население Земли замолчало бы….. (51,4 года)
Еще одна задача, которая не оставит равнодушным ни одного ученика, ее можно взять для урока, полностью посвященного блокаде Ленинграда.
Хлеб Ленинграда: На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось: 40 грамм соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше, чем соломы, а отрубей в 5 раз больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедал в сутки житель блокадного Ленинграда?
Для учащихся 7-9 классов: В 1941 г. (июль-декабрь) было произведено 43024 тонны пороха, а уже в 1944 г. его производство достигло 126890 тонн.
Задача: Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6,5 раза больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы селитры и серы вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 250 кг пороха? (30 кг сера, 195 кг селитра, 25 кг уголь) [9].
9 класс тема «Прогрессии»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
5. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис- пресс, 2012-224 с.
6. Александров С.В. Образовательный проект на тему: «Патриотическое воспитание на уроках математики» [Электронный ресурс]. – URL: http://doc4web.ru/pedagogika/obrazovatelniy-proekt-na-temu-patrioticheskoevospitanie-na-urok.html (дата обращения: 20.02.2025).
7. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Эксмо. – 2022.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2016. – 4-е из., – 720 с.
9. Куц В.В. Патриотизм на уроках математики, или Как прививать любовь к Родине // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. [Электронный ресурс]. – URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf. (дата обращения: 20.02.2025).
10. Лихачев В.Т. Педагогика. – М., Юрайт, 2005-607с.
11. Разговоры о важном: методические рекомендации / под ред. И.М. Елкиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023 – 47 с.