Фрагмент для ознакомления
2
При работе со слабослышащими студентами, педагог должен учитывать, что отсутствие слуха может приводить как к некоторым физиологическим, так и психологическим особенностям. Искажение слухового восприятия может привести к некоторым проблемам с памятью и аналитическими навыками. Также это порождает проблемы с формированием грамотной устной речи даже на родном языке, лексический запас скуден, артикуляционные навыки бедны и неразвиты в полной мере (Думлер 2021).
Согласно методике изучения иностранных языков, выделяют четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Также мы можем разделить данные виды на две подгруппы, где продуктивными будут говорение и письмо, а рецессивными аудирование и чтение. При обучении иностранному языку каждый компонент очень важен и неотделим друг от друга.
При искаженном слуховом восприятии овладение данными навыками, как продуктивными, так и рецессивными, становится практически невозможным. При этом умение слушать и слышать является важным условием при изучении языка. Еще одной трудностью является отсутствие развитого фонематического слуха, что может стать серьезной проблемой при коммуникации. Учащиеся не только не смогут различить фонемы, зачастую они их просто не воспринимают (Думлер 2021).
Согласно И.В. Пирадовой, еще одной проблемой при изучении иностранного языка людьми с искаженным слухом является их неуверенность в себе и страх перед началом коммуникации. При работе в такой группе, преподаватель должен брать в расчет степень познавательных навыков, особенности восприятия и развития студентов. Еще одним важным условием успешной работы является включение учащихся с проблемами со слухом в учебный процесс. Внедрение должно быть полным и комплексным (Пирадова 2023).
Говоря о работе в инклюзивной группе, мы можем также отметить и несколько сопутствующих особенностях, на которые преподавателю стоит обращать внимание:
1. Время, отведенное на задание студентам с искаженным слухом должно быть увеличено по сравнению с обычными студентами;
2. Повторение и обязательный контроль понимания цели задания;
3. Повторение ключевых моментов занятия;
4. Отсутствие посторонних звуков и шума на занятии;
5. Максимальная вовлеченность всех участников в процесс познания;
6. Опора на визуальные составляющие урока, например, доску, интерактивные панели и др.
Согласно Сивинскому А.М., преодоление трудностей в обучении иностранным языкам у учащихся с искаженными слуховыми навыками можно преодолеть, если соблюдаются такие условия, как: организация комплексного интегративного подхода, реализация партнёрства и обратной связи с родителями, расширение коммуникативного опыта обучающихся через использование современных информационных технологий и каналов связи (Сивинский 2020).
Адаптация учебного процесса для детей с нарушениями слуха требует системного и комплексного подхода, ориентированного на индивидуальные особенности каждого малыша. В условиях инклюзивного образования необходимо учитывать не только специфику нарушения, но и психологические, социальные и когнитивные аспекты, которые могут существенно влиять на эффективность обучения. Важным элементом адаптационного процесса является создание поддержки и атмосферы взаимодействия, что позволяет детям чувствовать себя комфортно и уверенно в образовательной среде (Кузнецова 2012).
Ключевые аспекты адаптации:
- Оценка уровня слуховых потерь и речевого развития: Первым шагом является тщательная диагностика слуха и речи ребенка. Это позволяет определить степень и характер нарушения, а также выявить сильные и слабые стороны в развитии. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
- Учет индивидуальных потребностей и возможностей: Адаптация учебного процесса должна учитывать не только степень нарушения слуха, но и другие индивидуальные особенности ребенка: интеллектуальные способности, когнитивный стиль, особенности памяти и внимания, эмоционально-волевую сферу, социальный опыт.
- Создание доступной коммуникативной среды: Важно обеспечить ребенку возможность полноценного общения как с педагогами, так и со сверстниками. Это может включать использование жестовой речи, дактилологии, слуховых аппаратов, систем FM-усиления, а также обучение чтению с губ. Необходимо также обучать слышащих детей основам общения с детьми с нарушениями слуха.
- Адаптация учебных материалов: Учебные материалы должны быть представлены в доступной для ребенка форме, с учетом его особенностей восприятия. Это может включать использование визуальных пособий, мультимедийных презентаций, адаптированных текстов с упрощенной лексикой и грамматикой, а также материалов с субтитрами или переводом на жестовый язык.
- Использование специальных методов обучения: Применение методов, ориентированных на зрительное, тактильно-вибрационное и кинестетическое восприятие, способствует компенсации нарушенной слуховой функции и более эффективному усвоению знаний.
- Сотрудничество с родителями: Тесное взаимодействие с родителями играет важную роль в успешной адаптации ребенка к учебному процессу. Родители должны быть информированы о методах и технологиях, используемых в школе, и активно участвовать в образовательном процессе.
- Психологическая поддержка: Дети с нарушениями слуха могут испытывать трудности в социальной адаптации и нуждаются в психологической поддержке со стороны педагогов и психологов. Важно создавать в классе доброжелательную и поддерживающую атмосферу, способствующую развитию самооценки и уверенности в себе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Специфика учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов с аудиальными ограничениями // Вестник ГУУ. 2017. №7-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-uchebno-professionalnoy-motivatsii-studentov-mladshih-kursov-s-audialnymi-ogranicheniyami (дата обращения: 26.02.2025).
2. Бабушкина Н.Б. Применение ИКТ технологий на уроках английского языка // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4 (4). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-ikt-tehnologiy-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 01.02.2025).
3. Беленкова Н.М. Использование ИКТ для развития умений профессиональной иноязычной устной речи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №5. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ikt-dlya-razvitiya-umeniy-professionalnoy-inoyazychnoy-ustnoy-rechi (26.02.2025).
4. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования / Т.Г. Богданова, А.М. Гусейнова, Н.М. Назарова. – Москва. - 2017. – 335 с.
5. Бубнов В.А., Соловьёв А.А. Использование информационных технологий при обучении детей с нарушениями слуха // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-detey-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 26.02.2025).
6. Важенина С.В. Адаптационные характеристики детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Педагогика: история, перспективы. 2020. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnye-harakteristiki-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 16.12.2024).
7. Гриф М.Г., Мануева Ю.С. Поддержка инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями по слуху на основе удаленного и компьютерного сурдоперевода // ОТО. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-inklyuzivnogo-obucheniya-studentov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-po-sluhu-na-osnove-udalennogo-i-kompyuternogo (дата обращения: 03.01.04.2025).
8. Горолатова Т. С. Психологическая адаптация учащихся с нарушением слуха: способы создания атмосферы взаимодействия и поддержки // Вестник ВУиТ. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-adaptatsiya-uchaschihsya-s-narusheniem-sluha-sposoby-sozdaniya-atmosfery-vzaimodeystviya-i-podderzhki (дата обращения: 14.12.2024).
9. Гудина, М.С. Работа с лексикой на уроках английского языка в младших классах / М. С. Гудина // Иностранные языки в школе. – 2015. - №6. - С.23-25.
10. Денисова, Л.Р. Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников / Л.Р. Денисова, Г.В. Сороковых // Иностранные языки в школе. – 2017. - №1 .- С. 53-57.
11. Дергачева Л.М. Некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий при обучении информатике слабослышащих учащихся // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-informatike-slaboslyshaschih (дата обращения: 26.02.2025).
12. Думлер Н.П. Особенности обучения иностранному языку студентов с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-s-narusheniyami-sluha-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-vuza (дата обращения: 26.02.2025).
13. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // Иностранные языки в школе. - 2007. - №8. - С. 18-21.
14. Коваленко Н. Е. Обновление содержания образования специальной школы для детей с нарушениями слуха через использование активных методов обучения // Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика. 2022. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-soderzhaniya-obrazovaniya-spetsialnoy-shkoly-dlya-detey-s-narusheniyami-sluha-cherez-ispolzovanie-aktivnyh-metodov (дата обращения: 17.02.2025).
15. Красавина Ю.В., Пономаренко Е.П., Серебрякова Ю.В., Жуйкова О.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе технического вуза при обучении студентов с нарушением слуха // ПНиО. 2021. №4 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-tehnicheskogo-vuza-pri-obuchenii-studentov-s (дата обращения: 26.02.2025).
16. Кузнецова А. С. Использование средств ИКТ в самостоятельной работе учащихся 5-х классов при обучении письменной речи на иностранном языке // Педагогическое образование в России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-ikt-v-samostoyatelnoy-rabote-uchaschihsya-5-h-klassov-pri-obuchenii-pismennoy-rechi-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 26.02.2025).
17. Малахова Ю.В., Осокина М.А., Хохлова В.В. Образование детей с проблемами слуха: практика и перспективы // EESJ. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-detey-s-problemami-sluha-praktika-i-perspektivy (дата обращения: 11.12.2024).
18. Мироненко О. В. Современные ИКТ в преподавании английского языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №11-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-ikt-v-prepodavanii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 01.02.2025).
19. Набокова Л. English для слабослышащих студентов // Высшее образование в России. 2004. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/english-dlya-slaboslyshaschih-studentov (дата обращения: 26.02.2025).
20. Набокова, Л.А. Цифровые средства на дистанционном уроке английского языка для детей с нарушениями слуха / Л.А. Набокова // Иностранные языки в школе.- 2022. - №1. - С. 63 – 69.
21. Н В. Старченко Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении глухих и слабослышащих обучающихся — один из путей адаптации в современном мире // Образование. Карьера. Общество. 2016. №3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-gluhih-i-slaboslyshaschih-obuchayuschihsya-odin-iz-putey (дата обращения: 06.01.2025).
22. Непомнящих П. А., Ананьева Е. Э., Клименко О. Е. Инклюзивное образование как средство для адаптации слабослышащих детей // Вестник науки. 2024. №12 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-sredstvo-dlya-adaptatsii-slaboslyshaschih-detey (дата обращения: 18.02.2025).
23. Нестерова, Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова // Иностранные языки в школе.- 2005. - №8. - С. 102 – 103.
24. Пирадова И.В. Маргарян Т.Д., Лысенко И.В. Инклюзия студентов с нарушениями слуха в общую образовательную среду на занятиях по английскому языку: проблемы и возможности // Гуманитарный вестник. 2023. №1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuziya-studentov-s-narusheniyami-sluha-v-obschuyu-obrazovatelnuyu-sredu-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku-problemy-i (дата обращения: 26.02.2025).
25. Подольская О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие /О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва – Берлин. – 2018. - 201 с.
26. Полешко Р.В. Особенности организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 14.12.2024).
27. Попова А.М. , Жиркова М.Р. Интерактивные методы обучения математике детей с нарушениями слуха // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №81-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-matematike-detey-s-narusheniyami-sluha-1 (дата обращения: 20.01.2025).
28. Пустовских А.О. Влияние цифровых технологий на развитие социальных навыков у подростков с нарушением слуха // Вестник науки. 2024. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-razvitie-sotsialnyh-navykov-u-podrostkov-s-narusheniem-sluha (дата обращения: 26.12.2024).
29. Пучкова, А. И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников /А. И. Пучкова // Иностранные языки в школе. – 2015. - №2. - С. 38-44.
30. Рукавишникова О.И., Ишуткина Д.А. Инновационные подходы и методические решения в обучении английскому языку слабослышащих обучающихся в системе непрерывного образования: интеграция школы и вуза в российских реалиях // Современное педагогическое образование. 2024. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-i-metodicheskie-resheniya-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-slaboslyshaschih-obuchayuschihsya-v-sisteme (дата обращения: 26.02.2025).
31. Сивинский А.М. Современные методики эффективного обучения детей с нарушениями слуха: сотрудничество, межпредметность и пропедевтика // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-effektivnogo-obucheniya-detey-s-narusheniyami-sluha-sotrudnichestvo-mezhpredmetnost-i-propedevtika (дата обращения: 16.12.2024).
32. Сивинский А.М. Разработка эффективной модели обучения детей с нарушениями слуха в рамках современных подходов к образованию // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-effektivnoy-modeli-obucheniya-detey-s-narusheniyami-sluha-v-ramkah-sovremennyh-podhodov-k-obrazovaniyu (дата обращения: 11.12.2024).
33. Сомова С.В. Актуальные проблемы инклюзивного иноязычного образования / С.В. Сомова, О.Н. Исаева // Иностранные языки в школе. – 2019. - №12.- С. 54-59.
34. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова. – Москва : Владос. - 2011. – 167 с.
35. Терентьева, Ю.В. Игра в обучении лексике на уроках английского языка / Ю.В. Терентьева // Иностранные языки в школе. – 2012. – №3. – С. 17-22.
36. Трифонова Э.П. Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы детей с нарушением слуха // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionno-kompyuternyh-tehnologiy-v-korrektsionnoy-rabote-po-razvitiyu-poznavatelnoy-sfery-detey-s-narusheniem (дата обращения: 17.01.2025).
37. Чарушина Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка // Концепт. 2018. №V7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 01.02.2025).
38. Шагирова Г.М. Активизация познавательных интересов у обучающихся с ООП на уроках английского языка с применением игровых технологий // ELS. 2024. №1 июнь. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnyh-interesov-u-obuchayuschihsya-s-oop-na-urokah-angliyskogo-yazyka-s-primeneniem-igrovyh-tehnologiy (дата обращения: 01.02.2025).
39. Шалов А.И. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках английского языка /А.И.Шалов // Иностранные языки в школе. -2015. -№2. - С.15-20.
40. Шарапов В. Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 26.02.2025).
41. Шитик О.Н. Информационные технологии в обучении детей с нарушенным слухом // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obuchenii-detey-s-narushennym-sluhom-1 (дата обращения: 15.12.2024).
42. Красавина Ю.В. Пономаренко Е. П. Особенности использования печатных и электронных источников информации при обучении иностранному языку глухих и слабослышащих студентов технического вуза // Вестн. Том. гос. ун-та. 2023. №494. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-pechatnyh-i-elektronnyh-istochnikov-informatsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-gluhih-i (дата обращения: 26.02.2025).
43. Юрчик Р.О. Игровые технологии на уроках иностранного языка в начальной школе / Р.О. Юрчик // Иностранные языки в школе. – 2010. – №4. – С.52-55.
44. Якунина О.В. , Кулахметова А.М. Адаптация ребенка с тугоухостью к массовой школе // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebenka-s-tugouhostyu-k-massovoy-shkole (дата обращения: 26.02.2025).